Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 05:38, курсовая работа
Актуальность исследования. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с нарушением умственного развития и соответственно проблема их обучения, воспитания, а также дальнейшей их реабилитации и социализации. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной решать новые жизненные проблемы.
Проблема формирования навыков устных вычислений у учащихся с нарушением интеллектуального развития актуальна тем, что они являются неотъемлемой частью коррекции познавательного процесса в целом, а также имеет и практическое значение, так как выпускники данной школы, вступая в самостоятельную жизнь, сразу включаются в производительный труд.
Введение
Глава I. Анализ теоретических сведений по проблеме формирования вычислительных навыков устного счета на уроках математики в специальной (коррекционной) школы VIII вида.
1.1 Особенности познавательной деятельности и трудности усвоения математических знаний учащихся.
1.2. Проблемы формирования навыков устного счета и пути их
преодоления.
Глава II. Организация и анализ исследования сформированности вычислительных навыков устного счета у учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
2.1. Организация и методика исследования.
2.2. Анализ результатов исследования сформированности вычислительных навыков у учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Глава III. Методические рекомендации. Дидактические игры на формирование вычислительных навыков.
Заключение
Список используемой литературы
Проанализировав литературу по проблеме развития вычислительных навыков можно сделать следующие выводы.
Во-первых учитель должен хорошо знать потенциал возможности каждого ученика, его трудности, чтобы умело организовать обучение, осуществлять индивидуальный и дифференцированных подход. Именно поэтому необходимо знать клиническую классификацию М.С. Певзнер.
Для детей с интеллектуальным недоразвитием урок математики является одним из труднейших предметов, поэтому учитель должен преодолеть равнодушие ребенка к данному предмету. Опытный учитель знает, что самое главное, чтобы урок с самого начала пошел хорошо.
Если хорошо
проведен устный счет, с известной
долей уверенности можно сказат
Глава 2. Организация и анализ исследования сформированности вычислительных навыков устного счета у учащихся 5 класса специальной (коррекционной школы) VIII вида.
2.1
Организация и методика
Эксперимент проводился 2005-2006г на базе специальной коррекционной школы VIII вида №8 г. Минусинска.
В эксперименте участвовали ученики 5 класса в составе 10 человек. Из них 3 девочки и 7 мальчиков.
Среди всего коллектива есть всего одна сирота, остальные дети имеют родителей. Необходимо отметить то, что среди последних, шестеро воспитываются в малообеспеченных неблагоприятных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем и не занимаются воспитанием детей; четверо проживают в благоприятных условиях и достаточно обеспечены в материально плане.
Самые старшие в классе Дима У. - ему 15 лет и Петя Я. 14 лет; все остальные дети в возрасте 13 лет.
Среди всего коллектива 7 человек имеют диагноз олигофрения умеренной дебильности. Вася Е., Коля Ф., Дима У., Лена О., Петя Я., Зоя Л., Алеша Б.; двое учеников - Егор Д, Сережа П. – с диагнозом олигофрения в степени выраженной дебильности; Маша Ф - страдает ЗПР на резидуально ограниченном фоне.
Коллектив класса сформировался недавно, поэтому взаимоотношения неустойчивы. Самой яркой чертой является то, что дети могут быть и активными, и пассивными. На это влияет время дня и день недели (в начале дня и недели активны; в конце дня и день недели - пассивны), от времени дня и урока. Необходимо заметить, что совсем нет пар между девочками и мальчиками, но в целом взаимоотношения между ними благоприятные и дружеские.
В классе можно выделить следующих учеников, которые хорошо успевают по предметам в соответствии с программой - Вася Е. Коля Ф, Маша Ф, Лена О. Слабыми учениками являются Егор Д, Сережа П, Зоя Л.
Для выявления уровня сформированности вычислительных навыков, были разработаны задания, основанные на программном материале. В данной работе выделялись 6 параметров.
9-4 17-8 12+6 20-13
23+18 42-7 50+4 27+12
6*6 81:9 9*5 56:7
12*4 14*2 36:3 44:4
810:9 210*4 240:8 112*3
8*10 120:10 5*100 300:100
2.2. Анализ результатов исследования сформированности вычислительных навыков у учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Задания были предложены вначале урока (вопросы). На их решение было потрачено 30 минут. При этом дети сидели по одному за партой, и у каждого был свой листок для ответов. Полученные данные можно представить в таблице.
1. Вася Е.
Уровень сформированности вычислительных навыков равен 75% . Затруднения встретил при решении примеров на умножение и деление в пределах 100 (50%), внетабличное умножение и деление двузначных чисел на однозначное (75%),а также умножение и деление трехзначных чисел на однозначное (50%), умножение и деление на 10 и 100(75%). При решении других примеров ошибок не допустил.
2. Коля Ф.
Уровень сформированности вычислительных навыков равен 62,5%. Затруднения вызвало решение примеров на табличное умножение и деление в пределах 100 (25%),. Сложение и вычитание в пределах 100 (75%), Внетабличное умножение и деление трехзначных на однозначное (75%), внетабличное умножение и деление двузначных чисел на однозначное (50%). Остальные примеры решил.
3. Егор Д.
Уровень сформированности вычислительных навыков равен 21%. Сложение и вычитание в пределах 20 и в пределах 100 (75%), умножение и деление на 10 и 100 (25%). Остальные примеры не решил вообще.
4. Петя Я.
Уровень сформированности вычислительных навыков равен 54%. Затруднения вызвало внетабличное умножение и деление двузначного числа на однозначное (25%) и внетабличное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное (25%). сложение и вычитание в пределах 100 (50%). Табличное умножение и делении (50%). Умножение и деление на 10 и 100 (75%).
5. Сережа П.
Уровень сформированности вычислительных навыков равен 34%.3атруднения вызвало решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 (50%). Сложение и вычитание в пределах 100 (50%) Табличное умножение и делении (0%). Внетабличное умножение и деление двузначных чисел на однозначное (25%). Внетабличное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное (25%). Умножение и деление на 10 и 100 (50%).
6. Дима У..
Уровень сформированности вычислительных навыков равен 79%.отлично решил примеры на сложение и вычитание в пределах 20 (100%). Сложение и вычитание в пределах 100 (100%). Внетабличное умножение и деление двузначных чисел на однозначное (75%). Внетабличное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное (50%). Табличное умножение и деление (75%).Уножение и деление на 10 и 100 (75%).
7. Алеша Б..
Уровень сформированности вычислительных навыков равен 58%. Внетабличное умножение и деление двузначных чисел на однозначное (75%), сложение и вычитание в пределах 20 (75%). Сложение и вычитание в пределах 100 (50%). Внетабличное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное (75%). Табличное умножение и деление (25%). В примерах на умножение и деление на 10 и 100 (50%).
8.Маша Ф.
Уровень сформированности вычислительных навыков равен 92%. Внетабличное умножение и деление двузначных чисел на однозначное (75%). Внетабличное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное (75%). В остальных примерах ошибок не сделала.
9.Лена О.
Уровень сформированности вычислительных навыков равен 62.5%. Затруднения вызвало решение примеров Внетабличное умножение и деление трехзначных на однозначное (25%). Примеры на табличное умножение и деление (75%). Сложение и вычитание в пределах 100 (75%), внетабличное умножение и деление двузначных чисел на однозначное (50%), умножение и деление 10 и 100(50%).
10.Зоя Л.
Уровень сформированности вычислительных навыков равен 34%. Затруднения вызвало решение примеров Внетабличное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное (25%), умножение и деление на 10 и 100 (25%). Примеры на сложение и вычитание в пределах 20 (50%), сложение и вычитание в пределах 100 (50%). Не решила внетабличное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное(0%), табличное умножение и деление в пределах 100 (0%).
Анализируя полученные данные можно сказать, что в среднем уровень сформированности вычислительных навыков у учеников 5 класса школы 8 вида равен примерно 56%. Это говорит о том, что ученики владеют навыками устного счета еще в недостаточной степени хорошо. Особое внимание следует обратить на табличное умножение и деление в пределах 100 (40%), внетабличное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное (42,5%) и внетабличное умножение и деление двузначных чисел на однозначное (45%). Дети успешно справились с решением примеров на сложение и вычитание в пределах 20(85%) и на сложение и вычитание в пределах 100(70%).
Важно отметить, что учитель порой забывает о таком распространенном приеме работы, как дидактическая игра, которая вызывает повышенный интерес к процессу познания, и тем самым облегчает процесс усвоения знаний. Именно поэтому хотелось бы предложить некоторые виды дидактических игр.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, который помог выявить уровень сформированности вычислительных навыков. Перед экспериментом были изучены психолого-педагогические характеристики детей и класса, это помогло выявить возможности каждого ученика. Все полученные данные были отражены при составлении заданий. В ней учитывались возможности учеников и программный материал.
Использование упражнений и дидактических игр на уроках математики способствуют более эффективному усвоению учебного материала. Но самое главное, они способствуют ускорению процесса автоматизации навыков устного счета.
Глава III. Методические рекомендации. Дидактические игры на формирование вычислительных навыков.
Упражнения в устном счете оживляют уроки математики и делают их более интересными. Все это способствует более хорошему усвоению учебного материала, а самое главное идет автоматизация навыка устного счета.
Экспериментальная работа показала, что самым сложным для детей явились примеры на внетабличное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное, то и игры будут представлены на данную тему.
Игра с мячом.
А). Называя какой-нибудь пример (6*8), учитель бросает мяч ученику, а ученик должен назвать уже результат и возвращает мяч учителю.
Б). Учитель бросает мяч ребенку называя примерна деление (48:6) . Ребенок ловит мяч, называет ответ и возвращает мяч учителю.
Круговые примеры.
Составляются примеры, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Ученики составляют пример с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Например, на доске дана запись:
2*2=4 4*2=8 8*4=32
3*3 =9 9*4=? ?:6=?
Счетные полосы.
Каждый ученик получает столбик с цифрами и по нему решает примеры на умножение, последовательно называя и умножая число к другому. Например,
1234 1*2=2 2*4=8 8*3=24
В следующий раз каждый ученик получает один или два столбика и самостоятельно составляет примеры.
Счетный квадрат.
Расчерчивается квадрат на доске и в тетради, ученики могут по очереди выходить к доске и заполнять пустые клетки. Например, 3*3, 3*4 и т.д., ответ записывают в квадрате, (можно выполнять это задание и одному ученику). Затем игра усложняется. У каждого ученика лежит квадрат. Учитель говорит: по 5 взять 3 раза, по 5 взять 8 раз и т.д., а дети находят табличку с ответом и кладут к соответствующей клетке. По мере изучения таблицы умножения счетные квадраты увеличиваются до 4-5.
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
18 |
21 |
24 |
27 |
30 |
Заполняю сами у доски. | ||||
5 |
15 |
25 | ||
35 |
45 |
Самостоятельная работа по заданиям учителя.
Счетная линейка.
На доске нарисована линейка. 1,2,3,4,56,7,8,9,10. У детей просят найти произведение всех четных чисел, а затем нечетных. При этом дети решают примеры вслух без записи.
Рыбалка
Даны 3 удочки с цифрами (например, 9,5,8.) и рыбки с примерами (36:4, 35:7, 56:7). Детям дается установка: « сегодня у наших друзей необычная рыбалка. Отгадайте, кто из рыбаков самый удачливый? Решите примеры, которые написаны на рыбках. Если ответ совпадает с цифрами на поплавке, значит рыбка попадается на эту удочку».
Эти упражнения подобраны специально для более эффективного изучения нового материала и автоматизации навыков устного счета. Данные упражнения универсальны, их можно использовать при изучении любой темы. Но важно отметить, что большую роль играет творчество и фантазия учителя.
После изучения проблемы развития вычислительных навыков у детей с проблемами в интеллектуальной сфере, можно сделать следующие выводы.
Большую роль в учебном процессе имеет степень интеллектуального недоразвития детей, которая помогает осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. Только учитывая их особенности и возможности, можно достичь высоких результатов в коррекционной деятельности.
Практически самой главной частью урока математики является устный счет, который вызывает большие затруднения у детей с проблемами в развитии. Устный счет способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, сообразительности, приучает работать самостоятельно.
Чтобы узнать уровень развития вычислительных навыков у учеников 5 класса школы 8 вида, была разработаны задания. Наибольшие затруднения вызвало у детей решение примеров на табличное умножение и деление в пределах 100 (40%), внетабличное умножение и деление трехзначных на однозначное (42,5%) и на внетабличное умножение и деление двузначного числа на однозначное (45%). Все эти показатели объясняются особенностями психического развития детей (слабость процессов памяти, внимания, мышления).
Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают разного рода трудности при изучении математического материала, в связи с недоразвитием умственных способностей. Изучение учащимися устного счета в этом смысле тоже не является исключением.
Информация о работе Дидактические игры на формирование вычислительных навыков