Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 05:38, курсовая работа
Актуальность исследования. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с нарушением умственного развития и соответственно проблема их обучения, воспитания, а также дальнейшей их реабилитации и социализации. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной решать новые жизненные проблемы.
Проблема формирования навыков устных вычислений у учащихся с нарушением интеллектуального развития актуальна тем, что они являются неотъемлемой частью коррекции познавательного процесса в целом, а также имеет и практическое значение, так как выпускники данной школы, вступая в самостоятельную жизнь, сразу включаются в производительный труд.
Введение
Глава I. Анализ теоретических сведений по проблеме формирования вычислительных навыков устного счета на уроках математики в специальной (коррекционной) школы VIII вида.
1.1 Особенности познавательной деятельности и трудности усвоения математических знаний учащихся.
1.2. Проблемы формирования навыков устного счета и пути их
преодоления.
Глава II. Организация и анализ исследования сформированности вычислительных навыков устного счета у учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
2.1. Организация и методика исследования.
2.2. Анализ результатов исследования сформированности вычислительных навыков у учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Глава III. Методические рекомендации. Дидактические игры на формирование вычислительных навыков.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Глава I. Анализ теоретических сведений по проблеме формирования вычислительных навыков устного счета на уроках математики в специальной (коррекционной) школы VIII вида.
1.1 Особенности познавательной деятельности и трудности усвоения математических знаний учащихся.
1.2. Проблемы формирования навыков устного счета и пути их
преодоления.
Глава II. Организация и анализ исследования сформированности вычислительных навыков устного счета у учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
2.1. Организация и методика исследования.
2.2. Анализ результатов исследования сформированности вычислительных навыков у учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Глава III. Методические рекомендации. Дидактические игры на формирование вычислительных навыков.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с нарушением умственного развития и соответственно проблема их обучения, воспитания, а также дальнейшей их реабилитации и социализации. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной решать новые жизненные проблемы.
Проблема формирования навыков устных вычислений у учащихся с нарушением интеллектуального развития актуальна тем, что они являются неотъемлемой частью коррекции познавательного процесса в целом, а также имеет и практическое значение, так как выпускники данной школы, вступая в самостоятельную жизнь, сразу включаются в производительный труд. Социальная адаптация таких детей не возможна без овладения необходимыми навыками счета.
Устный счет является сложным психическим актом, в котором задействованы основные психические процессы.
Необходимость развития и укрепления навыков устного счета служит неоспоримым фактом. Так как упражнения, служащие этой цели, возбуждают в детях интерес к вычислениям, развивают внимание, укрепляют память. В результате упражнений по устному счету хорошо организуется коллектив класса, глубже осуществляется связь обучения с жизнью, укрепляются и расширяются познавательные интересы, облегчается усвоение арифметического материала, вырабатывается четкость, точность выполнения заданий.
В процессе овладения счетом происходит тесная связь между первой и второй сигнальной системой, так как правильная организация работы над устным счетом тесно связана с работой по развитию математической речи.
Разные ученые посвящали свои труды установлению взаимосвязи между важнейшими психическими процессами и устным счетом. В их числе можно назвать имена Т.В.Розановой (1985), Б.А.Мершон (1968), А.А.Хилько (1968), Н.Д.Богановской (1985), В.В.Эк (1988) и др.
Устный счет детей с интеллектуальным недоразвитием имеет ряд особенностей, обусловленных несформированностью познавательных процессов.
Проблемой развития навыка устного счета на уроках математики детей с интеллектуальным недоразвитием занимались ученые С.П.Алексахин, Н.Ф.Кузьмина-Сыромятникова, А.А.Хилько, М.П.Никитина, В.В.Эк. Изучением практических упражнений на уроках математики, как средства коррекции познавательной деятельности занимались Б.И.Пинский рекомендациях по развитию навыка устного счета, основанных на современных научных данных и знаний особенностей детей с интеллектуальным недоразвитием.
Современная коррекционная педагогика направлена на поиск новых способов воздействия на ребенка с интеллектуальным недоразвитием, с целью компенсации имеющегося дефекта и развития потенциальных возможностей.
Специальные исследования влияния устного счета на формирования вычислительных навыков не решают всего круга вопросов связанных с приобретением данных навыков у учащихся с нарушенным интеллектуальным развитием.
Проблема исследования. Коррекция несформированности вычислительных навыков у учащихся школы VIII вида с использованием устного счета является одним из условий обучения математике, но технология данного процесса остается недостаточно разработанной.
Объект исследования. Состояние вычислительных навыков, система работы по преодолению несформированности навыков устных вычислений у учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Предмет исследования. Процесс создания, апробирования и совершенствования педагогической технологии формирования несформированности навыков устного счета, методических приемов работы по формированию навыков устного счета у учащихся 5-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Гипотеза исследования. Эффективность формирования вычислительных навыков у учащихся 5-х классов школы VIII вида будет существенно повышена, если коррекция несформированноти этих навыков будет проводиться с использованием различного видов работы с применением устного счета.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность использования методических рекомендаций, направленных на преодоление несформированности вычислительных навыков путем использования различных видов работ с применением устного счета у учащихся 5-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы. В ходе экспериментального исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы.
1. Теоретические методы: анализ медицинской и психолого-педагогической литературы использовался с целью установления степени изученности проблемы, рассматриваемой в исследовании.
2. Практические методы:
А)Изучение
медицинской и психолого-
Б)Беседа. Метод использовался для изучения личностных особенностей ребенка, а также он способствовал установлению контакта между испытуемым и экспериментатором.
В)Эксперимент: констатирующий эксперимент, как метод использовался с целью установления степени сформированности навыков устного счета у испытуемых учащихся.
Организация исследования. Базой исследования явилась специальная коррекционная школа VIII вида №8 города Минусинска.
Исследование проводилось в течение месяца
I этап: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования; разработка методики констатирующего эксперимента.
II этап: проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.
III этап: разработка системы дидактических игр.
Глава I. Анализ теоретических сведений по проблеме развития вычислительных навыков устного счета на уроках математики в специальной (коррекционной) школы VIII вида.
1.1.
Особенности познавательной
В своей работе В.В. Воронкова пишет, что для успешной работы с умственно отсталыми детьми учителю важны знание того предмета, который он преподает, владение методикой обучения, умение установить и поддержать контакт со школьниками, владение сведениями о детях определенной возрастной группы. И вместе с тем этого недостаточно, отмечает автор. Учитель вспомогательной школы имеет дело с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т.е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития. [13; С.44]
В.В Воронкова писала, что воспитание, обучение, трудовая подготовка для умственно отсталых детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, то есть меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность умственно отсталого ребенка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.[13; С.46]
Для продвижения ребенка с нарушением интеллекта в общем развитии, отмечала Петрова В.Г., для усвоения ими знаний, умений и навыков существенно важным является не всякое, но специально организованное обучение и воспитание. Специальное обучение, направленное на развитие умственно отсталых детей, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно - мышления. Это обусловлено тем, что именно дефектность мышления обнаруживается у таких детей особенно резко, и в свою очередь затормаживает и затрудняет познание окружающего мира.[14; С.16]
Продвижение умственно отсталых детей происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Исследованиями установлено, что несомненная активизация познавательной деятельности сменяется годами, в течение которых, как бы подготавливаются, концентрируются возможности, необходимые для последующих положительных сдвигов. Наибольшее продвижение можно заметить в первые два школьных года обучения, на четвертом- пятом году и в конце обучения. [14; С.48]
М.Н.Перова высказала мысль о том, что овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение и сравнение. [14;С.19]
Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для учащихся вспомогательной школы. Это объясняется с одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математический знаний учащимися. Успех в обучении математики школьников во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой - от учета потенциальных возможностей учащихся.[14; С. 19]
По мнению М.Н.Перовой, у умственно отсталых школьников с большим трудом вырабатываются новые условные связи, особенно сложные, но, возникнув, они оказываются не прочными, хрупкими, а главное, недиферренцированными. Слабость дифференциации не редко приводит к уподоблению знаний. Учащиеся быстро утрачивают те существенные признаки, которые отличают одну фигуру от другой, один вид задачи от другого. [14; С.21-22]
С.Я.Рубинштейн сделала вывод о том, что трудности в обучении математике учащихся школы 8 вида обуславливаются костностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Отмечается «застревание» на принятом способе решения примеров, задач, практических действий. С трудом происходит переключение с одной умственной операции на другую, качественно иную. Например, учащиеся, научившись складывать и вычитать приемом пересчитывания, с большим трудом овладевают приемами присчитывания и отсчитывания. Недостатки мышления проявляются также в стереотипности ответов. [17; С.23]
В.В.Эк говорит, что несовершенство анализа приводит к тому, что умственно отсталые школьники сравнение задач, примеров, математических выражений проводят поверхностно, не проникая во внутренние связи и отношения. Нередко при сравнении наблюдается «соскальзывание» на несоотносимые элементы. [5; С.10]
Характеризуя мышление, В.В Воронкова пишет, что следует специально подчеркнуть стереотипность, тугоподвижность этого процесса. Именно поэтому применение имеющихся знаний в новых условиях вызывает у школьников затруднение и часто приводит к неправильному выполнению задания. [13;С.51]
Этот вывод совпадает с мыслью Н.Д.Богановской о том, что воспринимая задачу фрагментарно, ученик и решает ее на основе воспринятого фрагмента, а также при вычислении значений числовых выражений, содержащих два действия и более, учащиеся выполняют только первое действие, а ответ записывают ко всему выражению. [1; С.14]
Трудности при обучении математике, пишет М.Н.Перова, вызываются также несовершенством зрительных восприятий (зрительного анализа и синтеза) и моторики учащихся. Это проявляется в обучении письму вообще и цифр в частности. У школьников с нарушением интеллекта младших классов нередко наблюдается зеркальное письмо цифр. Учащиеся часто путают цифры 6 и 9, 2 и 5, 7 и 8. Затрудненность письма у некоторых школьников усугубляется тремором (дрожанием) рук, параличами. Несовершенство зрительных восприятий, трудности пространственной ориентировки приводят к тому, что учащиеся не видят строки и не понимают ее значения. Поэтому ученик может начать писать строчку цифр в левом верхнем углу тетради, а закончить ее в правом нижнем углу, то есть располагать цифры по диагонали, также располагает и строчки примеров, не соблюдает высоту цифр, интервалы. [14; С.20-21]
Н.Д.Богановская отмечает, что значительные трудности у учащихся с нарушением интеллекта вызывает пересчет предметов. Например: ученик называет одно количество предметов, а берет или отодвигает совсем другое, то есть называние чисел опережает показ или, наоборот, показ опережает называние чисел. Данную особенность автор объясняет тем, что у школьников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается недостаточность, скованность движений или, наоборот, импульсивность, расторможенность. [1; С.15]
Информация о работе Дидактические игры на формирование вычислительных навыков