Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель – проанализировать теоретические и методические аспекты деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава I. Теоретические аспекты девиантного поведения подростков………7
1.1 Понятие « девиантное поведение»…………………………………………7
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков и возрастные особенности подростков……………………………………………………….11
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение подростков……………21
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения подростков ……………………………………………………………………….26
1.4.1 Наркома……………………………………………………………………26
1.4.2 Курение……………………………………………………………………29
1.4.3 Пьянство и алкоголизм……………………………………………………29
1.4.4 Проституция………………………………………………………………31
1.4.5 Суицидальное поведение………………………………………………….33
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний…………….34
1.4.7 Правонарушения…………………………………………………………..37
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений…………………38
Глава II. Методические аспекты деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков…………………………..40
2.1 Структура деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения в школе………………………………………………..40
2.2 Основные подходы, принципы, формы, методы деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..44
2.3 Роль социального педагога в организации профилактике девиантного поведения в подростковой среде ………………………………………………56
Заключение……………………………………………………………………….64
Список использованной литературы……………………………………….......66

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 109.51 Кб (Скачать)

Зоофилия (скотоложство, содомия) - Половое влечение к животным. У подростков и у взрослых носит заместительный характер. Люди с подобной ориентацией могут вступать в половые акты с любыми домашними животными, даже птицей.

Гомосексуализм - половое влечение к лицам своего же пола. Различают гомосексуализм в виде педерастии и лесбиянства. Такие наклонности могут формироваться у подростков и взрослых, которые в силу жизненных обстоятельств лишены возможности удовлетворять половые потребности с лицами противоположного пола. Особенно часто гомосексуальные контакты вступают во время отбывания наказания местах лишения свободы, а так же в прохождения службы в армии. Как правило, у подростков гомосексуализм носит заместительный характер, а у взрослых может приобретать черты стойкой половой ориентации.

1.4.7 Правонарушения

Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, является правонарушение.

В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) - такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

На практике преступления классифицируются по следующим основаниям:

1. по степени  тяжести: на тяжкие, менее тяжкие  и не представляющие большой  общественной опасности;

2. по форме вины: на умышленные и неосторожные;

3. по объекту  посягательства целям и мотивам: антигосударственные корыстные  насильственные и др.

4. по социально-демографическим  и криминологическим основаниям: преступления взрослых и молодежи, преступления несовершеннолетних, первичные, повторные и рецидивная  преступность.

Преступление - это противотравное, виновное наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред. Проступок- это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасность. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и др. отраслями права. Правонарушение в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.

Подросткам и юношам в возрасте 14-18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушения можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино и др.). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания. Особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным молодежным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «Разборки», которые сопровождаются бранью, насилием [18, стр. 26].

 

1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений

Рассмотрим различные формы социальных отклонений:

1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают, характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов [9, стр. 11].

2. Индивидуальные и групповые отклонения.

· индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

· групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры).

3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.

Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям:

сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

 

Глава II. Методические аспекты деятельности социального педагога по профилактике  девиантного поведения подростков 

 

2.1.Структура  деятельности социального педагога  по профилактике девиантного  поведения в школе. 

  Социальный педагог – организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаимодействие с взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи. Социальный педагог призван создавать благоприятные условия для развития и социализации личности. 
Основная цель деятельности школьного социального педагога - решение проблем, т.е. преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания благоприятной, педагогически целесообразной социальной среды. 

Задачи определяют ближайшую перспективу решения проблем социальной жизни детей в определенном направлении:

Профилактическое направление:

  • Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определение уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи с помощью социологических вопросов, социометрических методик.
  • Предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций.

 
Защитно-охранное направление:

  • Создание картотеки, банка данных наблюдаемых детей в семье и семей для представления интересов детей в семье, в государственных учреждениях и правоохранительных органов.
  • Использование правовых норм для защиты прав и интересов детей, содействие применения мер государственного воздействия и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на несовершеннолетних.

 
Организационное направление: 

  • Обеспечение индивидуальной консультативной или практической помощи учащимся, родителям, учителям.
  • Профессиональное самоопределение детей.
  • Координация действий всех служб школы и города в интересах ребенка.
  • Развитие и совершенствование социальных связей со всеми специалистами школы и сотрудниками других учреждений.

 
Так как главной целью в работе школьного социального педагога является решение проблем, то есть преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, то на первое место выдвигается разработка индивидуальной программы деятельности с конкретной личностью (ребенком, подростком, учителем, родителем).

 

 
А нализ проблемы Диагностика ПМПк 
 
ребенка 
 
Задачи Цель  
 
 
 
 
Выявление участников Методы 
 
п роблемной ситуации 
 
План действий для Формы 
 
осуществления программы 
 
 Психолого-педагогическая профилактика – это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педагогического процесса. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в профилактическую работу систему мер по социальной защите детства. 
 
 Социальная защита детства – специальные меры по гарантированному обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребенка. 
 
Ребенок – лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия). В практике социального и медицинского обслуживания в педагогике выделяются также грудные дети (от рождения до 1 года), дети дошкольного возраста (от 1 года до 6-7 лет), дети младшего школьного возраста ( от 7-до 10 лет), подросток (от 11 до 13-14 лет ) и юноши от (15 до 18 лет). 
 
Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность.  
 
Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая Под таким образом педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка. 
 
Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – к специальной. Специальной профилактикой можно назвать систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т.п.

 
2.2  Основные подходы, принципы, формы, методы деятельности социального педагога  по профилактике девиантного поведения подростков

Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.

Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.

Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям. Так, согласно общестатистическиим данным по стране среди молодёжи получили наибольшее распространение:

- пьянство и алкоголизм (в стадии зависимости) - 15-20%;

- наркомания (эпизодическое  и регулярное употребление) от 1/4 до 1/3 до 100% (по Липецкой области  процент наркоманов среди подростков  составляет 10,2);

- сексуальные отклонения - высокая потентность (анонимные  вопросы показывают 10-15% подростков  имеют гомосексуальный опыт;

- бродяжничество (дромомания) - цифры варьируются от 3,2 до 5 млн. детей (по России «уличных» детей, имеющих семью и кров, но живущих  на улице - до 2 млн.);

- противоправное  поведение - преступное (уголовно наказуемое) - около 50% подростков и молодёжи.

Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция.

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особо при этом принадлежит роль малым группам, в которых школьник взаимодействует с другими. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Трудности поведения подростков могут быть обусловлены особенностями той или иной семьи. Эти особенности отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто появляются «трудные» дети.

Информация о работе Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема