Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:02, дипломная работа
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы.
Гипотеза: деятельность по обеспечению преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой будет протекать успешно, если учитываются следующие условия:
воспитатель планирует работу в системе;
взаимодействует с педагогами школы, родителями;
учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
использует различные формы и методы работы
Стр.
Введение……………………………………………………………………..
3
Анализ психолого-педагогической литературы по теме:
«Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы»
1.1. Современные проблемы преемственности ДОУ и школы…….…
9
Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………....................................................
14
Понятие готовности к школьному обучению и основные
показатели……………………………………………………..........…
24
Анализ существующих методов определения готовности детей к школе……………………………………..……….…......................…
34
1.5. Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы………...….
44
Выводы по I главе…………………………………………………………
49
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по теме: «Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы».
2.1. Организационно – диагностический этап…………………….…...
53
2.2. Интерпретационный этап………………………………………..…
57
2.3. Формирующий этап…………………………………………….…..
62
2.4. Обобщающий этап……………………………………………….....
66
Выводы по II главе………………………………………………………..
70
Заключение………………………………………………………………..
72
Список литературы……………………………………………………….
76
Приложения………………………………………………………………..
80
Оглавление
Стр. | |
Введение………………………………………………………… |
3 |
«Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы» 1.1. Современные проблемы преемственности ДОУ и школы…….… |
9 |
|
14 |
показатели…………………………………………………… |
24 |
|
34 |
1.5. Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы………...…. |
44 |
Выводы по I главе………………………………………………………… |
49 |
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по теме: «Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы». 2.1. Организационно – диагностический этап…………………….…... |
53 |
2.2. Интерпретационный этап………………………………………..… |
57 |
2.3. Формирующий этап…………………………………………….….. |
62 |
2.4. Обобщающий этап………………………………………………..... |
66 |
Выводы по II главе……………………………………………………….. |
70 |
Заключение…………………………………………………… |
72 |
Список литературы………………………………… |
76 |
Приложения…………………………………………………… |
80 |
Введение
Проблема преемственности – это проблема
педагогического партнёрства и сотрудничества.
Л.Ф.Квитова
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Это не должно означать, что цель дошкольного образования - подготовка к школе, а тем более, ранее изучение программы первого класса. Следствием натаскивания в предшкольных классах по программе начальной школы является проявление скуки и апатии в первом классе. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется сформированностью у ребенка предпосылок деятельности учения. Неразвитость и несформированность познавательной деятельности дошкольника становится главным препятствием в решении проблемы преемственности дошкольного и начального образования.
В последнее время главной заботой родителей, когда их ребенок достигает 3 лет, становятся не игрушки, не сказки и даже не укрепление здоровья, а ...его поступление в школу. Это странно, но понятно. Для того чтобы ребенка приняли в хорошую школу, ему уже в 6 лет нужно выдержать ответственный экзамен на "готовность". Следовательно, нужно как можно раньше начать обучение. В результате родители ищут такой детский сад, в котором как можно раньше и как можно больше учат.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. «...Школьное обучение, - подчёркивает Л.С. Выготский, - никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»[10, с.198].
В.А.Сухомлинский писал: “От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям”[11, с.15].
Если ребенок оказывается
не подготовленным к школьным занятиям,
в классе он испытывает дискомфорт,
так как здесь меняется его
социальная позиция, ребенок включается
в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательно
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
В этот период в его жизнь входит учение. Л.Ф. Обухова пишет: «Учение – это последний вид деятельности в дошкольном возрасте. Вне обучения, вне процесса передачи ребёнку общественно выработанных способов действия, вообще невозможно развитие» [21, с.183]. Эта деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда; кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности. Соответственно изменившемуся положению ребенка и появлению у него новой ведущей деятельности – учения – перестраивается весь повседневный ход его жизни.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте готовность дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Как правило, будущие первоклассники с радостью и нетерпением ждут 1 сентября: их привлекает и внешняя сторона школьной жизни, и то, что теперь они ученики. И самое важное - они хотят учиться. Именно это помогает первокласснику быстро и в большинстве случаев безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения в классе, распорядка дня.
Запугивание трудностями
школьной жизни или неуместная жалость
по поводу предполагаемых строгостей
могут сделать ребенка
По этому ребенку нужна помощь не только со стороны педагогов, психологов, врачей, но и со стороны самих родителей. Если в семье было заложено правильное отношение к учению, дети, поступая в школу, уже достаточно ясно представляют себе, зачем надо хорошо учиться. Если родители делают упор лишь на формальную готовность ребенка к школе, то его учение может стать отбыванием тяжелой повинности.
В последнее время дети все меньше стремятся в школу. В чем же причина? Искусственно подталкивать ребенка в развитии, натаскивать к школе любой ценой неразумно. Д.Б.Эльконин считал, что знания, полученные в системе дошкольного развития не переносятся автоматически в школьную действительность. Они все равно будут заново встраиваться в совершенно иную учебную деятельность, включаться в иной школьный контекст
развития [19, с.78].
А вот навредить несвоевременная учеба может, особенно если она не учитывает способности ребенка ее принять. Поэтому особенно важной становится работа воспитателя по созданию интереса к школьному обучению на фундаменте, которого формируется комплекс готовности ребенка к школе.
Методологической основой нашего теоретического исследования, являются труды таких выдающихся отечественных учёных, как Л.С. Выготский, Ю.Ф. Змановский, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, М.И. Лисина, Д.Б.Эльконин, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, М.Д. Маханёва, Ш.А. Амонашвили и др.
Очень важно в подготовке ребенка к школе взаимное сотрудничество детского сада со школой, семьей и другими организациями.
Сотрудничество детского сада и школы во многом определяет уровень подготовленности дошкольников. Но детский сад сотрудничает не только со школой и семьей, но и с другими учреждениями и организациями. Создаются оптимальные семейные условия для подготовки ребенка к поступлению в первый класс.
Сотрудничество воспитателя и учителя определяются следующими паритетными направлениями:
- взаимное ознакомление с программами;
- взаимное посещение открытых уроков;
- ознакомление с методами и формами работы;
- специальные беседы о развитии детей;
Сотрудничество с другими учреждениями:
- с методическим кабинетом и отделом районного педагогического
центра;
- обоюдное участие
в педагогических советах,
- с психолого-педагогической
консультацией и детским
Целью сотрудничества является обеспечить взаимосвязи и преемственности влияния на детей.
Основными задачами при этом являются:
- обеспечение естественного перехода из детского сада в школу;
- улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе;
- обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи;
- помощь семье в подготовке к новой ситуации, возникающей при
поступлении ребенка в школу.
Таким образом, проблема
обеспечения преемственности
Объект исследования:
преемственность между
Предмет исследования: деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы.
Гипотеза: деятельность
по обеспечению преемственности ме
Задачи исследования:
Этапы исследования:
- На первом
этапе осуществлялось изучение
и анализ состояния
- Второй этап включал
организацию и проведение