Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни с использованием дидактичес

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Объект исследования – здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни с использованием дидактических игр.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 6
1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 12
1.3. Дидактическая игра как средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 16
2. Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни с использованием дидактической игры 20
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 20
Были рассмотрены уровни в различной степени: выделены высокий, средний и низкий уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с опорой на следующие показатели: 20
2.2. Формирующий эксперимент 24
2.3. Контрольный эксперимент 30
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

522.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного  возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному изсредств_коммунистического воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

     В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У  него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда  Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

     «Программа  воспитания в детском саду» предъявляет  к дидактическим играм большие  требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни, представлений о здоровом образе жизни.

     В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация  дидактических игр:

     а) с игрушками и предметами;

     б) настолько-печатные;

     в) словесные.

     В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные  дидактические игры. Необходимость  подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в  большом количестве. Обилие дидактических  игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами. 
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

     Приведем  примеры дидактических игры, которые  были предложены Е. И. Удальцовой (18, с.14).

     Игра  «Вершки и корешки» направлена на уточнение знаний об овощах и хлебных злаках. Детям раздается ботва разных корнеплодов (морковь, репа, свекла, редис и другие), а в корзине лежат овощи без ботвы. Вынимая овощ из корзины, воспитатель говорит: «Корешок, корешок, где твой вершок?» Дети, у которых ботва от этого овоща, показывают ее. Кто правильно отгадает, тот получает овощ к ботве. Игра может быть проведена и по картинкам. Выигрывает тот, кто не ошибается в названии ботвы. 
Игра «Кем что выращено» проводится в конце года в старшей группе и в любое время в подготовительной. Она направлена на уточнение знаний об овощах, фруктах, домашних животных и труде людей. 
Воспитатель или ведущий раздает детям карточки с картинками, на которых изображены разные предметы: овощи, фрукты, домашние животные и птицы, машины, используемые людьми для сельскохозяйственных работ. Играющие рассматривают картинки. Затем все картинки кладутся стопкой — вниз изображением.

     Правила игры: дети поочередно открывают картинку, показывают ее играющим, называют, что  изображено, и рассказывают, что и где выращено колхозниками. Правильно ответивший получает фишку или значок. При ответе учитывается правильность построения предложения. Если ответ неправильный, картинки кладутся вниз. Второй ребенок, уточняющий ответ, тоже получает фишку.

     После того, как все картинки открыты, дети собирают их по назначению: Витя собирает все, что относится к труду в колхозе, Нина — что сделано на заводе, фабрике, Саша — все, что растет в лесу. 
В дидактических играх типа «Что из чего и как сделано» дети уточняют, что можно сделать из дерева, из хлопка и других материалов. Ценность этих игр зависит от умелого подбора картинок и интересного игрового действия, которое вызвало бы интерес не только к игре, но и также больше узнать нового. В игре «Кто куда» на маленьких картинках изображены различные животные, необходимо разложить по коробкам картинки с изображением домашних животных, насекомых и диких животных, назвать их и рассказать, где и как они живут, как за ними ухаживать. Или разложить по коробкам картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, назвать их и рассказать о них все, что знаешь, или загадать загадку.

     Можно загадать загадки «Круглая да гладкая, откусишь — сладкая, засела крепко на грядке... (репка). В зеленом домике живет много беленьких жильцов (огурец). Голодная мычит — сытая жует. Всем ребятам пить дает (корова). Длинный клюв и много пятен, ну, конечно, это... (дятел)». 
Или закрепить в дидактической игре «Растет, цветет и зреет» знание о растениях луга, поля и леса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ работы  современного ДОУ  по формированию  у старших дошкольников  представлений о  здоровом образе  жизни с использованием  дидактической игры

2.1 Экспериментальное  исследование уровня  развития представлений  старших дошкольников  о здоровом образе жизни

 

     С целью определения уровня представлений  у детей старшего дошкольного  возраста о здоровом образе жизни  проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальной базой исследования выступило дошкольное образовательное  учреждение № 45 г. Новокузнецка. В эксперименте участвовали 24 ребенка старшего дошкольного возраста.

     Анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявил критерии сформированности представлений старших  дошкольников по следующим показателям: 1) представление дошкольника о понятии «здоровый образ жизни»; 2) представление дошкольника о вреде нездорового образа жизни на организм и психику человека.

     Были рассмотрены  уровни в различной степени: выделены высокий, средний и низкий уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с опорой на следующие показатели:

     - высокий уровень: ребенок имеет  четкое представление о понятии  «здоровый образ жизни»; отрицательно  относится к вредным привычкам;  настроен на здоровый образ  жизни;

     - средний уровень: ребенок имеет смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеет небольшое представление о вредных привычках; не всегда стремится «настроить себя» на здоровый образ жизни;

     - низкий уровень: ребенок не  имеет представления о понятии  «здоровый образ жизни»; не отрицает вредных привычек; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни.

     Основу  экспериментального исследования составил комплекс диагностических методов: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

     С целью определения уровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни был проведен метод наблюдения за детьми и анкетирование. 

     Таблица 1: Уровни сформированности представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни в начале эксперимента.

Уровни сформированности

представлений

Экспериментальная группа Контрольная группа
  Абсолютное

число

Относительное

число

Абсолютное

число

Относи-

тельное

число

Высокий 2 8,3% 1 4,2%
Средний 6 25% 8 33,3%
Низкий 4 16,6% 3 12,5%
 

     Анализ  проведенных методов наблюдения и анкетирования позволил сделать вывод о том, что уровень представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни (у испытуемой группы) в основном – средний и низкий.

     Результаты  начала эксперимента показали необходимость  и целесообразность проведения определенной работы по повышению уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни путем реализации выделенных нами педагогических условий:

     - организация целенаправленной игровой  деятельности дошкольников с  использованием дидактических игр;

     - учет индивидуальных и возрастных  особенностей детей;

     - эмоциональный комфорт для каждого  ребенка;

     - установление тактики сотрудничества  при взаимодействии детей и  взрослых;

     - уважение прав ребенка на развитие  индивидуальности;

     - использование разнообразных целенаправленных методов и форм формирования здорового образа жизни, их оптимальное использование;

     - системный и систематический  характер методической и воспитательной  работы, направленный на формирование  здорового образа жизни детей.

     Для реализации выделенных психолого-педагогических условий необходимо внести необходимые изменения в воспитательно-образовательный процесс:

     - отказаться от прямых указаний  и перенести акцент на косвенные  воздействия через организацию  здорового образа жизни;

     - рационально и эффективно использовать дидактические игры в качестве средства формирования знаний детей о здоровом образе жизни.

     До  начала формирующего этапа мы разграничили детей на две группы: экспериментальную  – 12 человек (это дети, которые принимали  участие в формирующем эксперименте). В контрольную группу вошли те дети, которые не принимали участия в формирующем эксперименте – следующие 12 человек.

     Последним этапом исследования явилось анкетирование  воспитателей с целью выявления  сущности работы детского сада по формироанию представлений дошкольников о здоровом образе жизни.

     В результате анкетирования нами было выяснено, что воспитатели рассматривают  понятие здоровье, только со стороны  физического здоровья человека. Основными  сторонами здорового образа жизни, с которыми следует знакомить дошкольников считают:  правильное питание, развитие физических качеств. Такие разделы как эмоциональное благополучие ребенок и другие люди, ребенок и улица, ребенок и природа  выделены не были.

     Меньшее количество воспитателей придерживаются мнения, что работа по закреплению знаний, полученных на занятиях, должна осуществляться и после.

     Более того, воспитателями отмечено, что  вся работа по формированию представлений  о здоровом образе жизни должна планироваться. Однако, планирование этой работы входит в систему общего перспективного планирования. Дидактические игры на формирование знаний о здоровом образе жизни проводят в соответствии с перспективным планом 2-3 раза в месяц. Отдельных планов по формированию знаний о здоровом образе жизни не ведетя. Это говорит о недостаточной системности целостности осуществления данной деятельности со стороны воспитателей. Таким образом, после проведения исследования, направленного на выявления сформированности знаний о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста и проанализировава практику использования дидактический игр в МДОУ «Детский сад № 45» комбинированного вида, мы пришли к выводу о необходимости разработки перспективного пана в ДОУ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Формирующий эксперимент

 

     Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях группы, где создавали обстановку, позволяющую испытуемым детям чувствовать  себя непринужденно.

     Процесс формирования представлений детей  старшего дошкольного возраста о  здоровом образе жизни потребовал организации дидактических игр, посвященных этой проблеме в течение всего дня.

     После того, как было организовано и проведено  исследование, возникла необходимость  проверить эффективность работы по созданию педагогических условий, обеспечивающих формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

     Ниже  мы представим перспективное планирование, которое было предложено для реализации в дошкольном учреждении.

Перспективный план работы

«Формирование основ здорового  образа жизни детей 5-6 лет с использованием дидактических игр»

Раздел Тема Задачи Содержание
Здоровье  ребенка Изучаем свой организм Дать детям  элементарные сведения о своем организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.). Дидактические игры: «Покажи и назови», «Узнай по голосу».
О роли лекарств и витаминов Познакомить детей  в доступной форме с лечебными  средствами. Дать им сведения о нетрадиционных методах лечения. Довести до сознания необходимость профилактики заболеваний и лечения. Дидактические игры: «Найди лишнее», «Незнайкины небылицы».
  
 

Эмоциональное благополучие ребенка

Ребята, давайте  жить дружно. Учить детей  дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни. Формировать умение разрешать конфликтные ситуации Дидактические игры: «Фотографии друзей», «Кто с  кем дружит».  
И хорошее  настроение не покинет больше нас! Дать детям  понятие, что такое настроение. Учить  детей определять свое настроение и регулировать его. Словесная игра «Небылицы в лицах».
Я и  режим дня. Рассказать  детям о важности соблюдения режима дня, необходимости рационального  питания. Объяснить последствия  несоблюдения режима дня и режима питания Дидактические игры «Утро-день-вечер-ночь», «Съедобное-несъедобное», «Полезные продукты».
 
 
 
Ребенок и другие люди
Кто нас окружает Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и  близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить  разницу во взаимоотношениях с ними. Формировать коммуникативные умения, знания о правилах поведения в различных ситуациях. Дидактическая игра: «Узнай по голосу».

рождения».

Ребенок дома. Убедить детей  избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята. Способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения. Дать сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Объяснить причины пожара и обратить внимание на его последствия. Довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара. Рассказать об опасностях при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожным. Словесные игры «Смелые мышки», «Лохматый пес».
 
Ребенок и природа
Опасные растения. Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями и сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими детьми. Дидактическая игра «Съедобный-несъедобный»
Животный  мир. Обратить внимание детей на то, как много вокруг разных насекомых. Убедить их в необходимости  соблюдать осторожность в общении  с ними. Научить оказывать помощь себе и другим при укусе пчелы  или осы. Учить детей правильно  обращаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в общении с ними. Дидактические игры: «Назови одним словом», «Четвертый лишний».
Рядом вода. Приучать детей  соблюдать элементарные правила  общения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом, зимой). Дидактическая игра «Зачем нужна вода».

Сюжетное рисование  «На реке».

Информация о работе Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни с использованием дидактичес