Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы.
Гипотеза: деятельность по обеспечению преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой будет протекать успешно, если учитываются следующие условия:
воспитатель планирует работу в системе;
взаимодействует с педагогами школы, родителями;
учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
использует различные формы и методы работы

Оглавление

Стр.
Введение……………………………………………………………………..
3
Анализ психолого-педагогической литературы по теме:
«Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы»
1.1. Современные проблемы преемственности ДОУ и школы…….…



9
Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………....................................................

14
Понятие готовности к школьному обучению и основные
показатели……………………………………………………..........…

24
Анализ существующих методов определения готовности детей к школе……………………………………..……….…......................…

34
1.5. Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы………...….

44
Выводы по I главе…………………………………………………………
49
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по теме: «Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы».
2.1. Организационно – диагностический этап…………………….…...



53
2.2. Интерпретационный этап………………………………………..…
57
2.3. Формирующий этап…………………………………………….…..
62
2.4. Обобщающий этап……………………………………………….....
66
Выводы по II главе………………………………………………………..
70
Заключение………………………………………………………………..
72
Список литературы……………………………………………………….
76
Приложения………………………………………………………………..
80

Файлы: 1 файл

Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности ДОУ и школы.doc

— 6.51 Мб (Скачать)

В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.). Именно в этих видах деятельности впервые возникают общественные мотивы поведения, складывается иерархия мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются социальные навыки взаимоотношений.

Волевое начало в действиях ребёнка проявляется  в продуктивной деятельности, где  он обнаруживает способность достигать  цели, стараться сделать продукт  качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность также проявляется  в социальном поведении: ребёнок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

Особым объектом освоения становятся  для ребёнка собственное  тело  и телесные движения; детские  движения проявляют произвольный характер. В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребёнка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм ребёнка свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

В дошкольном детстве  получают развитие познавательные способности  ребёнка. Он проявляет широкую любознательность, задаёт вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, кроссворды, задачки и упражнения в которых «нужно думать».

Остановимся подробнее  на развитии познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Восприятие

- зрительное  восприятие становится ведущим  при ознакомлении с окружающим;

- осваиваются  сенсорные эталоны;

- возрастает  целенаправленность, планомерность,  управляемость, осознанность восприятия;

- с установлением  взаимосвязей с речью и мышлением  восприятие интеллектуализируется.

Память

- преобладает  непроизвольная образная память;

- память, всё  больше объединяясь с речью  и мышлением, приобретает интеллектуальный  характер;

- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребёнка;

- складываются  элементы произвольной памяти  как способности к регуляции  данного процесса сначала со  стороны взрослого, а потом  и самого ребёнка;

- формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приёмами запоминания;

- по мере  накопления и обобщения опыта  поведения, опыта общения ребёнка  с взрослыми и сверстниками  развитие памяти включается в развитие личности.

Внимание

- значительно  возрастают его концентрация, объём  и устойчивость;

- складываются  элементы произвольности в управлении  вниманием на основе развития  речи, познавательных интересов;

- внимание становится  опосредованным;

- появляются  элементы послепроизвольного внимания.

Мышление

- ребёнок решает  мыслительные задачи в представлении,  мышление становится внеситуативным;

- освоение речи  приводит к развитию рассуждений  как способа решения мыслительных  задач, возникает понимание причинности явлений;

- детские вопросы  выступают показателем развития  любознательности и говорят о  проблемности мышления ребёнка;

Появляется  иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

- ребёнок переходит  от использования готовых связей  и отношений к «открытию» более  сложных;

- возникают  попытки объяснить явления и  процессы;

- экспериментирование  возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

- складываются  предпосылки таких качеств ума,  как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Речь

- речь отрывается  от конкретной ситуации, теряет  ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

- ребёнок постигает  законы родного языка в процессе  действия со словом;

- ребёнок учится  излагать свои мысли связно, логично,  рассуждения превращаются в способ  решения интеллектуальных задач,  а речь становится орудием  мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов.


 

При поступлении  в школу ребенок должен уметь  устанавливать идентичность предметов  и их свойств тому или иному  эталону. Если речь идет о цвете, то он должен уметь дифференцировать цвета. Аналогично — видеть форму, размер предмета. Однако у большинства детей еще отсутствует умение анализировать воспринимаемые свойства предметов. Так, детям первого класса давали цветной кувшин и просили нарисовать его. Дети называли предмет, его цвет, но в процессе рисования не обращались к нему. В результате кувшины получились разных размеров, разной формы, разного цвета. Это означает, что дети еще не умеют целенаправленно анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы. В процессе учебной деятельности у них необходимо это постоянно формировать, учить их наблюдать.

Известно, что  внимание бывает двух видов: непроизвольное и произвольное. Шестилетний ребенок  может длительное время заниматься, не отвлекаясь только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. Но у него фактически еще не сформировалось произвольное внимание, которое обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе не интересно. Учебная деятельность не может обойтись без произвольного внимания, поэтому с первых же дней учебного года учитель должен планомерно формировать этот вид внимания у детей.

Характеристика  памяти у детей шести лет аналогична характеристике внимания. Ребенок легко  и быстро запоминает то, что привлекает его внимание своей яркостью, необычностью, т. е. то, что непосредственно интересно для него. Это и есть непроизвольная память. Как и в случае со вниманием, для учебной деятельности ребенку необходима произвольная память. В первые же дни школьной жизни он должен запоминать правила поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам. Ученик должен запомнить то, что ему надо сделать дома, и т. д. Учебная деятельность постепенно приведет ребенка к произвольным видам памяти, внимания. Но, как показывает опыт, без специального обучения учащиеся редко овладевают правильными приемами запоминания и воспроизведения.

Развитие мышления человека проходит несколько стадий. Начальная из них — наглядно-действенная. Эта стадия мышления характеризуется  тем, что дети, находящиеся на данной стадии, не могут выполнять действия без опоры на предметы или их материальные заменители (модели). Но в этом возрасте ребенок может быть и на стадии наглядно-образного Мышления. В этом случае он может понимать и выполнять действия, не используя рук. Их заменяет глаз, но необходимость во внешних предметах сохраняется. Обобщения производятся детьми этого возраста обычно на основе внешних, легко воспринимаемых признаков или признаков функциональных. Вместе с тем шестилетки обнаруживают интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов.

Они пытаются сами экспериментировать, чтобы найти  интересующий их ответ.  Дети этого  возраста задают множество вопросов. касающихся разных явлений и предметов  окружающего мира. К шести годам  у ребенка достаточно хорошо развита речь.  Дети в практике общения уже усвоили грамматику родного языка, правильно строят свою речь, но делают это чисто интуитивно. Язык как предмет изучения войдет в их жизнь в школе. Если ребенок посещал детский сад или если с ним специально занимались в семье, то он к шести годам способен произвести звуковой анализ слов. Расчленение слова на составляющие его звуки и указание порядка этих звуков в слове имеют первостепенное значение для обучения детей чтению и письму. Запас слов существенно расширяется (от трех до семи тысяч). Это зависит от условий жизни и воспитания ребенка в дошкольном детстве.

Воображение ребенка  шести лет активно используется им. Ребенок может сочинить сказку, придумать рассказ по картинке, нарисовать воображаемую ситуацию. При этом одни дети стремятся нарисовать то, что есть в реальности, а других больше занимает фантастическая картина мира. Развитие воображения детей, поступающих в школу, подготовлено дошкольными играми, сказками. Воображение имеет большое значение не только для учебной деятельности, но и для воспитания творческой личности, поэтому учитель должен продолжать развитие этой функции методами, адекватными учебной деятельности.

Таким образом, очевидно, что задачи  умственного  развития  ребенка  должны  решаться  в  тесной взаимосвязи с задачами воспитания  нравственно-волевых  качеств  личности:  настойчивости, прилежания,   старательности,   ответственности,   стремления   достигать    качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.

Сообщение детям  новых знаний, формирование более  сложных умений позволяет воспитателю  подчеркивать значение занятий для  развития познавательных интересов.  Каждый  вид  занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка. Основной целью занятий является формирование у детей  знаний  и  умений,  однако,  не менее  важно  воспитать  в  ребенке  любознательность,  операционные   стороны   мышления, произвольное  внимание,  потребность  в  самостоятельном  поиске  ответов  на  возникающие вопросы. Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать  усилие  и волю  для выполнения заданий,  овладевать  знаниями,  достигать положительных результатов в учении [26, с.16].

Более адекватный подход к установлению готовности ребёнка  к школе состоит в проверке степени развития психических функций:

Одновременно с развитием  этих качеств повышается компетентность ребёнка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребёнка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на её основе собственные решения.

К 6-7 годам старший  дошкольник переходит к новому виду деятельности - к учебной. В.С.Мухина писала: «Основная особенность учебной деятельности та, что её цель – усвоение новых знаний, умений и навыков, а не получение внешнего результата» [17, с.196]. Если ребёнок рисует, увлекаясь процессом рисования или стремясь получить красивый рисунок, он занят игрой или продуктивной деятельностью. Но когда на занятии по рисованию он ставит перед собой особую цель – научиться рисовать лучше, то его действия приобретают учебный характер. Систематическое усвоение детьми  знаний  на  занятиях  в детском саду  составляет  основу  овладения   элементами учебной деятельности.   

Таким образом, изменения, происходящие в детском  сознании приводят к тому, что к  концу дошкольного возраста ребёнок  становится готовым к принятию новой  для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие готовности к школьному обучению и основные  показатели

 

Среди функций, которые выполняет детский сад  в системе народного образования,  помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От  того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом  зависит успешность его дальнейшего обучения.

В современной психолого-педагогической литературе (Р.С. Буре, Иванова Г.М., Гуткина  Н.И., Поливанова К.Н., Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Г.М. Лямина, Г.Г. Петроченко, Т.В. Урунтаева) понятие готовности к школе рассматривается как многогранное развитие личности.

Л.С. Выготский [10, с.39]  говорил, что готовность к школьному  обучению формируется в ходе самого обучения. До тех пор, пока не начали обучать ребёнка в логике программы, до тех пор ещё нет готовности к обучению. Обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе.

Еще  А. П. Усова [26, с.8] считала, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать, поскольку это важно для их психологического развития и подготовки к школе. Такой подход  к данной  проблеме актуален и в наши дни. Так, практика показывает, что в каждом классе ученики  в  различной степени способны к обучению, в  неравной  степени  развита  и  учебная  деятельность.  Это связано с тем,  насколько  правильно  велась  подготовка  к  школе  в  период  дошкольного детства. В настоящее время многие дети не  посещают  дошкольные учреждения,  а  находятся дома,  поэтому  уровень  подготовки  детей  заметно  отличается  и  находится   в   прямой зависимости от того, сколько внимания уделялось вопросу  обучения,  подготовки  ребенка  к школе.

Психолого-педагогическая  готовность  к  школьному  обучению формируется  у  ребенка постепенно с момента рождения — в общении с взрослыми и сверстниками, в  игре,  посильном труде и дошкольном обучении. Про поступающего в  школу  мы  не  говорим,  что  он  готовый ученик, мы говорим о его психологической готовности  или  неготовности  к  новой  жизни в школе.

В отечественной  психологии установлено, что любые  психические свойства и способности  формируются лишь в той деятельности, для которой они необходимы. Значит, качества, необходимые для школы, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются уже сформированными сами эти качества, а в том, что он овладел предпосылками к их последующему развитию.

Изучение теоретической литературы позволяет оформить критерии, опираясь на которые мы можем судить о том, готов или не готов ребенок к поступлению  в  школу.  Готовым  к  школе  можно считать ребенка с достаточно высоким уровнем развития  физической,  психологической, нравственной и мыслительной деятельности. В деятельности,  как  в  фокусе  собираются  все достижения развития — состояние моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, воли.

Все дети развиваются по-разному: один ребёнок может начать систематическое обучение без ущерба для здоровья и развития в шесть лет, другому это будет по силам только в восемь. К.Д.Ушинский ещё в XIX веке писал по этому поводу: «…лучше начать ученье несколько позднее, чем несколько раньше, хотя, как-то, так и другое, имеют свои дурные стороны» [27, с.123].

Поэтому, когда говорят  о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень  физического, психического и социального  развития ребёнка, который необходим  для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его  здоровья.

Поэтому главная  задача детского сада и семьи  состоит  в  создании  условий  наиболее полного общего развития ребенка  с учетом его возрастных  особенностей  и  потребностей. 

Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создает необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. А.В. Запорожец отмечал: «Общая готовность имеет большее значение, чем специальная» [5, с.20].

Особое внимание должно уделяться  формированию у  ребёнка качеств личности, чувств и представлений, ответственности, самостоятельности; воспитанию у детей  эстетической культуры, духовности, представлений  о мире искусства, развитию художественного творчества, эстетических чувств и отношений.

Информация о работе Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы