Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 15:43, курсовая работа
Цель – проанализировать теоретические и методические аспекты деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава I. Теоретические аспекты девиантного поведения подростков………7
1.1 Понятие « девиантное поведение»…………………………………………7
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков и возрастные особенности подростков……………………………………………………….11
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение подростков……………21
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения подростков ……………………………………………………………………….26
1.4.1 Наркома……………………………………………………………………26
1.4.2 Курение……………………………………………………………………29
1.4.3 Пьянство и алкоголизм……………………………………………………29
1.4.4 Проституция………………………………………………………………31
1.4.5 Суицидальное поведение………………………………………………….33
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний…………….34
1.4.7 Правонарушения…………………………………………………………..37
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений…………………38
Глава II. Методические аспекты деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков…………………………..40
2.1 Структура деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения в школе………………………………………………..40
2.2 Основные подходы, принципы, формы, методы деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..44
2.3 Роль социального педагога в организации профилактике девиантного поведения в подростковой среде ………………………………………………56
Заключение……………………………………………………………………….64
Список использованной литературы……………………………………….......66
Мотивы наркомании и токсикомании:
1. Удовлетворение любопытства
относительно действия
2. Испытание чувства
3. Выражение независимости,
а иногда враждебного
4. Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;
5. Достижение «ясности
мышления» или «творческого
6. Достижение чувства полного расслабления;
7. Уход от чего-то гнетущего.
Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение. Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе на работе, пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.
Токсикомания - заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галюцинации.1
1.4.2 Курение
Одной из основных причин начала курения, является любопытство. По данным опроса учащихся старших классов; ПТУ и студентов младших курсов институтов, курить из любопытства начали до 25%. Другая причина начала курения в молодом возрасте - подражание взрослым. В некурящих семьях курящими становятся не более 25 % детей, в курящих семьях, число курящих детей превышает 50%. У многих, курение объясняется подражание курящим товарищам или героям кино [11, стр. 104].
В распространении этой вредной привычки имеет значение, своеобразное принуждение детей к курению со стороны курящих. В школах курящие, считают некурящих трусами, «маменькиными» сыночками не вышедшими из-под опеки родителей, несамостоятельными. Желание избавиться от такого мнения товарищей, встать вровень с курящими, достигается с помощью первой выкуренной сигареты. Независимо от характера причин, толкнувших на курение, оно, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится всё более сильным.
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм - патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию [12, стр. 3].
Выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.
Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, «потирание рук», эмоциональная приподнятость. Чем больше «алкогольный стаж» тем меньше удовольствия приносит выпивка.
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и образование.
Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». В Тюмени при обследовании детских садов было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.
Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.
Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.
Алкоголизм - это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической койке. Для пьяницы со стажем, чтобы «поймать кайф» доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля.
Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.
1.4.4 Проституция
Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две стороны: одна внешняя - приятная, другая - скрытая, нелицеприятная. Мифы о престижности занятия проституцией, о благородных «кавалерах», о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами. Красивые номера в гостиницах обычно заканчиваются грязными комнатами в притонах, кабинами машин и т. д., венерическими заболеваниями, наркологическими больницами или «психушками».
Термин «проституция» происходит от латинского слова prostitution - осквернение, обесчещивание. Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки:
1. Род занятий - удовлетворение
сексуальных потребностей
2. Характер занятий - систематический
промысел в форме половых
3. Мотив занятий - заранее
согласованное вознаграждение
Причинами проституции равно как многих других социальных отклонений являются социально-экономические и морально-этические факторы. Однако существуют и специфические причины. Так часть женщин обладает сильным либидо и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Другая причина проституции в среде, которая окружает проститутку. Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и пр., которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и подчиняют их своему «уставу».
Подавляющее большинство экспертов считает, что проституция неизбежна, так как потребность к размножению - сильнейшая физиологическая потребность. Проституция - это такая же социальная проблема, как преступность, алкоголизм и другие формы девиантного поведения.
Опасна ли проституция? Конечно, во-первых, проституция - это форма социального паразитизма. Проституция способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Эти женщины утрачивают свое здоровье и возможность произвести на свет здоровое потомство. Происходит нравственное падение женщины, она теряет стыд, совесть, веру, брезгливость.
Целесообразна ли борьба проституцией? Большинство экспертов отвечают отрицательно. В настоящее время государство воспроизводит условия, которые способствуют девиантному поведению и у государства нет моральных оснований вводить уголовную ответственность за проституцию.
Ликвидация проституции дело безнадежное, так как сексуальные потребности - первичные потребности человека. Поэтому речь должна идти не об искоренении проституции, о ее цивилизованном регулировании.
Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства, введение уголовной ответственности за деятельность сутенеров, держателей «хат» и прочих, паразитирующих на проституции.
Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. В наше время проституция широко развернула бизнес по «продаже любви». Между тем рост проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой № 1.
1.4.5 Суицидальное поведение
Суицид - это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение - это само разрушительное поведение, к которому, кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины. Распространены следующие причины:
· потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви;
· уязвленное чувство собственного достоинства;
· крайнее переутомление;
· разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств;
· токсикомания и наркомания;
· отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство;
· состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением [15, стр. 66].
Для установления причин суицидального поведения важное значение имеют их мотивы и поводы позволяющие судить о конкретных обстоятельствах, которые приводят к этому. Установить мотивы и причины не всегда удается из-за недостатка сведений.
Социальная среда определяется микроклиматом в семье, в трудовом или учебном коллективе, состоянием социальной сферы, соблюдением социальной справедливости, материальной обеспеченностью и другими объективными обстоятельствами, влияющими на поведение человека, которые он сам часто не в силах изменить.
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
Современная сексопатология выделяет патологические и иные отклонения в сексуальном поведении личности. Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девианты т.е. отклонения в пределах нормы, являются предметом социально-психологического исследования, поскольку включает в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека.
Сексуальные девиации делятся на следующие основные группы:
· отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения (зоофилия);
· отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.);
· нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лизбиянство, кровосмешение);
· отклонения, связанные с нарушением полового самосознания (трансексуализм);
· отклонения, связанные с изменением стереотипа полового поведения (маскулинность) [15, стр. 117].
Рассмотрим некоторые формы сексуальных отклонений:
Гипермаскулинность - проявляется в утрированной мужественности, нарочной грубости, циничности, которая у подростков нередко сопровождается агрессивностью и особой жестокостью. Такие подростки стесняются ласк, избегают всего того, что касается чисто «женских» дел и интересов. Главная черта такого поведения - пренебрежительное, хамское отношение к женщине и садистские наклонности в контактах с сексуальными партнерами.
Половой фетишизм - проявляется в сексуальном влечении к отдельным предметам или частям тела, которые символизируют полового партнера. У юношей в качестве такого «талисмана» выступают красивые ноги, оголенные груди, женское белье. Вид этих частей тела или предметов туалета усиливает яркость сексуальных переживаний и вызывает половое возбуждение. Разновидностью полового фетишизма является переодевание в одежды противоположного пола, что так же ведет к усилению либидо.
Юношеский нарциссизм - любование собой, половое влечение к собственному телу. Такие подростки любят подолгу рассматривать себя в зеркале, ласкать свое тело, давать волю своим сексуальным фантазиям. Часто подобное самолюбование заканчивается онанизмом. Нарциссизм иногда сочетается с желанием выставить свое обнаженное тело напоказ. Такие молодые люди пополняют ряды нудистов, так как любят загорать на пляже голышом, просят сверстников сфотографировать себя с костюме «Адама».
Эксгибиционизм - влечение к обнажению своего тела, особенно полового органа перед лицами противоположного пола. Молодые люди с подобной ориентацией любят подглядывать за раздеванием противоположного пола, подолгу могут смотреть фильмы со сценами натурального секса. Но особое удовольствие они получают от тайного созерцания полового акта или оголенных половых органов. Такие подростки могут часами подкарауливать влюбленные пары, стоять у окон бань или подглядывают в щели туалетов. Увиденное возбуждает сексуальные фантазии, следует эрекция, затем онанизм, и все заканчивается быстротечной эякуляцией.
Информация о работе Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема