Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни с использованием дидактичес

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Объект исследования – здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни с использованием дидактических игр.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 6
1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 12
1.3. Дидактическая игра как средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 16
2. Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни с использованием дидактической игры 20
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни 20
Были рассмотрены уровни в различной степени: выделены высокий, средний и низкий уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с опорой на следующие показатели: 20
2.2. Формирующий эксперимент 24
2.3. Контрольный эксперимент 30
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

522.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение

 

     Здоровье  – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может  никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические  преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.

     С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.

     От  уровня психического и физического  положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

     Обозначенная  проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.

     Проблема  укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей  нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:

     - обоснование связи физического  и психического состояния человека  находим в исследованиях И.С.  Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М.  Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р.  Лурье, А.Ю. Рахнера и др.;

     - проблема психологического здоровья  детей исследовалась в трудах  Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В.  Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З.  Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю.  Стожаровой и др.;

     - принцип взаимосвязи физиологического  и психического развития был реализован в трудах психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.;

     - на важность проблемы формирования  представлений у детей дошкольного  возраста о здоровом образе  жизни указывают исследования  А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.

     Несмотря  на многочисленные исследования, названная  проблема недостаточно разработана  в практике дошкольных образовательных  учреждений, что обусловливает выбор темы настоящего исследования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни».

     Цель  исследования – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

     Объект исследования – здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста.

     Предмет исследования –  процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни с использованием дидактических игр.

     Гипотеза  исследования: процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни будет эффективным, если учитывать:

     - возрастные и индивидуальные  особенности детей;

     - создавать в ДОУ процессы по  учебно-методической интерпретации  содержания здорового образа  жизни;

     - включать в педагогический процесс дидактические игры как средство формирования представлений детей о здоровом образе жизни;

     - систематически и целенаправленно  проводить пропаганду здорового  образа жизни.

     Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

     - раскрыть педагогический потенциал  ДОУ и семьи по формированию  здорового образа жизни старших  дошкольников;

     - исследовать уровень здоровья  детей старшего дошкольного возраста;

     - эмпирически выявить психолого-педагогические пути формирования здорового образа жизни у старших дошкольников;

     - подготовить рекомендации по  процессу формирования представлений  старших дошкольников с использованием  дидактических игр.

     Для решения поставленных задач и  проверки исходных предположений были определены методы исследования:

     - теоретические (изучение и анализ  литературы по проблеме);

     - эмпирические (анализ деятельности  ДОУ по проблеме формирования  здорового образа жизни дошкольников; наблюдение, анкетирование, методики, эксперимент).

     Опытно-экспериментальная база исследования: МДОУ № 45.

     Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем усилена актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

     Практическая  значимость: материалы, основные положения и выводы исследования могут быть использованы в практике работы современного ДОУ.

     Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

 

1. Теоретические основы  формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

1.1 Формирование представлений  дошкольников о  здоровом образе  жизни как психолого-педагогическая  проблема

 

     Актуальность  проблемы здорового образа жизни  вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

     Проблема  формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского, С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой и др.

     Рассмотрим  сущность понятия «здоровье».

     По  определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные  потребности» [24,176].

     По  мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье –  это «естественное состояние  организма, характеризующееся его  уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние  полного телесного, душевного и  социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [16,90].

     Здоровье  характеризуется биологическим  потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).

     Выделяют  три типа здоровья:

     - 1) «индивидуальное здоровье» (человек,  личность);

     - 2) «здоровье группы» (семья, профессиональная  группа, «страта – слой»);

     - 3) «здоровье населения» (популяционное,  общественное). В соответствие с  типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается качественная  и количественная характеристика.

     Выделяют  здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека.

     Согласно  исследованиям Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие»  детей дошкольного возраста можно  определить как устойчивое эмоционально-положительное  самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

     По  мнению М.Ю. Стожаровой, «один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье» [30,4].

     Относясь  к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.

     Термин  «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии.

     По  мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое  развитие ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).

     Таким образом, если личность не имеет этической  базы, то невозможно говорить о его  психологическом здоровье.

     Большинство людей с детства настолько  привыкают к состоянию, обозначаемому  здоровьем, что задумываются о нем  уже тогда, когда оно основательно «подорвано», и человеку приходится обращаться к врачу.

     Здоровье  человека закладывается в детстве  и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

     В современной литературе существует свыше 100 определений понятия «здоровье». Исходным для них является определение, приведенное в Уставе Всемирной  организации здравоохранения: «Здоровье  является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [24,176].

     Поскольку ни одно существующее определение понятия  здоровья не признается эталонным, о  состоянии здоровья человека судят  на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических (физическое развитие), клинико-физиологических (физическая подготовленность) и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями с учетом половозрастных, профессиональных, временных, эколого-этнических и других поправок.

     При соответствующих показателях, при  отсутствии жалоб со стороны индивида, ставят диагноз «здоров». В теоретической  медицине и физической культуре существует понятие «абсолютное здоровье», которое с большим допуском может  быть сопоставлено со здоровьем космонавта перед запуском.

     В настоящее время вырабатывается «метрия здоровья», т.е. количественно-качественное измерение здоровья. Выделяются до 5 уровней здоровья (рейтинг здоровья: от простого выживания до полноценной  здоровой жизни (отличное здоровье).

     Определение уровня здоровья имеет большое практическое значение, т.к. позволяет решать большой  спектр проблем: от профессионального  отбора до назначения рационального  режима двигательной активности, питания, отдыха и т.п.

     К показателям здоровья населения относятся: рождаемость и смертность, инвалидизация и продолжительность жизни, заболеваемость и мертворожденность и т.д.

     Здоровье  человека в значительной мере зависит  от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» - наука о здоровье.

Информация о работе Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни с использованием дидактичес