Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни с использованием дидактичес

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Объект исследования – здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни с использованием дидактических игр.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 6
1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 12
1.3. Дидактическая игра как средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 16
2. Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни с использованием дидактической игры 20
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 20
Были рассмотрены уровни в различной степени: выделены высокий, средний и низкий уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с опорой на следующие показатели: 20
2.2. Формирующий эксперимент 24
2.3. Контрольный эксперимент 30
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

522.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено: представители философско-социологического направления (П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

     В психолого-педагогическом направлении (Г.П.Аксенов, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Матынюк, Л.С.Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; однако, резкой грани между ними нет, т.к. они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума.

     Здоровый  образ жизни – это «результирующая  действий многих внутренних и внешних  факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья» [24,176].

     Здоровый  образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности  человека, достижения им активного  долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

     Здоровый  образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

     В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных  возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.

     Авторы, исследующие проблему здорового  образа жизни, включают в данное понятие  базовые: окружающую среду, отказ от курения, употребления алкоголя, наркотиков; питание и движение человека; гигиену  организма.

     Психическое здоровье человека также относится к понятию здорового образа жизни. Оно определяется как «состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности» [24,176].

     Основу  психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Одной из важнейших целей психологической службы образования является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие.

     Выделяются  основные принципы здорового образа жизни:

     1. Творцом здорового образа жизни  является человек как существо  деятельное в биологическом и  социальном отношении (индивидуально  и общественно полезная духовная  или физическая деятельность).

     2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).

     3. Соблюдение принципов рационального  питания (сбалансированного качественно  – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая  ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).

     4. Рациональная двигательная активность.

     5. Соблюдение общечеловеческих норм  и принципов морали, регулирующих  все сферы жизнедеятельности  человека и т.д.

     В настоящее время разработано 16 программ здорового образа жизни, регулирующих практически все сферы жизнедеятельности человека.

     Цель  этих программ – «создать условия  для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями, радостью жизни человека; предупредить негативные последствия – заражение венерическими болезнями, ВИЧ и т.д.» [24,176].

     В соответствии с конституциональными (морфофизиологическими и психофизиологическими) характеристиками, возрастом, полом, профессией, местом проживания и т.д. создается  типология здорового образа жизни, т.е. для каждого конкретного человека подбираются общие принципы и программы здорового образа жизни.

     На  соблюдение принципов здорового  образа жизни влияют как субъективные, так и объективные факторы.

     К субъективным факторам относится соблюдение на практике принципов здорового образа жизни, отдельным человеком, семьей, группой людей, что немыслимо без физической культуры и массового спорта.

     Среди объективных факторов здорового  образа жизни детей выделяются следующие:

     - «качество окружающей среды (состояние  воздуха, воды, почвы), продуктов питания, жилища, одежды;

     - доступность физкультурно-спортивных  комплексов и сооружений (стадионов,  бассейнов, оздоровительных центров  и т.д.), спортивного инвентаря  и т.д.» [28,5]. 

1.2 Особенности формирования  представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

 

     Задачи  и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и  их физического воспитания, т.к. от эффективности  решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

     У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

     - активно развиваются психические  процессы, растет самооценка, чувство  ответственности;

     - «заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;

     - дети способны самостоятельно  выполнять бытовые поручения,  владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для  достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности» [23,14].

     На  физиологическое состояние детей  старшего дошкольного возраста большое  влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни старших дошкольников:

     - эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными  эмоциями;

     - интеллектуальное самочувствие: способность  человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

     - духовное самочувствие: способность  устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели  и стремиться к ним; оптимизм.

     Анализ  всех программ воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание в отличие от формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

     Так, в базисной программе «Истоки» это  направление называется «Физическое развитие», а в программе «Детство» оно формулируется: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».

     Серьезное же внимание к формированию здорового  образа жизни старших дошкольников уделяется в программе «Радуга».

     Такое внимание ДОУ к физическому развитию старшего дошкольника обусловлено особенностями организма детей: ребенок растет, увеличивается его рост, масса тела, развивается двигательная активность и т.д.

     Для формирования представлений старших  дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни» [28,6].

     Большое значение на формирование представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные  игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры старших дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. «Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни» [23,15].

     Процесс формирования представлений старших  дошкольников о здоровом образе жизни  тесно связан с воспитанием у  них любви к чистоте, опрятности, порядку.

     Помимо  ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному  выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.

     Развитие  движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.

     Формирование  представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно  связано с охраной их жизни  и здоровья. Правила по охране жизни  и здоровья ребенка изложены в  специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

     Авторы  комплексных программ воспитания детей уделяют заметное внимание формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни: потребности в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности и т.д.

     Так, в программе «Детство» в разделе  «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», на первом месте стоит воспитание основ гигиенической культуры. Если в младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться и т.п., то уже в старшем дошкольном возрасте «дети осваивают начальные представления о здоровом образе жизни; узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т.п.» [23,15].

     Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

     Режим – это твердо установленный, педагогический и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.

     Для старшего возраста устанавливается  свой режим, соответствующий детям  данной возрастной категории. Режим  дня – это «не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение» [23,15]. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными.

     Положительное влияние на формирование представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон. Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей. Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.  
 
 

1.3. Дидактическая игра  как средство формирования  представлений старших  дошкольников о  здоровом образе  жизни

 

     Дидактическая игра представляет собой многоплановое  педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего воспитания личности ребенка одновременно. В рамках данного исследования нас интересует проблема дидактической игры как формы обучения детей дошкольного возраста.

     Е.И. Удальцова подходит к дидактической  игре как важному средству обучения дошкольников. «Дидактическая игра - это спланированный педагогический прием для расширения и закрепления полученных знаний». » (18, с.14). При этом Е.И. Удальцова считает, что, несмотря на дидактическую направленность, обучающие игры остаются играми, детей увлекает игровое действие. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры. Однако Е.И. Удальцова тоже включает дидактическую игру в организованную форму прямого обучения - занятия.

Информация о работе Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни с использованием дидактичес