Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель – проанализировать теоретические и методические аспекты деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава I. Теоретические аспекты девиантного поведения подростков………7
1.1 Понятие « девиантное поведение»…………………………………………7
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков и возрастные особенности подростков……………………………………………………….11
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение подростков……………21
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения подростков ……………………………………………………………………….26
1.4.1 Наркома……………………………………………………………………26
1.4.2 Курение……………………………………………………………………29
1.4.3 Пьянство и алкоголизм……………………………………………………29
1.4.4 Проституция………………………………………………………………31
1.4.5 Суицидальное поведение………………………………………………….33
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний…………….34
1.4.7 Правонарушения…………………………………………………………..37
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений…………………38
Глава II. Методические аспекты деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков…………………………..40
2.1 Структура деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения в школе………………………………………………..40
2.2 Основные подходы, принципы, формы, методы деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..44
2.3 Роль социального педагога в организации профилактике девиантного поведения в подростковой среде ………………………………………………56
Заключение……………………………………………………………………….64
Список использованной литературы……………………………………….......66

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 109.51 Кб (Скачать)

Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.

Лучшая профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.

2. Богданова О. С. О нравственном  воспитании подростков. - М.: Просвещение, 1979. - 111 с.

3. Волков Б.С. Психология  подростка. - М.: Педагогическое общество  России, 2001. - 160 с.

4. Воспитание трудного  ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова. - М.: Владос, 2001. - 240 с.

5. Гарифуллин Р.Р. Скрытая  профилактика наркомании: Практическое  руководство для педагогов и  родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 64 с.

6. Гонеев А.Д. И др. Основы  коррекционной педагогики: Учеб. Пособие  для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластелина. - М.: Академия, 1999. - 280 с.

7. Галагузова М.А. Социальная  педагогика. - М., 1994.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение  в общую психологию. - М: 1997.

9. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003. - 288 с.

10. Игры - обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.

11. Касаткин В. Н. и др. Здоровье: Программа профилактики курения  в школе. - М.: 2003. - 132 с.

12. Касаткин и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя  и наркотиков в школе. - М., 2003. - 136 с.

13. Кащенко В.П. Педагогическая  коррекция: Исправление недостатков  характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский  центр «Академия», 2000. - 304с.

14. Коджаспирова Г.М. Педагогический  словарь - М: 2000.

15. Кондрашенко В.Т. Девиантное  поведение у подростков. Социально-психологический  и психиатрический аспекты. - Минск, 1988.

16. Коррекционная педагогика  в начальном образовании: Учеб. пособие  для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова  и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320с.

17. Лидерс А.Г. Психологический  тренинг с подростками: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. -256 с.

18. Личко А.Е. Психология  и акцентуации характера у  подростков. - Л.: 1983.

19. Макаренко А.С. Педагогические  сочинения. Т. 3, с. 158.

20. Мухина В.С. Возрастная  психология. - М., 2000.

21. Немов Р.Н. Общие основы  психологии. - М., 1999.

22. Овчарова Р.В. Технологии  практического образования психолога. - М.: 2000.

23. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512 с.

24. Панфилова М.А. Игротерапия  общения: Тесты и коррекционные  игры. Практическое пособие для  психологов, педагогов и родителей. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 160 с.

25. Психокоррекционная и  развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 2001. - 160 с.

26. Шакурова Н.В. Методика  и норма работы социального  педагога. - М.,

27. Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью.- М.: Дашков и К., 2010.

28. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска.- М.: Владос., 2008.

29.  Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М., 2008.

30.  Холоства Е.И. Семейное воспитание и социальная работа.- М., 2010.

31.  Холоства Е.И. Социальная работа с семьей. - М.: “Социум”, 2010.

 

 

 


Информация о работе Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема