Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:28, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Объект исследования – здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни с использованием дидактических игр.
Введение 3
1. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 6
1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 12
1.3. Дидактическая игра как средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 16
2. Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни с использованием дидактической игры 20
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 20
Были рассмотрены уровни в различной степени: выделены высокий, средний и низкий уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с опорой на следующие показатели: 20
2.2. Формирующий эксперимент 24
2.3. Контрольный эксперимент 30
Заключение 32
Список литературы 34
Каждая группа детского сада имеет отдельную раздевальную комнату. Это даёт возможность как педагогам, так и родителям уделять внимание детям но привитию культурно-гигиенических навыков. Каждого ребёнка педагог и помощник воспитателя обучает тщательно вытирать ноги перед входом в помещение, учит самостоятельно раздеваться и одеваться, при этом акку - ратно складывать свою одежду в шкаф. При всех моментах обучения и закрепления знаний и умений педагог использует мотивацию.
Развитие представлений о строении человеческого тела и на значении органов педагоги формируют через дидактические игры, наблюдения. Для этого разработаны конспекты, схемы, таблицы, подобран наглядный материал. К детям часто в гости приходят медицинская сестра, врач детского сада, сотрудники ГИБДД и инспекторы ГосПожНадзора, ведут беседы об оказании первой неотложной помощи, опасных ситуациях подстерегающих в жизни. Дети решают логические задачи, вспоминают жизненные ситуации. Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляются в игровой деятельности.
Педагогам следует обратить внимание на подготовительную работу, которая должна дать детям исходный знание – это занятия, экскурсии, наблюдения, беседы. Большое значение в работе тематического планирования имеет организация утренних бесед с детьми. Они являются важной составной частью всего педагогического процесса, так как способствуют достижению большей эффективности в последующей работе по формированию знаний о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста. Проводятся утренние беседы с небольшими подгруппами детей. Если тема занятия требует активизации знаний и опыта детей всей группы, то воспитатель может собрать их в кружок возле себя в промежуток времени между утренней гимнастикой и завтраком.
Не
менее важно для эффективного развития
детей установление тесного контакта
с семьями воспитанников. Взаимодействие
с родителями необходимо всегда, поскольку
именно семья играет решающую роль в воспитании
ребенка дошкольного возраста, а родители
- самые важные, главные, значимые для него
люди. Традиционными формами сотрудничества
с семьей в дошкольном учреждении считаются
родительские собрания и индивидуальные
беседы.
Целью данного этапа эксперимента являлось проведение контрольного обследования исследуемых детей. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего эксперимента.
При определении уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни осуществлялась опора на уровни, выдвинутые в пункте 2.1: высокий, средний и низкий уровни.
Основу контрольного экспериментального исследования составил комплекс диагностических методов, взаимодополняющих друг друга и контролирующих объективность результатов: наблюдение, анкетирование, занятие.
В исследовании приняли участие контрольная и экспериментальная группы детей старшего дошкольного возраста.
Определив
уровень сформированности представлений
старших дошкольников о здоровом
образе жизни, мы сравнили полученные
данные с результатами констатирующего
эксперимента, отразив их в таблице
2:
Таблица
2: Уровни сформированности представлений
старших дошкольников о здоровом образе
жизни
Уровни представлений старших дошкольников |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||||||||
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента | ||||||||
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Высокий |
2 |
8,3 | 4 |
16,6 | 1 |
4,2 |
2 |
8,3 |
Средний |
6 |
25 | 7 | 29,3 | 8 | 33,3 | 8 | 33,3 |
Низкий |
4 | 16,6 | 1 | 4,2 | 3 | 12,5 | 2 | 8,3 |
Данные
Таблицы 2. показывают, что создание
и организация педагогически-
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько за дача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.
С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы о том, что процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни будет эффективным, если учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
-
создавать в ДОУ процессы по
учебно-методической
-
включать в педагогический
-
систематически и
Для этого нами было проведено экспериментальное исследование на базе МДОУ «Детский сад № 45» комбинированного вида г. Новокузнецка.
Целью
эксперимента стало изучение практики
использования дидактических
На первом этапе мы выявили уровень сформированности знаний детей о здоровом образе жизни. И увидели, что уровень сформированности знаний ближе к низкому.
Полученные результаты определили необходимость проведения формирующего эксперимента, который заключался в разработке перспективного плана использования дидактических игр направленных на формирование знаний о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.
Разработанный план был предложен для реализации в МДОУ «Детский сад № 45 », комбинированного вида.
Результаты контрольной диагностики показали, что в экспериментальной группе значительно уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений о здоровом образе жизни, по сравнению с контрольной группой: высокий уровень представлений детей повысился на 12,4%, средний уровень повысился на 4,3%, низкий снизился на 16,6%.
Таким
образом, можно сказать, что предположение,
выдвинутое в гипотезе подтвердилось,
использование дидактических игр будет
способствовать формированию знаний о
здоровом образе жизни у детей старшего
дошкольного возраста.