Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы.
Гипотеза: деятельность по обеспечению преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой будет протекать успешно, если учитываются следующие условия:
воспитатель планирует работу в системе;
взаимодействует с педагогами школы, родителями;
учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
использует различные формы и методы работы

Оглавление

Стр.
Введение……………………………………………………………………..
3
Анализ психолого-педагогической литературы по теме:
«Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы»
1.1. Современные проблемы преемственности ДОУ и школы…….…



9
Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………....................................................

14
Понятие готовности к школьному обучению и основные
показатели……………………………………………………..........…

24
Анализ существующих методов определения готовности детей к школе……………………………………..……….…......................…

34
1.5. Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы………...….

44
Выводы по I главе…………………………………………………………
49
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по теме: «Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы».
2.1. Организационно – диагностический этап…………………….…...



53
2.2. Интерпретационный этап………………………………………..…
57
2.3. Формирующий этап…………………………………………….…..
62
2.4. Обобщающий этап……………………………………………….....
66
Выводы по II главе………………………………………………………..
70
Заключение………………………………………………………………..
72
Список литературы……………………………………………………….
76
Приложения………………………………………………………………..
80

Файлы: 1 файл

Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности ДОУ и школы.doc

— 6.51 Мб (Скачать)

Тест состоит из трех заданий:  нарисовать человека, срисовать короткую фразу из трех слов "Он ел суп", срисовать группу точек.

Лицевая сторона листа  отводится для выполнения 1-го задания. К нему дается следующая инструкция: "Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю) так, как умеешь".

Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещаются. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Если ребенок не может начать работу, тогда разрешается его подбодрить следующим образом: "Видишь, как хорошо ты начал. Рисуй дальше". На вопрос, можно ли рисовать "тетю", необходимо объяснить, что все дети рисуют "дядю", поэтому и он должен рисовать "дядю". Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом мужскую фигуру.

После того как ребенок закончит рисунок, рабочий лист переворачивается. Обратная сторона его делится  горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать заранее).

Для выполнения 2-го задания  необходимо приготовить 5-10 карточек (размеры примерно 7-8 см на 13-14 ем), на которых пишется рукописная фраза (вертикальный размер буквы — 1 см, заглавной — 1,5 см).

Он ел суп

 

Карточка с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа. Задание формулируется следующим образом: "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать, где) напиши так же". Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину строки, и третье слово у него не будет помещаться на строке, нужно ребенку подсказать, что его можно написать ниже или выше.

Карточки  указанного выше размера следует  приготовить и для выполнения 3-го задания. На карточке изображена группа точек; расстояние между точками по вертикали и горизонтали — 1 см, диаметр точек — 2 мм.

После выполнения ребенком 2-го задания первая карточка у него забирается и на ее место кладется вторая (уже упомянутый выше рисунок) таким образом, чтобы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз. К 3-му заданию дается следующая инструкция: "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части листа" (показать, где).

Оценка результата:

Каждое задание оценивается  баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Примерные критерии оценки задания 1 (рисунок человека):

 

1 балл —  у нарисованной фигуры должны  быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши; на лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды.

2 балл  —  выполнение  всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.

3 балла —   у фигуры на рисунке должны  быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

4 балла — примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены лишь одной линией.

5 баллов —  отсутствует ясное изображение  туловища и конечностей. Каракули.

Данное задание  оценивает общий интеллектуальный уровень ребёнка.

Примерные критерии оценки задания 2 (срисовывание написанного текста).

 

1 балл  —   срисованную ребенком фразу можно  прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

2 балла —  предложение можно прочитать.  Буквы по величине близки к образцу, их стройность — необязательна.

3 балла —  буквы должны быть разделены  не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла —  с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.

5 баллов —  каракули.

Диагностируется сенсомоторная координация, произвольность внимания, координация зрения и движений тонкой моторики руки.

Примерные критерии оценки задания 3 (срисовывание группы точек).

1 балл — точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не больше чем вполовину.

2 балла —  возможно незначительное нарушение  симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла —  группа точек грубо похожа  на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, но не более 20).

4 балла —  точки расположены кучно, их  группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

5 баллов —  каракули.

Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек  выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют  определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Сумма баллов по отдельным заданиям представляет общий результат исследования.

Результат каждого задания  оценивается по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 - низший бал), а затем  вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Дети, которые получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.

Я.Йерасик провел исследования по установлению связи между успешностью  и дальнейшем обучении. Я.Йерасик  подчеркивает, что результат тестового  испытания можно рассматривать  как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость. Этот тест может применяться как в группе, так и индивидуально [25, с.412].

Вторая методика, которая используется в целях определения готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольной памяти дошкольника. Это методика "Домик" (Н.И.Гуткиной)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей  работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет.

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые за ошибки.

Ошибками считаются:

а) отсутствие, каких либо детали рисунка.

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.

в) не правильное изображение элементов рисунка.

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены

ж) залезание линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка  оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено  задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

К наиболее известным  отечественным методам определения  психологической готовности к школьному обучению относятся методы, выявляющие сформированность психологических предпосылок к обучению, базирующиеся в основном на положениях Д.Б.Эльконина о задачах диагностики психического развития в переходные периоды. Д.Б.Эльконин считал, что для понимания психического развития в переходные периоды диагностическая схема должна включать в себя выявление как новообразований закончившегося возрастного периода. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны диагностировать, с одной стороны, сформированность игровой деятельности - ее основных структурных компонентов, уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование символических средств, с другой стороны - потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщения переживаний, связанных с оценкой, развитием самоконтроля.

Среди отечественных  наиболее известны методика "Узор" Л.И.Цеханского, методика "графический  диктант" Д.Б.Эльконина, методика "Рисование  по точкам" А.Л.Зенгер и др. В качестве примера опишем методику "графический диктант".

Данная методика позволяет  выявить умение ребенка выполнять  задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание  по воспринимаемому образцу. В качестве первого задания предполагается рисовать узоры, конфигурация которых воспринимается ребенком на слух, по клеточкам тетрадного листа. В качестве второго задания ребенку предлагается продолжить самостоятельно узор, состоящий из повторяющихся элементов, который до этого (в первом задании) он рисовал под диктовку взрослого. При анализе результаты действий под диктовку и самостоятельное продолжение узора оцениваются отдельно. Выделяются 4 уровня сформированности указанных умений.

Помимо методов, определяющих сформированность психологических предпосылок к обучению, используются тесты на школьную зрелость, состоящие из различных школ, выявляющих развитие ребенка в разных сферах. Примером могут быть интеллектуальные школы эстонского психолога П.Я.Кеэса, определяющие развитие восприятия, логического и пространственного мышления и др. А.Г.Лидерс и В.Г.Колесников адаптировали нормы по школам П.Я.Кеэса для России. Весьма эффективной для обследования детей на готовность к школьному обучению является методика  М.Н.Костиковой. Автор предполагает не на результат тестового испытания, а на процесс решения, анализируя при этом затруднения, испытываемые детьми, и те виды помощи, которые необходимы им для успешного выполнения задания. М.Н.Костикова предлагает использовать пять видов помощи: 1) стимулирующую, 2) эмоционально-регулирующую, 3) направляющую, 4) организующую, 5) обучающую.  За каждым из них стоят различные степень и качество вмешательства экспериментатора в работу ребенка. Результат обследования не просто показывает уровень психического развития ребенка, а дает ключ к индивидуальному подходу при его обучении. Использование данной методики определения готовности к школьному обучению требует высокого профессионализма психолога при работе с ребенком.

Компьютерный пакет  «Готовность к школе», разработанный Н.И. Улановской (Психологический институт РАО), диагностирует следующие параметры готовности:

1 — личностное и  социальное развитие: а) сформированность  отношения к себе как к школьнику;  б) сформированность отношения  к взрослому как к учителю; в) преобладание познавательных, учебных, игровых или коммуникативных мотивов; г) критичность к своим действиям, знаниям, умение найти свои ошибки; д ) запас знаний по ориентировке в окружающем мире; е) динамические характеристики поведения (импульсивность, заторможенность);

2 — развитие произвольности: а) умение самостоятельно выполнять  последовательность действий; б)  умение действовать по заданному  наглядному образцу; в) умение  действовать по устной инструкции  взрослого; г) умение подчинить свои действия правилу;

3 — интеллектуальное  развитие: а) развитие общего интеллекта; (проводят тестирование по «Прогрессивным  матрицам Ранена» — 2 серии  по 12 матриц); б) развитие пространственных  представлений и наглядно-образного  мышления; в) умение ориентироваться на систему признаков; г) развитие знаково-символической функции;

4 — развитие отдельных  психических процессов: а) развитие  речи; б) умение считать, читать  и учебные навыки в) развитие  тонких движений руки.

Этот пакет методик  используют в начале учебного года и в конце 1-го класса. Используются методики: прогрессивные матрицы Равена для оценки общего интеллекта; «Лабиринт» (ребенок управляет компьютерной «мышкой» в лабиринте) — диагностируются тонкие движения руки, наглядно-образное мышление, пространственное воображение, умение выполнять действия по инструкции взрослого; «Образец и правило» и «Оценка критичности» — умение исправить свою ошибку на материале методики «Образец и правило»; беседа о школе.

Диагностика готовности ребенка к школе должна опираться не на педагогический подход (определяют готовность по уровню сформированности учебных навыков: читать, писать, учить стихи, считать), а на психологический подход (готовность к школе выступает как результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психологической зрелости, развитости комплекса психологических характеристик, которые определяют умственное, эмоциональное и социальное развитие ребенка). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Деятельность  воспитателя  по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы.

Информация о работе Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы