Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы.
Гипотеза: деятельность по обеспечению преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой будет протекать успешно, если учитываются следующие условия:
воспитатель планирует работу в системе;
взаимодействует с педагогами школы, родителями;
учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
использует различные формы и методы работы

Оглавление

Стр.
Введение……………………………………………………………………..
3
Анализ психолого-педагогической литературы по теме:
«Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы»
1.1. Современные проблемы преемственности ДОУ и школы…….…



9
Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………....................................................

14
Понятие готовности к школьному обучению и основные
показатели……………………………………………………..........…

24
Анализ существующих методов определения готовности детей к школе……………………………………..……….…......................…

34
1.5. Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы………...….

44
Выводы по I главе…………………………………………………………
49
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по теме: «Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы».
2.1. Организационно – диагностический этап…………………….…...



53
2.2. Интерпретационный этап………………………………………..…
57
2.3. Формирующий этап…………………………………………….…..
62
2.4. Обобщающий этап……………………………………………….....
66
Выводы по II главе………………………………………………………..
70
Заключение………………………………………………………………..
72
Список литературы……………………………………………………….
76
Приложения………………………………………………………………..
80

Файлы: 1 файл

Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности ДОУ и школы.doc

— 6.51 Мб (Скачать)
    • воспитатель планирует работу в системе;
    • взаимодействует с педагогами школы, родителями;
    • учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
    • использует различные формы и методы работы;

Для проверки гипотезы мы спланировали опытно – экспериментальную  работу, которая была проведена в ДОУ №5 г. Гусева.

В опытно – экспериментальной  работе приняли участие дети подготовительной к школе группы №5. Количество детей  – 12. Из них 7 девочек и 5 мальчиков (приложение №1). 

 Средствами  обеспечения преемственности являются  педагогические технологии  непрерывного дошкольного и начального общего образования, в обязательном порядке включающие в себя основания преемственности: развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности.

В опытно - экспериментальной  главе нами были поставлены и реализованы следующие задачи:

1. Проанализировать план  по созданию преемственности  между дошкольным учреждением  и школой.

2. Подобрать и провести  диагностику для оценки эмоционального  отношения к предстоящему процессу  обучения.

3. Провести беседу для определения мотивационной готовности к обучению в школе.

4. Провести анкету с  родителями с целью определения  готовности детей к школе.

5. На основании результатов  сделать выводы и спланировать  формирующий этап.

 

2.1. Организационно - диагностический этап.

Нами был  проанализирован план работы по созданию преемственности между ДОУ №5 и гимназии №6 г. Гусева.

Для  осуществления  систематической работы по созданию преемственности  между ДОУ  №5 и гимназии №6 г. Гусева был создан план работы, целью и задачами которого являются:

 Цель: создать  условия для непрерывного дошкольного  и начального образования.

 Задачи:

-    обеспечить  успешную адаптацию на начальной  ступени образования;

-    выработать  единые подходы в развитии  детей в условиях дошкольного  и  

      школьного  образования;

-    создать  банк методических рекомендаций  для открытия на базе ДОУ  

      прогимназических классов.

  Выделены основные  направления по организации преемственности:

- формирование готовности  к школьному обучению: формирование  положительной мотивации детей дошкольного возраста к обучению в школе;

-    формирование  у детей-дошкольников предпосылок  к учебной деятельности и дальнейшее  их совершенствование в начальной  школе:

-     преемственность  содержания образования (программ);

-     преемственность  методов, приёмов обучения и воспитания

(технологическая преемственность);

-  преемственность  характера взаимодействия педагогов  с детьми. Знание возрастных и  индивидуальных особенностей детей  (психологическая преемственность);

-     преемственность  построения предметно-пространственной среды;

- преемственность ведущих  видов деятельности, характерных  для дошкольников и младших  школьников (игровая - учебная), развитие  новой ведущей деятельности (учебной)  при равноправном существовании  игровой:

- преемственность в работе с родителями.

 

План работы

1. Методическая работа

  • Круглый стол «Обеспечение преемственных связей на этапе детский сад-школа» (приложение №2).
  • диагностика уровня развития детей, поступающих в школу. Мотивационный компонент.
  • Мониторинг адаптации учащихся первых классов.
  • Разработка методических рекомендации по вопросам преемственных связей на этапе детский сад - школа.
  • Посещение учителями начальных классов занятий и свободных видов деятельности в подготовительных группах.
  • Посещение воспитателями подготовительной группы уроков в первых классах.
  1. Работа с родителями.
  • Родительское собрание «Как выбрать школу» (приложение №3)
  • Участие родителей детей старшей и подготовительной группы в Дне открытых дверей в гимназии.
  • Консультации для родителей по вопросам преемственности и адаптации.
  • Родительское собрание «Первая экскурсия с ребёнком по школе» (приложение №4)
  • Анкетирование родителей

   «Где будет  лучше учиться вашему ребёнку» (приложение №5)

  1. Работа с детьми.
  • Совместная выставка детского рисунка учащихся изостудии и детей подготовительных групп на тему «Наш город».
  • Открытый просмотр сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной группе (приложение №6)
  • Литературно-музыкальная композиция (показ детьми начальной школы).
  • Подбор игр  и упражнений для детей старшего дошкольного возраста по формированию мотивационной готовности к школе (приложение №7)

 

Для диагностики эмоционального отношения детей  подготовительной к школе группы к предстоящему процессу обучения в школе, нами была подобрана и проведена методика «Веселый – грустный» Е.П. Ильина  [19, с.629]. 

Испытуемым предлагаются рисунки, на которых изображены дети в различных ситуациях, связанных  со школой и учением.

Содержание рисунков.

1. Дети идут в школу,  а один ребенок смотрит на  них из окна.

2. Ученик у доски отвечает урок; рядом стоит учительница.

3. Дети в классе  во время урока.

4. Ученик в школьном  коридоре разговаривает, с учительницей.

5. Ребенок дома, готовит  уроки.

6. Ученик в школьном  вестибюле вблизи раздевалки.

(На всех картинах  нет лиц).

Ребенку необходимо описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках – веселое или грустное, и объяснить, почему. Мальчикам предлагаются картинки с изображением мальчиков, девочкам – с изображением девочек.

 

На следующем этапе  была проведена беседа с детьми «Хочет ли ребенок идти в школу?».

Цель беседы: выявить  уровень мотивационной готовности к школе.

Детям были заданы следующие  вопросы:

1. Когда я пойду  в школу, у меня появится  много новых друзей.

2. Мне интересно, какие  у нас будут уроки.

3. Думаю, что буду  приглашать на свой день рождения  весь класс. 

4. Мне хотелось бы, чтобы урок длился дольше, чем  перемена.

5. Интересно, что в  школе предлагают на завтрак? 

6. Когда я пойду  в школу, то буду хорошо учиться. 

7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.

8. Мне кажется, в  школе больше интересного, чем  в детском саду.

9. Мне хочется в  школу, потому что ребята из  моего дома уже учатся.

10. Если бы мне разрешили,  я бы пошел учиться уже в  прошлом году.

При сумме 1-3 балла: ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. В этом случае следует задуматься о причинах такого мнения.

При сумме 4-8 баллов: да, в  школу хочется, но в основном он мечтает  пока о новых играх и друзьях.

При сумме 9-10 баллов: Вам  не стоит беспокоиться. Хорошо, если Ваш ребенок сохранит такое отношение к школе на ближайшие десять-одиннадцать лет.

 

Так же нами было проведено  анкетирование родителей «Насколько Ваш ребенок готов к школе» (Приложение №8) с целью определения готовности детей к школе [19, с.629].

Анкета состоит  из 45 вопросов. В результате анкетирования  выявляются следующие параметры  готовности к школе: психическое  здоровье; психомоторика; умение читать, писать, считать; умение общаться; интеллектуальные процессы, предметные знания; эмоционально-волевая сфера; мотивация к обучению в школе; самооценка; дисциплинированность.

    1. Интерпретационный этап.

Итак, нами был изучен план работы по созданию преемственности между ДОУ №5 и гимназии №6 г. Гусева. Мы отмечаем, что работа ведется систематически и планомерно, используются разнообразные формы работы с родителями, детьми, методическая работа.

Хотелось бы отметить, что в работе с родителями мало внимания уделяется проблеме подготовки детей к школе, а именно отсутствуют  консультации по особенностям возрастного развития, а так же рекомендации по подготовке детей к школьному обучению. Необходимо, чтобы родители будущих первоклассников знали те требования, которые предъявляет современная школа.

После проведения диагностики  для оценки эмоционального отношения детей к предстоящему процессу обучения (Приложение №9) мы определили эмоционально неблагополучные, тревожные ответы следующего содержания:

Карточка №2: Его вызвали  к доске, он не может ответить на вопрос; Его заставляют решать примеры; У неё грустное лицо, она не правильно решила примеры. Карточка №3: Её ругает учительница; Она думает, что не сможет ничего сделать. Карточка №5: Он не может решить все задачи; Она не знает, как решать.

Результат мы отобразили в виде диаграммы.

Рис.1. Результаты методики «Веселый –  Грустный».

 

Было выявлено 3 ребенка, «тревожные» ответы, которых свидетельствуют  о том, что они «болезненно» относятся  к предстоящему поступлению в  школу, для них этот этап жизни  связан с сильными эмоциональными переживаниями.

Результаты исследования эмоционального отношения детей к предстоящему процессу обучения, показали, что:

            1. 9 (75%) детей имеют позитивную настроенность и оцениваются как эмоционально благополучные;
            2. 3 детей (25%) «болезненно» относятся к предстоящему поступлению в школу и оцениваются как эмоционально неблагополучные.

 

В результате проведённой  беседы с детьми «Хочет ли ребенок  идти в школу?» (Приложение №10) мы выяснили, что:

  1. 4 детей (42%) набрали от 9 до 10 баллов. Это характеризует их мотивационную готовность к школе как высокую. Дети отлично знают, что такое школа, и с большим желанием хотят идти учиться;
  2. 6 детей (50%) в школу хотят, но в основном они мечтают пока о новых играх и друзьях, эти дети набрали от 4 до 8 баллов. Данное количество баллов характеризует мотивационную готовность детей к школе как среднюю.
  3. 2 ребёнка (17%) набрали от 1 до 3 баллов, это низкий уровень мотивационной готовности к школе.  Дети полагают, что им неплохо живётся и без школы.

Таким образом, можно  сказать, что в основном (10 детей) дети в большей или меньшей степени хотят идти в школу.

Результат мы отобразили в виде диаграммы (Рис.2).

 

Рис.2. Результаты беседы на определение  мотивационной готовности к школьному  обучению.

 

На следующем этапе мы проанализировали результаты проведенного анкетирования с родителями. Нами были рассмотрены отдельные «параметры готовности к школьному обучению», т.е. оценка родителей эмоционально – волевой сферы своих детей, мотивация к школе и самооценка.

Результаты анкетирования с родителями, показали:

              1. Эмоционально-волевая сфера. Этот параметр демонстрирует, как ребёнок умеет строить свои взаимоотношения с окружающим миром, в норме у ребёнка положительные эмоции преобладают над отрицательными. Мы определили, что 10 детей (83%), по мнению родителей,  обладают высокой способностью  строить взаимоотношения и у данной группы детей положительные эмоции преобладают над отрицательными. 2 ребенка (17%): испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, часто испытывают отрицательные эмоции. Низкого уровня развития эмоционально-волевой сферы не выявлено (Рис.3).

Рис.3. Эмоционально – волевая сфера.

 

              1. Мотивация к школе. Этот параметр показывает, как ребёнок настроен на школу и обучение. Если ребёнок не хочет вообще идти в школу или хочет, но при условии, что ему подарят велосипед (купят что-то другое, разрешат смотреть телевизор и т. п.), значит, у ребёнка нет желания учиться. Мы определили, что 2 ребёнка (17%),  не ориентированы на успех в учёбе. Чтобы они захотели учиться, нужно развивать у них потребность узнавать новое, демонстрировать свой интерес к окружающему миру,  приучать трудиться (Рис.4)

Информация о работе Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы