Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни с использованием дидактичес

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Объект исследования – здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни с использованием дидактических игр.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 6
1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 12
1.3. Дидактическая игра как средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 16
2. Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни с использованием дидактической игры 20
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 20
Были рассмотрены уровни в различной степени: выделены высокий, средний и низкий уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с опорой на следующие показатели: 20
2.2. Формирующий эксперимент 24
2.3. Контрольный эксперимент 30
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

522.doc

— 201.50 Кб (Скачать)
 
 

   Каждая  группа детского сада имеет отдельную раздевальную комнату. Это даёт возможность как педагогам, так и родителям уделять внимание детям но привитию культурно-гигиенических навыков. Каждого ребёнка педагог и помощник воспитателя обучает тщательно вытирать ноги перед входом в помещение, учит самостоятельно раздеваться и одеваться, при этом акку - ратно складывать свою одежду в шкаф. При всех моментах обучения и закрепления знаний и умений педагог использует мотивацию.

  1. В группах каждый ребёнок имеет свою кровать, которую ежедневно заправляет самостоятельно в старшем возрасте, следит за тем, чтобы она аккуратно и эстетично выглядела.
  2. Перед сном дети стараются бесшумно ходить, 
    не создавая сутолоки, тихо раздеваются и аккуратно складывают 
    одежду на стулья, не мешая засыпающим детям.
  3. Ежедневно педагоги прививают детям стойкие культурно- 
    гигиенические навыки по уходу за своим телом, зубами, носом. 
    Для этого имеются в группах отдельные комнаты гигиены.

   Развитие  представлений о строении человеческого  тела и на значении органов педагоги формируют через  дидактические игры, наблюдения. Для этого разработаны конспекты, схемы, таблицы, подобран наглядный материал. К детям часто в гости приходят медицинская сестра, врач детского сада, сотрудники ГИБДД и инспекторы ГосПожНадзора, ведут беседы об оказании первой неотложной помощи, опасных ситуациях подстерегающих в жизни. Дети решают логические задачи, вспоминают жизненные ситуации. Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляются в игровой деятельности.

     Педагогам следует обратить внимание на подготовительную работу, которая должна дать детям исходный знание – это занятия, экскурсии, наблюдения, беседы.  Большое значение в работе тематического планирования имеет организация утренних бесед с детьми. Они являются важной составной частью всего педагогического процесса, так как способствуют достижению большей эффективности в последующей работе по формированию знаний о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста. Проводятся утренние беседы с небольшими подгруппами детей. Если тема занятия требует активизации знаний и опыта детей всей группы, то воспитатель может собрать их в кружок возле себя в промежуток времени между утренней гимнастикой и завтраком.

     Не  менее важно для эффективного развития детей установление тесного контакта с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями необходимо всегда, поскольку именно семья играет решающую роль в воспитании ребенка дошкольного возраста, а родители - самые важные, главные, значимые для него люди. Традиционными формами сотрудничества с семьей в дошкольном учреждении считаются родительские собрания и индивидуальные беседы. 

2.3. Контрольный эксперимент

 

     Целью данного этапа эксперимента являлось проведение контрольного обследования исследуемых детей. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего эксперимента.

     При определении уровня представлений  детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни осуществлялась опора на уровни, выдвинутые в пункте 2.1: высокий, средний и низкий уровни.

     Основу  контрольного экспериментального исследования составил комплекс диагностических методов, взаимодополняющих друг друга и контролирующих объективность результатов: наблюдение, анкетирование, занятие.

     В исследовании приняли участие контрольная  и экспериментальная группы детей  старшего дошкольного возраста.

     Определив уровень сформированности представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни, мы сравнили полученные данные с результатами констатирующего  эксперимента, отразив их в таблице 2: 

     Таблица 2: Уровни сформированности представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни 

 
Уровни представлений

старших дошкольников 

 
Экспериментальная группа
 
Контрольная группа
 
В начале эксперимента
 
В конце

эксперимента

 
В начале эксперимента
 
В конце

эксперимента

 
Абс.

число

 
 
%
 
Абс.

число

 
 
%
 
Абс.

число

 
 
%
 
Абс.

число

 
 
%

 

 
Высокий
 
2
8,3  
4
16,6  
 
1 
 
 
4,2 
 
2
 
8,3
 
Средний
 
6
25 7 29,3 8 33,3 8 33,3
 
Низкий
4 16,6 1 4,2 3 12,5 2 8,3
 

     Данные  Таблицы 2. показывают, что создание и организация педагогически-целесообразной предметно-воспитательной среды позволили в экспериментальной группе значительно уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений о здоровом образе жизни, по сравнению с контрольной группой: высокий уровень представлений детей повысился на 12,4%, средний уровень повысился на 4,3%, низкий снизился на 16,6%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько за дача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.

     С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы о том, что процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни будет эффективным, если учитывать:

     - возрастные и индивидуальные  особенности детей;

     - создавать в ДОУ процессы по  учебно-методической интерпретации  содержания здорового образа  жизни;

     - включать в педагогический процесс дидактические игры как средство формирования представлений детей о здоровом образе жизни;

     - систематически и целенаправленно  проводить пропаганду здорового  образа жизни.

     Для этого нами было проведено экспериментальное  исследование на базе МДОУ «Детский сад № 45» комбинированного вида г. Новокузнецка.

     Целью эксперимента стало изучение практики использования дидактических игр  направленных на формирование знаний о здоровом образе жизни детей  старшего дошкольного возраста. Исследование состояло из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного и проходило с сентября по декабрь 2011 года.

     На  первом этапе мы выявили уровень  сформированности знаний детей о  здоровом образе жизни. И увидели, что  уровень сформированности знаний ближе  к низкому.

     Полученные  результаты определили необходимость проведения формирующего эксперимента, который заключался в разработке перспективного плана использования дидактических игр направленных на формирование знаний о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.

     Разработанный план был предложен для реализации в МДОУ «Детский сад № 45 », комбинированного вида.

     Результаты  контрольной  диагностики показали, что в экспериментальной группе значительно уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений о здоровом образе жизни, по сравнению с контрольной группой: высокий уровень представлений детей повысился на 12,4%, средний уровень повысился на 4,3%, низкий снизился на 16,6%.

     Таким образом, можно сказать, что предположение, выдвинутое в гипотезе подтвердилось, использование дидактических игр будет способствовать формированию знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Алябьева  Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольников. – Мурманск, 1998.
  2. Алябьева Н.В., Сатушева В.И. Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем / Психолого-педагогические условия развития ребенка – дошкольника. Сборник научных статей. – Мурманск, 2004.
  3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М., 1993.
  4. Алямовская В.Г. Оценка эффективности системы физического воспитания в дошкольных учреждениях // Педагогическое обозрение–1998.- №3
  5. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. «Я хочу. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей». – СПб., 1996.
  6. Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ, М., 2004
  7. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М., 1984.
  8. Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ М., ТЦ Сфера, 2006
  9. Гаворина Л. Физкультурно-оздоровительная работа с часто болеющими детьми // Дошкольное воспитание. – 1995. - №2.
  10. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Старший возраст. – М., 1984.
  11. Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ //Управление ДОУ №8, 2006.
  12. Гулина М.А. Психоаналитические концепции здоровья / Под ред. Никифорова Г.С. – СПб., 2000.
  13. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М., 2002.
  14. Здоровый дошкольник: социально – оздоровительная технология XXI века / Сост. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М., 2001.
  15. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. – М., 2002.
  16. Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью. //Управление ДОУ №1,2006.
  17. Искусство быть здоровым / Сборник. – М., 1984.
  18. Каштанова т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении. Практическое пособие. – М., 2002.
  19. Кудрявцев В., Егоров Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000
  20. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М., 2002.
  21. Ладодо К., Дружинина Л. Питание и здоровье дошкольника // Дошкольное воспитание – 1998. - №2.
  22. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью. //Управление ДОУ №7,2006
  23. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. – М., 1995.
  24. Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / Под ред. Алямовской В.Г. – Нижний Новгород, 2002.
  25. Программа «Здоровье» МДОУ д/с №38 п.Молочный, 2008г.
  26. Пастухова И.О. Структурная модель оздоровительной работы в ДОУ.//Управление ДОУ №4,2004
  27. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / Сост. Бычкова С.С. – М., 2001.
  28. Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей., М., 2004.
  29. Страховская В.Л. 300 подвижных игр в реабилитации ослабленных детей. – М., 1996.
  30. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам.- М. Новая школа, 2003
  31. Физическое развитие и функциональные показатели детей от 1 месяца до 7 лет. Методические указания. – М., 1984.
  32. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физические занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. – М., 1983.

Информация о работе Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни с использованием дидактичес