Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 05:38, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства, а именно уклонению от уплаты налогов.
Для соответствия поставленной цели и наиболее полного раскрытия темы курсовой работы, мною были поставлены следующие задачи:
1). Проанализировать причины избежания налогообложения и рассмотреть уголовно-правовую характеристику уклонения от уплаты налогов;
2). Рассмотреть способы уклонения от налогов, которые делятся на правомерные и допустимые и неправомерные,
3). Проанализировать опыт борьбы с уклонением от уплаты налогов в зарубежных странах и обозначить основные направления реформирования норм налогового права в Российской Федерации.
Введение 3
1. Уклонение от уплаты налога как преступление 4
1.1. Причины избежания налогообложения 4
1.2. Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты налогов с организаций. 7
2. Способы уклонения от уплаты налогов с организаций 11
2.1. Правомерные и допустимые способы уклонения от налогов с организаций 11
2.2. Неправомерные способы уклонения от налогов с организаций 16
3.Проблемы государственного регулирования уклонения от уплаты налогов. 21
3.1. Анализ зарубежного опыта уклонения от уплаты налогов 21
3.2. Напрвления совершенствования законодательства РФ о налогах и сборах 24
Заключение 26
Список используемой литературы. 27
Субъект преступления (специальный). Физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, в функциональные обязанности которого входит уплата налогов с предприятия.
Таким лицом, как правило, является руководитель исполнительного органа. Однако встречаются случаи, когда функциональные обязанности по расчету и уплате налогов приказом по предприятию (например, в установочном приказе об учетной политике предприятия на отчетный год) возлагаются на финансового или коммерческого директора, одного из заместителей директора и т.д. Итак, круг субъектов данного преступления ограничивается теми лицами, на которых возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и уплате налогов.
Следует иметь в виду, что полномочия руководителей (исполнительных органов) юридического лица определяются следующей законодательной и нормативно - правовой базой9:
- законами (например, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и т.д.);
- Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- уставами предприятий;
- трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми с руководителями или учредителем (учредителями) предприятий;
- Положением о бухгалтерском учете и отчетности в редакции Приказа Минфина России от 19 декабря 1995 г. N 130;
-
Положением о составе затрат
по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых
в себестоимость, и о порядке
формирования финансовых
-
ведомственными нормативными
-
нормативными актами
Обязанность
по уплате налогов с организаций,
которая может возлагаться
Особо следует остановиться на таком субъекте преступления, как главный бухгалтер (бухгалтер предприятия). В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной отчетности отвечает главный бухгалтер (или бухгалтер). Без его подписи денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Наделение такими полномочиями одного лица предоставляет главному бухгалтеру возможность самостоятельно реализовать преступный умысел, а значит, быть субъектом преступления в единственном числе (например, в том случае, когда умысел руководителя не доказан, или крупные денежные средства "распылены" между несколькими руководителями, или главный бухгалтер реализует собственный преступный умысел, пользуясь некомпетентностью руководителя (так называемого зицпредседателя)10.
Другое дело - учредители, собственники предприятия, для которых немаловажное значение имеет неучтенная или иным образом сокрытая прибыль, дивиденды и пр. Если в ходе следствия будет установлено участие учредителей в неуплате налогов (например, в форме прямых указаний исполнительному органу, частой смены руководителей предприятия с целью увода их от ответственности за неуплату налогов, сокрытия от них полной информации о доходах либо в форме получения неучтенных денежных средств с предприятия, сопровождавшегося неуплатой налогов юридическим лицом, а также в иных формах), то таковые - при условии, что они являются физическими лицами, - привлекаются к ответственности наряду с виновным руководителем (если таковой имеется) и главным бухгалтером предприятия как организаторы, подстрекатели и иные соучастники преступления.
Субъективная сторона. С понятием "субъект преступления" неразрывно связан такой признак состава преступления, как субъективная сторона и вина привлекаемого к ответственности человека. Субъективная сторона данного преступления характеризуется наличием прямого умысла: лицо сознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. В свою очередь, невиновным причинением вреда признается деяние, совершенное лицом, которое не сознавало и в силу обстоятельств не могло сознавать общественную опасность своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и в силу обстоятельств не должно было и не могло их предвидеть11.
Следует подчеркнуть: хотя в ст. 199 УК РФ и предусмотрено, что преступление совершается организацией, но в указанных случаях к уголовной ответственности привлекается физическое лицо, конкретный руководитель, главный бухгалтер, иной участник (субъект) преступления.
Объективная сторона. Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом с организации, совершенное в крупном размере. В связи с этим рассмотрим основные способы уклонения от уплаты налогов с организации:
1). Обход налогов - форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог. В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно разделить на 2 группы: правомерные и неправомерные.
2). Налоговое планирование, налоговая оптимизация (уклонение от уплаты налогов без нарушения законодательства) - форма снижения размера налоговых обязательств посредством целенаправленных планомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательных льгот, приемов и механизмов, а также действий, направленных на правомерный обход налогов, то есть такие действия не имеют состава преступления или правонарушения. И не влекут неблагоприятных последствий в виде уголовной и административной ответственности. Налоговое планирование отличается от обхода налогов тем, что рассчитано на более длительный срок (несколько отчетных периодов)12.
Необходимо иметь в виду, что российское законодательство признает: налогоплательщик имеет возможность реализовать меры защиты права собственности, в том числе и действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств. Хозяйственная практика предпринимательства России выработала множество всевозможных, притом вполне законных, способов минимизации налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Случается, что о них не знают даже проверяющие.
Способы уклонения от уплаты налогов с помощью оффшорных схем13. Международное налоговое планирование заключается в создании схем и инструментов налогового планирования с целью снижения налоговых потерь при проведении международных инвестиционных и финансовых операций. Механизм международного налогового планирования состоит в создании оффшорных убежищ капитала, переводе капиталов и доходов по оптимальным налоговым маршрутам, использовании трансфертных (внутренних) цен во внутрифирменных поставках и связях. Главным инструментом международного налогового планирования является создание за рубежом оффшорных, льготных и других специализированных компаний, предназначенных для снижения налоговых потерь. Оффшорные компании отличаются следующими основными признаками:
Оффшорный бизнес существует, в основном вследствие наличия во многих странах высоких налогов и валютного контроля. Оффшор – единственный способ избежать высоких налогов и жесткого валютного контроля, оффшор – это любое место, где не существует валютных ограничений.14
Специалисты условно делят оффшорные зоны на три группы:
Российских клиентов, желающих работать с помощью оффшорных схем, условно можно разделить на 3 группы:
Основными популярными оффшорными зонами являются следующие территории, которые можно условно разделить на несколько групп:
Способы уклонения от уплаты налогов с помощью некоммерческих и общественных организаций.15 Использование некоторых льгот предполагает возможность создания «серых» схем оптимизации. Законными их назвать нельзя, так как при их реализации появляются неучтенные наличные средства, которые используются в личных корыстных интересах лиц, участвующих в данной схеме, но и незаконными их назвать трудно, так как при правильной организации некоторые схемы выглядят юридически безупречно Практика показывает, что организации, пользовавшиеся данной схемой, можно разделить на 2 группы:
В первую входили организации, которые специально создавали различные фонды и благотворительные структуры «под себя» и параллельно предлагали подобные услуги другим юридическим лицам. Такие организации создавались только для проведения операций по минимализации налогов, а также для иных целей, связанных с возможностью легализации денгежных средств. Такие организации осуществляли непосредственно благотворительную деятельность только на бумаге, реальной пользы никому не приносили, кроме своих создателей. Сумма «отката» в данных организациях была достаточно велика – 40-70% от перечисленной суммы.
Информация о работе Проблемы государственного регулирования уклонения от уплаты налогов