Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель – проанализировать теоретические и методические аспекты деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава I. Теоретические аспекты девиантного поведения подростков………7
1.1 Понятие « девиантное поведение»…………………………………………7
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков и возрастные особенности подростков……………………………………………………….11
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение подростков……………21
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения подростков ……………………………………………………………………….26
1.4.1 Наркома……………………………………………………………………26
1.4.2 Курение……………………………………………………………………29
1.4.3 Пьянство и алкоголизм……………………………………………………29
1.4.4 Проституция………………………………………………………………31
1.4.5 Суицидальное поведение………………………………………………….33
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний…………….34
1.4.7 Правонарушения…………………………………………………………..37
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений…………………38
Глава II. Методические аспекты деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков…………………………..40
2.1 Структура деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения в школе………………………………………………..40
2.2 Основные подходы, принципы, формы, методы деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..44
2.3 Роль социального педагога в организации профилактике девиантного поведения в подростковой среде ………………………………………………56
Заключение……………………………………………………………………….64
Список использованной литературы……………………………………….......66

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 109.51 Кб (Скачать)

Л.С. Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальные семьи.

Г.П. Бочкарёва считает, что есть:

1) семья с неблагополучной  эмоциональной атмосферой, где родители  не только равнодушны, но и  грубы к своим детям;

2) семья, где нет  эмоциональных контактов между  её членами;

3) семья с нездоровой  нравственной атмосферой.

А.Е. Личко выделяет четыре неблагополучные ситуации в семье [18, стр. 56]

1) гиперопёка различных  степеней;

2) гипоопёка, нередко  переходящая в безнадзорность;

3) ситуация, создающая  «кумира» семьи;

4) ситуация, создающая  «золушек» в семье.

Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей:

1) семьи с недостатком  воспитательных ресурсов;

2) конфликтные семьи;

3) нравственно неблагополучные  семьи;

4) педагогически  некомпетентные семьи.

З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

1) отсутствие сознательного  воспитательного воздействия на  ребёнка;

2) высокий уровень  подавления и даже насилия  в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому  возрасту;

3) преувеличение  из эгоистических соображений  самостоятельности ребёнка;

4) хаотичность в  воспитании из-за несогласия родителей.

М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность воспитания, нахождение в детском доме и т.д.

На наш взгляд, важнейшая роль в этом деле социализации и предупреждения развития девиантного поведения должна принадлежать школе.

Во-первых, в школе ребёнок проводит значительную часть времени, взаимодействует с взрослыми и сверстниками, т.е. усваивает многие нормы поведения в социуме.

Во-вторых, именно школа является основным официальным институтом воспитания, через которые транслируются принятые в обществе нормы, правила, нравственные ценности и т.д.

В-третьих, профессиональный коллектив школы (учителя, психологи и социальные педагоги) - это специалисты не только в области преподавания определённых предметов, но ещё и в области воспитания и развития личности.

В данной главе рассматриваются основные определения и формы психокоррекционной работы, представлена примерная схема практической работы психолога с девиантными подростками, т.к. именно психолог является главным направляющим в вышеуказанном процессе.

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё - на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Известный отечественный учёный-педагог В. П. Кащенко ещё в 30-х годах разработал классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические [13, стр. 207].

Педагогические методы:

1. Метод общественного  влияния (коррекция активно-волевых  дефектов, коррекция страхов, метод  игнорирования, метод культуры здорового  смеха, коррекция навязчивых мыслей  и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция).

2. Специальные или частнопедагогические  методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера)

3. Метод коррекции через  труд.

4. Метод коррекции путём  рациональной организации детского  коллектива.

Психотерапевтические методы:

1. Внушение и самовнушение.

2. Гипноз.

3. Метод убеждения.

4. Психоанализ.

Коррекционная работа в подростковых и молодёжных девиантных группах включает следующие этапы:

1. Формулировка социально-педагогической  и психологической проблемы.

2. Выдвижение гипотез  о причинах девиантного поведения.

3. Диагностический этап.

4. Выбор методов и технологий  коррекционной работы.

5. Использование методов, методик и технологий коррекционной  работы.

6. Разработка программы.

7. Осуществление этой  программы.

8. Контроль за ходом  и эффективностью программы.

В зарубежной и отечественной науке описаны общие принципы и методы коррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Главные из них следующие:

- принцип системности  коррекционных, профилактических и  развивающих задач;

- единство диагностики  и коррекции, коррекции и развития;

- единство возрастно-психологического  и индивидуального в развитии;

- принцип коррекции «сверху  вниз» (создание зоны ближайшего  развития);

- принцип коррекции «снизу  вверх» (тренировка уже имеющихся  способностей);

- деятельностный принцип  осуществления коррекции;

- нравственно-гуманистическая  направленность психолого-педагогической  помощи;

- понимание и сочувствие;

- прагматизм психолого-педагогического  воздействия;

- своевременность психолого-педагогической  помощи и поддержки;

- принцип возрастания  сложности;

- учёт объёма и степени  разнообразия материала и др.

Осипова А. А. в книге «Общая психокоррекция» систематизирует различные виды и функции психокоррекции [23, стр. 457].

По содержанию различают коррекцию:

- познавательной сферы;

- личности;

- аффективно-волевой сферы;

- поведенческих аспектов;

- межличностных отношений:

1) внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

2) детско-родительских отношений.

По форме работы различают коррекцию:

- индивидуальную;

- групповую:

1) в закрытой естественной  группе (семья, класс);

2) в открытой группе  для участников со сходными  проблемами;

3) смешанную форму (индивидуально-групповую).

По наличию программ:

- программированную;

- импровизированную.

По характеру управления корригирующими воздействиями:

- директивную;

- недирективную.

По продолжительности:

- сверхкороткую (сверхбыструю) - несколько минут или часов;

- короткую (быструю) - несколько  часов или дней;

- длительную - несколько  месяцев;

- сверхдлительную - год или  более.

По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

- общую (мероприятия общекоррекционного  порядка);

- частную (набор психопедагогических  воздействий, представляющие собой  адаптированные для данного возраста  психокоррекционные приемы и  методы);

- специальную (комплекс приёмов, методик и организованных форм  работы с участником или группой  одного возраста, которые имеют  схожие проблемы).

Далее можно выделить:

Психокоррекционный комплекс, включающий в себя четыре основных блока.

1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

2. Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать и что-то изменить в своей жизни.

3. Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определёнными способами деятельности.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: Измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Очевидно, что основой работы с девиантными подростками должна стать программа, направленная на психологическую коррекцию девианта.

Что понимается под психологической коррекцией?

«Коррекция» в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio).

Психологическая коррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются [23, стр. 388].

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их «переделку». Основная же задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

В то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребёнка. Рассмотрим некоторые аспекты педагогического воздействия более подробно.

В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребёнка с отклонениями в поведении. Она направлена как на изменение познавательных способностей (особенно в младшем возрасте), так и его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качество, а так же на развитие его интересов и склонностей. Следует отметить, что учебная деятельность в подростковый период остаётся ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.

Однако, как свидетельствует статистика и научные исследования, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются её социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности ребёнка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных и трудновоспитуемых подростков. Более 40% учащихся с девиантным поведением к учёбе относятся равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учёбе отрицательно. Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость (и как причина, и как показатель педагогической запущенности подростов). Отсюда снижен интерес к учёбе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками [6, стр. 212].

Таким образом, «образовательно-коррекционная деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса представляет собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что даёт возможность корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, проявляющуюся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю, выражающуюся в отношении учащихся к учебному предмету вообще и в школе в частности».

Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с девиантным поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др.

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Целесообразно отметить, что участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения, а также является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения подростков.

Информация о работе Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема