Дидактические игры на формирование вычислительных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 05:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с нарушением умственного развития и соответственно проблема их обучения, воспитания, а также дальнейшей их реабилитации и социализации. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной решать новые жизненные проблемы.
Проблема формирования навыков устных вычислений у учащихся с нарушением интеллектуального развития актуальна тем, что они являются неотъемлемой частью коррекции познавательного процесса в целом, а также имеет и практическое значение, так как выпускники данной школы, вступая в самостоятельную жизнь, сразу включаются в производительный труд.

Оглавление

Введение
Глава I. Анализ теоретических сведений по проблеме формирования вычислительных навыков устного счета на уроках математики в специальной (коррекционной) школы VIII вида.
1.1 Особенности познавательной деятельности и трудности усвоения математических знаний учащихся.
1.2. Проблемы формирования навыков устного счета и пути их
преодоления.
Глава II. Организация и анализ исследования сформированности вычислительных навыков устного счета у учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
2.1. Организация и методика исследования.
2.2. Анализ результатов исследования сформированности вычислительных навыков у учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Глава III. Методические рекомендации. Дидактические игры на формирование вычислительных навыков.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Настя.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

 

Проанализировав литературу по проблеме развития вычислительных навыков можно сделать следующие выводы.

Учитель должен хорошо знать  потенциал возможности каждого  ученика, его трудности, чтобы умело организовать обучение, осуществлять индивидуальный и дифференцированных подход. Именно поэтому необходимо знать клиническую классификацию М.С. Певзнер.

Урок математики является одним из труднейших для  детей с нарушением интеллекта предметом, поэтому учитель должен преодолеть равнодушие ребенка к данному предмету. Опытный учитель знает, что самое главное, чтобы урок с самого начала «заладился». Если хорошо проведен устный счет, с известной долей уверенности можно сказать, что занятие и дальше пойдет успешно, ребята будут активны.

Устный счет - обязательная составная часть работы учителя с учащимися на каждом уроке математики. Систематические упражнения в устном счете способствуют прочности знаний школьника, развивают его логику, память, внимание, способность воспринимать на слух, развивать речь, приучать учащихся работать самостоятельно и организовано.

Был проведен констатирующий эксперимент, который  помог выявить уровень развития вычислительных навыков. Перед экспериментом были изучены психолого-педагогические характеристики детей и класса, это помогло выявить возможности каждого ученика. Все полученные данные были отражены при составлении заданий. В ней учитывались возможности учеников и программный материал.

Порой что  учитель порой забывает о таком  распространенном приеме работы, как дидактическая игра, которая вызывает повышенный интерес к процессу познания, и тем самым облегчает процесс усвоения знаний.

Использование упражнений и дидактических игр на уроках математики способствуют более эффективному усвоению учебного материала. Но самое главное, они способствуют ускорению процесса автоматизации навыков устного счета.

 

Список  используемой литературы.

  1. Богановская Н.Д. Особенности выполнения арифметических действий учащихся младших классов вспомогательной школы. //Дефектология. 1980, №6.

 

  1. Вопросы олигофренопедагогики. Сб. тр. /Московский педагогический институт; Ред. Кол.: М.Н. Перова (отв. Ред.) и др. - М: МГПИ, 1977.

 

  1. Гринько Л.А. Практическая направленность уроков математики во вспомогательной школе. //Дефектология. 1980, №2.

 

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М: Просвещение, 1986.

 

  1. Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей. Межвуз. Сб. науч. тр. /Моск. Пед. ин-т; Отв. Ред. М.Н. Перова. - М: МГПИ, 1984.

 

  1. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя. - М: Просвещение, 1989.

 

  1. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М: Просвещение, 1990.

 

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А.Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников: Кн. Для учителя. М,2001.

 

  1. Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

 

  1. Минчинская Н.А. Психология обучения арифметики. - М: Учпедизд., 1955.

 

  1. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственное развитие школьника: Избран, психолог, тр. /[Рец. - сост. И авт. Вступ. Ст. И.С. Якиманская]; АПН СССР - М: Педагогика, 1989.

 

  1. Никитина М.П. Некоторые приемы обучения учащихся вспомогательной школы устным вычислительным навыкам. //Дефектология. 1983, №3.

 

  1. Никольская И.П., Семенов Е.Е, Учимся рассуждать и доказывать. - М: Просвещение, 1989.

 

  1. Обучение и воспитание умственно отсталых детей и подростков. /Межвуз. Сб.  науч. тр. /Иркутский гос. пед. ин-т. [Отв. ред.  В.И. Нодельман]. Иркутск: ИГПИ, 1989.

 

  1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. /Под. ред. В.В. Воронковой. Москва: Школа-пресс, 1994.

 

  1. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для учителя. /М.Н. Перова - 2-е изд. перераб. - М: Просвещение; Учебная литература, 1996.

 

  1. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учебник для студ. Деф.Фак. Педвуз. М: Гуманит. изд. Владос, 1999.

 

  1. Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. - М, 1991.

 

  1. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. /Под. ред. Н.А. Менчинской. М: Педагогика, 1971.

 

  1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталых школьников. - М: Просвещение, 1986.

 

  1. Смоленцова А. А. Сюжетно дидактические игры с математическим содержанием. - М, 1987.

 

  1. Урок во вспомогательной школе. //Акт. Пр. олигофренопедагоги. Сб. научн. Тр. /АПН СССР, НИИ деф. /Ред. кол.: В.В. Воронкова (отв. ред. И др.) - М: АПН СССР, 1988.

 

  1. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математики. - М: Просвещение, 1995.

 

  1. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. - М: Просвещение ,1990

 

 

  1. Эк В.В. О работе по новой программе по математики во вспомогательной школе. //Дефектология. 1986, №2.

 

  1. Эк В.В. Словесная регуляция действий учащихся на уроках математики во вспомогательной школе. // Дефектология. 1988, №1.

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 1. Уровень  сформированности вычислительных навыков  в 5 классе.

 

Имена уч-ся

1

2

3

4

5

6

%

1. Вася Е.

100

100

50

75

50

75

75

2. Коля Ф.

100

75

25

50

75

50

62,5

3. Егор Д.

75

50

0

0

0

25

21

4. Петя Я.

100

50

50

25

25

75

54

5. Сережа П.

50

50

0

25

25

50

34

6. Дима У.

100

100

75

75

50

75

79

7. Алеша Б.

75

50

25

75

75

50

58

8. Маша Ф.

100

100

100

75

75

100

92

9. Лена О.

100

75

75

50

25

50

62,5

10. Зоя Л.

50

50

0

0

25

25

25

Сумма

85

70

50

45

42,5

57,2

 

 

 

 

 




Информация о работе Дидактические игры на формирование вычислительных навыков