Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:02, дипломная работа
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы.
Гипотеза: деятельность по обеспечению преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой будет протекать успешно, если учитываются следующие условия:
воспитатель планирует работу в системе;
взаимодействует с педагогами школы, родителями;
учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
использует различные формы и методы работы
Стр.
Введение……………………………………………………………………..
3
Анализ психолого-педагогической литературы по теме:
«Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы»
1.1. Современные проблемы преемственности ДОУ и школы…….…
9
Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………....................................................
14
Понятие готовности к школьному обучению и основные
показатели……………………………………………………..........…
24
Анализ существующих методов определения готовности детей к школе……………………………………..……….…......................…
34
1.5. Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы………...….
44
Выводы по I главе…………………………………………………………
49
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по теме: «Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы».
2.1. Организационно – диагностический этап…………………….…...
53
2.2. Интерпретационный этап………………………………………..…
57
2.3. Формирующий этап…………………………………………….…..
62
2.4. Обобщающий этап……………………………………………….....
66
Выводы по II главе………………………………………………………..
70
Заключение………………………………………………………………..
72
Список литературы……………………………………………………….
76
Приложения………………………………………………………………..
80
Рис.4. Мотивация к школе
Рис.5. Самооценка.
На интерпретационном этапе в ходе диагностики по методике «Веселый – Грустный» для оценки эмоционального отношения детей к предстоящему процессу обучения мы выявили, что 9 детей (75%) имеют позитивный настрой и оцениваются как эмоционально благополучные, 3 детей (25%) «болезненно» относятся к предстоящему поступлению в школу и оцениваются как эмоционально неблагополучные.
После проведенной беседы с детьми «Хочет ли ребенок идти в школу?» мы выявили 4 детей (42%) о которых не стоит беспокоиться, они отлично знают, что такое школа, и с большим желанием хотят идти учиться; 6 детей (50%) в школу хотят, но в основном они мечтают пока о новых играх и друзьях; 2 ребёнка (17%) полагают, что неплохо живут и без школы. В этом случае следует задуматься о причинах такого мнения.
После проведенного анкетирования с родителями «Насколько Ваш ребенок готов к школе» нами были рассмотрены отдельные «параметры готовности к школьному обучению» и выявлены следующие результаты: можно сказать, что 5 (42%) детей вполне готовы к школе, по мнению родителей, однако это не означает, что больше с ними не нужно заниматься; 4 (33%) ребёнка — многое умеют, однако необходимо заниматься с ними и особое внимание обратить на те параметры готовности к школе, по которым они набрали меньше всего баллов; 3 (25%) ребёнка, набрали меньше всего баллов. Придется приложить все усилия, чтобы максимально подготовить этих детей к школе.
Итак, проблема видится в том, что, несмотря на работу, проводимую воспитателем в данной группе по подготовке детей к школе, есть ребята, которые «болезненно» воспринимают предстоящее обучение в школе (3 ребенка). По результатам диагностик мы увидели, что уровень мотивационной готовности недостаточно сформирован у 8 детей из всей группы. Это вызывает беспокойство. Анкетирование родителей так же показало, что у двух детей снижен мотивационный компонент готовности к школе. Родители считают, что дети не ориентированы на успех в учёбе. Чтобы они захотели учиться, нужно развивать у них потребность узнавать новое, демонстрировать свой интерес к окружающему миру, приучать трудиться. Эмоционально-волевая сфера двух детей так же настораживает. Положительные эмоции уступают место отрицательным.
На формирующем этапе с учетом результатов проведенных диагностик, нами был разработан и проведен следующий план работы по обеспечению преемственности между дошкольным учреждением и школой:
1. Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста по формированию мотивационной готовности к школе.
2. Сюжетно – ролевая игра «Школа».
3. Экскурсия в школу.
4. Литературно-музыкальная композиция (показ детьми начальной школы).
Концерт для детей ДОУ с участием учеников Гимназии №6 г. Гусева.
5. Консультации для родителей «Как выбрать школу»,
С целью повышения мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе, мы подобрали и провели игры и упражнения. Игры проходили в течение дня. Участие принимали все дети подготовительной к школе группы.
Правила игры: Воспитатель даёт задания детям, помогает им. Дети самостоятельно выполняют задания.
Ход игры: Детей мы посадили полукругом на ковре. В игре "Что такое школа?" и "Мои школьные трудности" воспитатель задавал детям вопросы, а они на них отвечали.
"Что такое школа?": Что вы знаете о школе?
"Мои школьные трудности": Что может быть трудным в школе?
В игре "Самое-самое в школе", дети придумывали, что в школе самое интересное, скучное, радостное, трудное.
В игре "Школьные принадлежности" ребятам нужно было вспомнить школьные принадлежности и изобразить их.
Цель: Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными.
Игровое задание: Успешно учить и учиться.
Правила игры: Учитель даёт задания детям, помогает им. Дети старательно и самостоятельно выполняют задания.
Материал: карточки, цифры, геометрические формы, разрезная азбука, карандаши, альбомы, детские книжки, 3 мольберта.
Ход игры: Всех детей мы поделили на 3 равных группы – классы («А», «Б», «В»). В каждой группе выбрали учителя, который проводил свой урок: математика, русский язык, физкультура и др. (по желанию детей). Когда учителя заканчивали урок, ученики каждого класса демонстрировали другим ученикам свои успехи. За правильно выполненное задание ученики получали фишки. Если все дети в классе награждались фишками, то и учитель её получал. Число фишек каждого класса записывалось на доске. По окончанию игры больше всего фишек набрал класс «Б», меньше всего – класс «В» (фото 1)
Фото 1. Проведение сюжетно-ролевой игры «Школа»
Экскурсия в школу.
Цель: Формирование у детей правильных представлений о школе и учении; формирование положительного эмоционального отношения к школе.
Место проведения: Гимназия №6
Ход экскурсии: Проводя экскурсию по школе, мы заходили в 1е классы и беседовали со школьниками. Они читали нам рассказы, и мы вместе разучивали стихи школьной тематики, рассматривали картины, отражающие школьную жизнь, и беседовали по ним. Ученики объясняли нашим детям, зачем они ходят в школу. Игр