Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы.
Гипотеза: деятельность по обеспечению преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой будет протекать успешно, если учитываются следующие условия:
воспитатель планирует работу в системе;
взаимодействует с педагогами школы, родителями;
учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
использует различные формы и методы работы

Оглавление

Стр.
Введение……………………………………………………………………..
3
Анализ психолого-педагогической литературы по теме:
«Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы»
1.1. Современные проблемы преемственности ДОУ и школы…….…



9
Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………....................................................

14
Понятие готовности к школьному обучению и основные
показатели……………………………………………………..........…

24
Анализ существующих методов определения готовности детей к школе……………………………………..……….…......................…

34
1.5. Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы………...….

44
Выводы по I главе…………………………………………………………
49
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по теме: «Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы».
2.1. Организационно – диагностический этап…………………….…...



53
2.2. Интерпретационный этап………………………………………..…
57
2.3. Формирующий этап…………………………………………….…..
62
2.4. Обобщающий этап……………………………………………….....
66
Выводы по II главе………………………………………………………..
70
Заключение………………………………………………………………..
72
Список литературы……………………………………………………….
76
Приложения………………………………………………………………..
80

Файлы: 1 файл

Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности ДОУ и школы.doc

— 6.51 Мб (Скачать)

 

Создавая преемственные  связи, соединяющие воспитание и  обучение детей дошкольного учреждения и начальной школы в целостный педагогический процесс, ведётся:

Методическая работа, которая включает в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через:

1) взаимопосещение открытых  занятий в детском саду и  уроков в начальной школе;

2) рекомендации работающих  в дошкольном учреждении воспитателей, педагога-психолога,  учителя-логопеда  по выпускникам;

3) анализ психологической  готовности детей к школе на  основе исследований 

    психологов  детского сада и школы;

4) участие воспитателей  детского сада в психолого-педагогическом  консилиуме на базе  школы;

5) участие в совместных  педсоветах, семинарах-практикумах на базе дошкольного учреждения;

6) совместные МО творческих  групп воспитателей и учителей  начальной 

    школы на  базе детского сада.

Работа с детьми состоит  из:

– организации экскурсий  в школу детей старшего дошкольного  возраста;

– организации выставок детских работ, вернисажей;

– посещений театрализованных представлений, поставленных бывшими   

   выпускниками  детского сада;

– совместных эколого-валеологических  походов, Дней здоровья;

– сбора сведений о  выпускниках, продолжающих заниматься в «Школе

   искусств», детской  музыкальной школе, в театральных  студиях, кружках и 

   секциях города;

– посещения педагогами детского сада праздничной линейки 1 сентября, посвященной  Дню знаний.

Работа с родителями предполагает:

– встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего

  дошкольного возраста  на родительских собраниях;

– анкетирование родителей  будущих первоклассников по проблеме

   «Растим будущего  школьника»;

– организацию работы «педагогической гостиной» для  родителей

   воспитанников  старшего дошкольного возраста  по вопросам подготовки 

   детей к школе;

– организацию дня  открытых дверей.

Для создания интереса к  школьному обучению воспитатель  использует разные формы работы, направленные на единую линию развития ребенка на этапе дошкольного и начального школьного детства, придавая предметному процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Работа  с родителями представляет собой очень важный, сложный и необходимый участок  деятельности в работе воспитателя. Для того чтобы понять характер отношений с родителями, необходимо использовать методику "Рисунок семьи". Эта методика помогает изучить психологический климат семьи и родительские установки и позиции по отношению к детям.

Анкетирование родителей  помогает планировать дальнейшую работу, учитывая индивидуальные особенности детей.

Педагоги должны привлечь внимание родителей к проблеме подготовки к школе, а цель может быть одна - объединить усилия в подготовке детей  к школе. Каждому родителю можно  дать карточку, содержащую два вопроса:

1. Готовы ли они  включиться в сотрудничество  с воспитателями в подготовке  детей к школе?

2. Какие проблемы, связанные  с подготовкой детей к школе,  их особенно волнуют.

Обычно анализ ответов  показывает, что 100% родителей выражают стремление к объединению усилий  в подготовке детей к школе. Таким образом, может быть создана общая установка и принята общая цель - совместными усилиями обеспечить высокий уровень готовности детей к школе.

Для родителей можно  проводить семинары. Проблему семинара выбирают и утверждают в начале учебного года на родительском собрании, а затем воспитатель разрабатывает конкретный план работы семинара. Подготовка к семинару сопряжена с чтением дополнительной литературы. Родители должны критически оценивать прочитанное, выбрать нужные для себя сведения, вникнуть  в существо изучаемого материала с тем, чтобы его понять, усвоить и использовать его в своей практической деятельности.

Круглые столы. Распространенная форма общения с родителями. Посетив  ребенка на дому, наблюдая за его работой на занятиях, воспитатель приглашает родителей, можно пригласить и психолога, медработника и организовать беседу по назревшему вопросу, дает положительный результат работа за столом при дружеской атмосфере, спокойно и ненавязчиво.

Самый распространенный метод помощи родителям - это родительские собрания, на которых присутствуют все родители и разбираются общие  для группы вопросы.

Хорошо когда воспитатель  подготовит выставку детских работ, покажет рабочие тетради, фотоальбомы. У родителей есть возможность видеть своего ребенка в сравнении с другими детьми. Хорошо вживается метод проведения родительских собраний с подготовленным концертом детей данной группы или фрагментами занятий. Интересными и действенными формами педагогических занятий среди родителей становятся организуемые многими детскими садами циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену опытом семейного воспитания, школы молодых родителей, университеты педагогических знаний.

Программы лекториев, университетов  педагогических знаний тщательно продумываются  воспитателями и заведующими  детских садов. Содержание их может  быть различно в зависимости от потребности  осветить родителям тот или иной вопрос воспитания, задач, выдвинутых в плане работы на данный год.

Занятия в педагогических кружках имеет основной целью  вооружить родителей разнообразными практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в  процессе организации жизни и  воспитании детей. Интересно проходят занятия, на которых родители узнают, как следует читать детям, разучивать с ними стихи, слушать музыку, рассматривать художественные произведения. Все эти занятия преподносят родителям с практическим показом методов и приемов.

Какая бы не была консультативная помощь воспитателя родителям надо помнить об одном: после каждой консультации родитель должен чувствовать удовлетворение в полученной информации.

Воспитатели формируют  положительное отношение детей  к школе через экскурсии в  начальные классы, беседы о школе, игровую деятельность, совместные праздники.

В процессе обучения воспитатели  развивают у дошкольников качества, необходимые для овладения учебной  деятельности: познавательную активность, творческое воображение, самостоятельность, инициативу, используя проблемные ситуации, поисковые вопросы, игровые приёмы, экспериментирование, приёмы моделирования и др. Воспитатели пользуются условными обозначениями в соответствии с требованиями начальной школы (схемы слов, предложений и т. д.), методами и приёмами, способствующими лучшему усвоению программного материала, рекомендованные учителями. Воспитатели стараются создать доброжелательную, комфортную обстановку.

Для того чтобы сохранить  положительное отношение детей  к учебной деятельности, надо включать детей в решение познавательных задач, работая над которыми они будут узнавать новое в окружающем их мире. При этом специально следует подчеркнуть, что учащиеся должны не получать готовые знания и просто запоминать их, а именно как бы открывать их для себя. В классе всегда найдутся ученики, которые еще не наигрались и у которых игровая деятельность сохраняет свою ведущую роль. Учитывая это, учителя в начальный период обучения стараются использовать различные игры. И это правильно дидактические игры должны органически входить в учебный процесс начальной школы. Учение как ведущая деятельность не может быть сформировано мгновенно. Но, вводя игры, учитель всегда должен использовать их для формирования деятельности учения. Кроме того, нельзя чрезмерно увлекаться игровыми ситуациями. Известно, что некоторые первоклассники разочаровываются в школьной жизни именно потому, что «там не учатся, а играют».

А желание ребенка  — это главный двигатель его  успешного обучения. Известно, что  если человек не хочет учиться, его  научить ничему нельзя.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по I главе

Итак, в ходе анализа  психолого-педагогической литературы мы выяснили, что преемственность  предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое  и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

В большинстве западноевропейских стран проблемы преемственности дошкольного и начального образования практически не существует. Она давно решена на государственном уровне: начиная с пятилетнего возраста, все дети должны посещать то или иное образовательное учреждение.

Проблема взаимодействия детского сада и школы у нас всегда была в центре внимания психологов и педагогов. Казалось бы, всестороннее исследование данной проблемы должно было привести к ее разрешению. Однако по-прежнему существует противоречие между показателями развития, используемыми в разных дошкольных программах, и показателями развития, предъявляемыми при приёме в школу.

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь  содержания их воспитательно-образовательной  работы, предусматривает, с одной  стороны, передачу детей в школу  с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой стороны – опору школы на знания. Чаще всего проблема преемственности возникает как проблема взаимонепонимания между педагогами дошкольного образования и педагогами начальной школы.

Анализ литературы, посвященный  вопросам преемственности детского сада и школы, приводит к выводу, что проблема преемственности рассматривается  как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Мы определили, что  основная цель дошкольного образования – всестороннее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека.

Основная цель образования  в начальной школе – продолжить всестороннее общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов, типов общения).

Так же мы выяснили, что  существует несогласованность требований, предъявляемых воспитателями и  учителями начальной школы к  развитию личности ребенка старшего дошкольного возраста. В дошкольном образовательном учреждении, например, спонтанность поведения ребенка приветствуется, воспринимается как проявление его творческой активности, самостоятельности, любознательности (ребенок привыкает, что его хвалят за сам рисунок, а не за качество его исполнения). В начальной школе приветствуется, прежде всего,  произвольное поведение, основанное на прилежном выполнении заданных учебных ролей. Здесь оценивается уже не сам факт создания ребенком рисунка, а его качество в соответствии с требованиями педагога.

Деятельность воспитателя  по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы, прежде всего, связана с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение музея «Военной славы», которые есть в школах, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов,  задают очень много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал, актовый зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Дети посидят за партами, побывают на уроке, ученики обязательно дарят ребятишкам сувенирчики, сделанные своими руками. Проводятся Дни открытых дверей, на которые  приглашаются  гости из школы. Дети показывают спектакли, дают концерты, организуется выставка детских поделок. Частые и желанные гости выпускники дошкольного образовательного учреждения. Они рассказывают о школе много интересного будущим первоклассникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по теме: «Деятельность воспитателя по обеспечению  преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы»

 

В работе мы определили цель, которая заключалась в  определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих  преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы.

Мы сформулировали гипотезу: деятельность  по обеспечению преемственности  между дошкольным образовательным  учреждением и школой будет протекать  успешно, если учитываются следующие  условия:

Информация о работе Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы