Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:02, дипломная работа
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы.
Гипотеза: деятельность по обеспечению преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой будет протекать успешно, если учитываются следующие условия:
воспитатель планирует работу в системе;
взаимодействует с педагогами школы, родителями;
учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
использует различные формы и методы работы
Стр.
Введение……………………………………………………………………..
3
Анализ психолого-педагогической литературы по теме:
«Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы»
1.1. Современные проблемы преемственности ДОУ и школы…….…
9
Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………....................................................
14
Понятие готовности к школьному обучению и основные
показатели……………………………………………………..........…
24
Анализ существующих методов определения готовности детей к школе……………………………………..……….…......................…
34
1.5. Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы………...….
44
Выводы по I главе…………………………………………………………
49
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по теме: «Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы».
2.1. Организационно – диагностический этап…………………….…...
53
2.2. Интерпретационный этап………………………………………..…
57
2.3. Формирующий этап…………………………………………….…..
62
2.4. Обобщающий этап……………………………………………….....
66
Выводы по II главе………………………………………………………..
70
Заключение………………………………………………………………..
72
Список литературы……………………………………………………….
76
Приложения………………………………………………………………..
80
Для проверки гипотезы мы спланировали опытно – экспериментальную работу, которая была проведена в ДОУ №5 г. Гусева.
В опытно – экспериментальной работе приняли участие дети подготовительной к школе группы №5. Количество детей – 12. Из них 7 девочек и 5 мальчиков (приложение №1).
Средствами
обеспечения преемственности
В опытно - экспериментальной главе нами были поставлены и реализованы следующие задачи:
1. Проанализировать план по созданию преемственности между дошкольным учреждением и школой.
2. Подобрать и провести
диагностику для оценки
3. Провести беседу для определения мотивационной готовности к обучению в школе.
4. Провести анкету с
родителями с целью
5. На основании результатов сделать выводы и спланировать формирующий этап.
2.1. Организационно - диагностический этап.
Нами был проанализирован план работы по созданию преемственности между ДОУ №5 и гимназии №6 г. Гусева.
Для осуществления систематической работы по созданию преемственности между ДОУ №5 и гимназии №6 г. Гусева был создан план работы, целью и задачами которого являются:
Цель: создать
условия для непрерывного
Задачи:
- обеспечить
успешную адаптацию на
- выработать единые подходы в развитии детей в условиях дошкольного и
школьного образования;
- создать
банк методических
прогимназических классов.
Выделены основные
направления по организации
- формирование готовности к школьному обучению: формирование положительной мотивации детей дошкольного возраста к обучению в школе;
- формирование
у детей-дошкольников
- преемственность
содержания образования (
- преемственность методов, приёмов обучения и воспитания
(технологическая
- преемственность
характера взаимодействия
- преемственность построения предметно-пространственной среды;
- преемственность ведущих
видов деятельности, характерных
для дошкольников и младших
школьников (игровая - учебная), развитие
новой ведущей деятельности (учебной)
при равноправном
- преемственность в работе с родителями.
План работы
1. Методическая работа
«Где будет лучше учиться вашему ребёнку» (приложение №5)
Для диагностики эмоционального отношения детей подготовительной к школе группы к предстоящему процессу обучения в школе, нами была подобрана и проведена методика «Веселый – грустный» Е.П. Ильина [19, с.629].
Испытуемым предлагаются рисунки, на которых изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.
Содержание рисунков.
1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна.
2. Ученик у доски отвечает урок; рядом стоит учительница.
3. Дети в классе во время урока.
4. Ученик в школьном
коридоре разговаривает, с
5. Ребенок дома, готовит уроки.
6. Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки.
(На всех картинах нет лиц).
Ребенку необходимо описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках – веселое или грустное, и объяснить, почему. Мальчикам предлагаются картинки с изображением мальчиков, девочкам – с изображением девочек.
На следующем этапе была проведена беседа с детьми «Хочет ли ребенок идти в школу?».
Цель беседы: выявить
уровень мотивационной
Детям были заданы следующие вопросы:
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
3. Думаю, что буду
приглашать на свой день
4. Мне хотелось бы, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
6. Когда я пойду
в школу, то буду хорошо
7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.
8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
9. Мне хочется в школу, потому что ребята из моего дома уже учатся.
10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.
При сумме 1-3 балла: ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. В этом случае следует задуматься о причинах такого мнения.
При сумме 4-8 баллов: да, в школу хочется, но в основном он мечтает пока о новых играх и друзьях.
При сумме 9-10 баллов: Вам не стоит беспокоиться. Хорошо, если Ваш ребенок сохранит такое отношение к школе на ближайшие десять-одиннадцать лет.
Так же нами было проведено
анкетирование родителей «
Анкета состоит из 45 вопросов. В результате анкетирования выявляются следующие параметры готовности к школе: психическое здоровье; психомоторика; умение читать, писать, считать; умение общаться; интеллектуальные процессы, предметные знания; эмоционально-волевая сфера; мотивация к обучению в школе; самооценка; дисциплинированность.
Итак, нами был изучен план работы по созданию преемственности между ДОУ №5 и гимназии №6 г. Гусева. Мы отмечаем, что работа ведется систематически и планомерно, используются разнообразные формы работы с родителями, детьми, методическая работа.
Хотелось бы отметить, что в работе с родителями мало внимания уделяется проблеме подготовки детей к школе, а именно отсутствуют консультации по особенностям возрастного развития, а так же рекомендации по подготовке детей к школьному обучению. Необходимо, чтобы родители будущих первоклассников знали те требования, которые предъявляет современная школа.
После проведения диагностики для оценки эмоционального отношения детей к предстоящему процессу обучения (Приложение №9) мы определили эмоционально неблагополучные, тревожные ответы следующего содержания:
Карточка №2: Его вызвали к доске, он не может ответить на вопрос; Его заставляют решать примеры; У неё грустное лицо, она не правильно решила примеры. Карточка №3: Её ругает учительница; Она думает, что не сможет ничего сделать. Карточка №5: Он не может решить все задачи; Она не знает, как решать.
Результат мы отобразили в виде диаграммы.
Рис.1. Результаты методики «Веселый – Грустный».
Было выявлено 3 ребенка, «тревожные» ответы, которых свидетельствуют о том, что они «болезненно» относятся к предстоящему поступлению в школу, для них этот этап жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.
Результаты исследования эмоционального отношения детей к предстоящему процессу обучения, показали, что:
В результате проведённой беседы с детьми «Хочет ли ребенок идти в школу?» (Приложение №10) мы выяснили, что:
Таким образом, можно сказать, что в основном (10 детей) дети в большей или меньшей степени хотят идти в школу.
Результат мы отобразили в виде диаграммы (Рис.2).
Рис.2. Результаты беседы на определение мотивационной готовности к школьному обучению.
На следующем этапе мы проанализировали результаты проведенного анкетирования с родителями. Нами были рассмотрены отдельные «параметры готовности к школьному обучению», т.е. оценка родителей эмоционально – волевой сферы своих детей, мотивация к школе и самооценка.
Результаты анкетирования с родителями, показали:
Рис.3. Эмоционально – волевая сфера.