Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".
1. Экономическая сущность налогов и современные налоговые теории
Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества существует множество определений налогов.
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1][2]. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством (см. налоговое право)[2]. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства
Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение сбора.«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлении определённых прав или выдачу разрешений (лицензий)».Эк. сущность налогов – присвоение, централизация, перер-ие через бюджеты части произв. нац. продукта.
2. Понятие «налога» «сбора» «налоговые системы». Признаки налога
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный
платёж, взимаемый органами государственной
власти различных уровней с организаций
и физических лиц в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований[1][2].
Налоги следует отличать от сборов (пошлин),
взимание которых носит не безвозмездный
характер, а является условием совершения
в отношении их плательщиков определённых
действий. Взимание налогов регулируется
налоговым законодательством (см. налоговое
право)[2]. Совокупность установленных
налогов, а также принципов, форм и методов
их установления, изменения, отмены, взимания
и контроля образуют налоговую систему
государства. Под сбором понимается обязательный
взнос, взимаемый с организаций и физических
лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами, органами
местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически
значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий). НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность
налогов, сборов, пошлин и других обязательных
платежей в бюджет, взимаемых на условиях,
определяемых законодательными актами.
Существенными характеристиками налоговой
системы той или иной страны являются:
совокупность налогов, установленных
законодательством; принципов, форм и
методов их установления и ввода в действие;
система налоговых органов, форм и методов
налогового контроля; права и ответственность
участников налоговых отношений, порядок
и условия налогового производства.Термин
«налоговая система» может использоваться
применительно к отдельным государствам
или их крупным экономическим сообществам.
Исторически налоговая система появилась
с возникновения первых государств Древнего
мира, которые вводили налоги на доходы
и имущество своих подданных. Это позволяло
концентрировать и расходовать средства
на содержание^ войск, возведение укреплений,
строительство храмов. Позднее в Римской
империи значительные средства расходовались
на устройство дорог, водопроводов, проведение
праздников, раздачу денег и продуктов
беднякам и другие общественные цели.
Сформулированные еще А.Смитом 4 основных
принципа построения налоговой системы,
определенным образом модернизированные,
используются до настоящего времени. Это
- принцип справедливости, утверждающий
всеобщность обложения и равномерность
распределения налога между гражданами
соразмерно их доходам; принцип определенности,
требующий, чтобы сумма, способ и время
платежа были совершенно точно заранее
известны плательщику; принцип удобства
- налог должен взиматься в такое время
и таким способом, которые представляют
наибольшее удобство для плательщика;
принцип экономичности, заключающийся
в. минимизации издержек взимания налога,
в рационализации системы налогообложения.Налоговая
система выполняет следующие основные
функции: фискальную - обеспечение доходов
государственного бюджета; регулирующую
- регулирование макроэкономических процессов,
совокупного спроса и предложения, темпов
роста и занятости: распределительную
- перераспределение национального дохода,
доходов физических и юридических лиц;
социальную — аккумулирование средств
для осуществления социальных программ;
стимулирующую - микроэкономическое регулирование;
контрольную - обеспечивает воспроизводство
налоговых отношений. Налоги характеризуются
следующими основными признаками: обязательностью,
отсутствием специальной возмездности,
взиманием на основе законодательных
актов, всеобщностью.
3. Возникновение и эволюция налогообложения.
Налоги как
основной источник образования государственных
финансов известны с незапамятных времен.
Налогообложение, являясь элементом экономической
культуры, присуще всем государственным
системам как рыночного, так и нерыночного
типа хозяйствования. Еще в XIII-XII вв. до
Рождества Христова имеется упоминание
о подушном налоге в Вавилоне. Примерно
к этому времени относятся первые известия
о поголовном налоге в Китае и Персии.
Налоги выступали необходимым звеном
экономических отношений с момента возникновения
государство и до разделения общества
на классы. Средства, получаемые от уплаты
налогов, расходовались на укрепление
городов, содержание армий, строительство
кораблей, дорог, сооружение храмов, устройство
праздников, раздачу материальных благ
неимущим.
В развитии налогообложения можно выделить
три периода, каждый из которых характеризуется
теми или иными особенностями. Первый период
включает хозяйственные системы древнего
мира и средних веков и отличается неразвитостью
и случайным характером налогообложения.
Первоначально налоги существовали в
виде бессистемных платежей, носящих преимущественно
натуральную форму: барщина, участие в
походах, продовольствие, фураж, снаряжение
для армии и др. По мере развития и становления
товарно-денежных отношений налоги постепенно
принимают денежную форму. Если прежде
налоги взимались в основном на содержание
армий и дворцов, возведение укреплений
вокруг городов, строительство храмов
и дорог, то со временем они становятся
основным источником доходов для денежного
содержания государства. Второй период
развития налогообложения (конец XVII - начало
XVIII в.) характеризуется тем, что налоги
становятся основным источником доходной
части бюджета государства. В этот период
происходит формирование первых налоговых
систем, включающих прямые и косвенные
налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся,
как правило, у городских ворот со всех
ввозимых и вывозимых товаров, а также
подушный и подоходный налоги. Одновременно
с развитием государственного налогообложения
начинает формироваться научная теория
налогообложения, основоположником которой
является шотландский экономист и философ
Адам Смит (1723-1790). Он впервые сформулировал
принципы налогообложения, дал определение
налоговым платежам, обозначил их место
в финансовой системе государства, а также
определил, что налоги для плательщика
являются показателем свободы, а не рабства. Третий период
развития налогообложения начал свою
историю с XIX в. и отличался уменьшением
количества налогов и большим значением
права при их установлении и взимании.
Постепенно в обществе наряду с развитием
финансовой науки происходит становление
научно-теоретических воззрений на природу,
проблему и методику налогообложения.
Во второй половине XIX в. многие государства
предприняли попытки воплотить научные
воззрения на практике.
Венцом финансовой науки явились налоговые
реформы, проведенные после первой мировой
войны и полностью обоснованные научными
принципами налогообложения. Именно тогда
была заложена основа современной налоговой
системы, в которой прямые налоги заняли
ведущие позиции.
4. Развитие налогообложения в России.
Финансовая система Древней Руси начала складываться в конце IХ в., в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем она стала выступать прямым систематическим налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания или изделиями. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань явилась формой регулярной эксплуатации русских земель.
После свержения
монголо-татарского ига налоговая
система была реформирована Иваном III,
который ввел первые прямые и косвенные
налоги. Основным прямым налогом выступал
подушный налог. Особое значение стали
приобретать целевые налоговые сборы,
которые способствовали процессу становления
Московского государства. Ведущее место
в налоговой системе занимали акцизы и
пошлины. В период царствования Ивана
III были заложены основы налоговой отчетности.
К этому времени относится и введение
первой налоговой декларации - сошного
письма. Площадь земельных участков переводилась
в условные податные единицы «сохи», на
основе которых взимались прямые налоги.
Во время царствования Алексея Михайловича
(1629-1676) система налогообложения в России
была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан
специальный орган - счетная палата, в
компетенцию которой входил контроль
за фискальной деятельностью приказов,
исполнением доходной части российского
бюджета.
Эпоха реформ Петра I (1672-1725) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д.
В период правления Екатерины II (1729-1796) были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Основной чертой налоговой системы XVII в. можно назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами (до 42 % государственных доходов). Начало XIX в. характеризуется развитием российской финансовой науки. Так, в 1810 г. Государственным советом России была утверждена программа финансовых преобразований. Создателем «плана финансов» выступил выдающийся русский экономист и государственный деятель М. М. Сперанский. Многие принципы налогообложения и идеи организации государственных доходов и расходов по этой программе актуальны и по сей день. Во второй половине XIX в. большое значение приобрели прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1883г. была заменена налогом с городских строений. Вторым по значению налогом выступал оброк - плата казенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть социальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, сбор за перевозку грузов по железной дороге и т.д. В дореволюционной России основными были следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; алкогольные акцизы и т.д.Становление российской налоговой системы продолжалось до революционных событий 1917г.
5. Эволюция теории налогообложения в России
Основная идея неоклассической теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке.Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности, производственных процессов.
Теория экономического
предложения предусматривает снижение налогов
и предоставление налоговых льгот корпорациям,
так как высокие налоги сдерживают предпринимательскую
инициативу и тормозят политику инвестирования,
обновления и расширения производства.
Теоретические высказывания А. Смита стали
аксиомой не только для его последователей,
но и для всех ученых экономистов и взяты
на вооружение представителями возрожденного
направления: от снижения налогового бремени
государство выиграет больше, нежели от
наложения непосильных податей, на освобожденные
средства может быть получен дополнительный
доход, с которого в казну поступит налог.
Теория экономического предложения, развитая
в начале 80-х гг. в США М. Уэйденбаумом,
А. Бернсом, Г. Стайном, А. Лэффером, руководствовалась
главной идеей, заключающейся в радикальном
сокращении налоговых ставок и понижении
тем самым прогрессивности налогообложения,
установлении оптимальной границы обложения.
бремени.
Теория монетаризма, разработанная американским экономистом М.
Фридменом (р. 1912), приверженцем идеи свободы
рынка, предлагает ограничить роль государства
только той деятельностью, которую кроме
него никто не может осуществить: регулированием
денег в обращении. Делается также ставка
на снижение налогов. Сочетание снижения
налогов с манипулированием денежной
массой и процентной ставкой, по мнению
монетаристов, позволяет создать стабильность
функционирования механизма не только
государственного, но и частного предприятия.
В настоящее время не существует какой-либо
одной «истинно верной» теории экономического
регулирования;
6. Понятие налоговой теории.Общие налоговые теории.Частные налоговые теории.
под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами) налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.
К частным налоговым теориям относятся учения о соотношении различных видов налогов, числе налогов, их качественном составе, ставке налогообложения и т. д. Ярким примером частной теории является теория о едином налоге. Таким образом, если направления общей теории налогов определяют назначение налогообложения в целом, то частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный состав и т. д.3.
Общие теории налогов. Одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т. д.
При рассмотрении теории страхования интересен опыт российского законодательства начала 90-х годов. Так, в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР»^ было установлено, что ущерб, нанесенный собственнику преступлением, возмещается государством по решению суда. В данных условиях можно было бы говорить о частичной реализации рассматриваемой теории, поскольку, действительно, в таком случае государство, подобно страховой организации, обязано возмещать ущерб. Однако связать эту обязанность с налогообложением затруднительно.
Налоговая теория монетаризма, выдвинутая в 50-х годах профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фрид-меном, основана на количественной теории денег. По мнению ее автора, регулирование экономики можно осуществлять через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок.