Уклонение от уплаты налогов как преступление

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях нарушения налогового законодательства в Российской Федерации приобретают все более широкие масштабы. С каждым годом растет и количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Однако их высокая латентность и низкая раскрываемость приводят к тому, что далеко не все лица, совершившие такие правонарушения, несут ответственность.
Для современной экономики России проблема собираемости налогов и сборов приобрела первостепенное значение. Нарушения законодательства о налогах и сборах из года в год приобретают все более широкие масштабы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.24 Кб (Скачать)

Введение

В современных условиях нарушения налогового законодательства в Российской Федерации приобретают все более широкие масштабы. С каждым годом растет и количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Однако их высокая латентность и низкая раскрываемость приводят к тому, что далеко не все лица, совершившие такие правонарушения, несут ответственность.

Для современной экономики России проблема собираемости налогов и сборов приобрела первостепенное значение. Нарушения законодательства о налогах и сборах из года в год приобретают все более широкие масштабы.

В связи с этим необходимо обратить внимание на первоочередные меры по реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ 31 июля 2008 г., среди которых указано расширение общественного контроля за использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В условиях активизации борьбы с коррупцией особое значение следует уделять неотвратимости ответственности руководителей организаций, в том числе и за неуплату налогов и (или) сборов.

Для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов и (или) сборов с организации необходимо создать прочную базу, состоящую как из самих законов, регулирующих применение мер ответственности за нарушение их норм, так и научных трудов, посвященных всестороннему изучению имеющейся нормативной базы и юридической практики для наиболее адекватного уяснения сущности этого деяния и внесения предложений по совершенствованию законодательной и правоприменительной практики в вопросах его квалификации и предупреждения. Налоговая преступность сегодня представляет не меньшую, а, возможно, большую опасность, чем общеуголовная. Если общеуголовная затрагивает интересы лишь личности, или, в крайнем случае, группы лиц, то налоговая почти всегда угрожает экономической безопасности государства.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что налоговое законодательство Российской Федерации несовершенно и дает возможность гражданам и организациям уклоняться от уплаты налогов и сборов, что приносит немалый ущерб бюджету страны, что, как следствие, может привести к понижению уровня жизни граждан и нестабильности финансовой системы государства.

Наверное, каждая организация - налогоплательщик хотя бы раз решал для себя вопросы, являются те или иные действия нарушением налогового законодательства. И не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство организаций и предпринимателей не понаслышке знакомы с формулировкой  «на основании материалов налоговой проверки привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей…Кодексом РФ …».

Объектом исследования являются правонарушение и ответственность за совершение налогового правонарушения.

Предмет работы - общие закономерности становления, функционирования и развитие правонарушения и ответственности за совершения налогового правонарушения и связанные с ними явления и состояния.

Целью данной курсовой работы является исследование темы уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, как отдельного состава преступления и дополнительного раскрытия вопросов об условиях, определяющих наступление уголовной ответственности по вышеуказанному преступлению и вопроса о субъекте данного преступления.

Исходя из целей работы, можно поставить следующие задачи по исследованию данной темы:

- дать краткую общую характеристику  преступления уклонения от уплаты  налогов (понятие, классификация) и  минимизации налогов

- отдельно подробно рассмотреть  состав преступления уклонение  от уплаты налогов с организации (объективная, субъективная сторона)

- рассмотреть условия, определяющие  наступление уголовной ответственности  по данному преступлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Уклонение от уплаты налогов как преступление

Налоговое законодательство Российской Федерации несовершенно и дает возможность гражданам и организациям уклоняться от уплаты налогов и сборов, что приносит немалый ущерб бюджету страны, что, как следствие, может привести к понижению уровня жизни граждан и нестабильности финансовой системы государства. В качестве аргументации данной позиции можно привести статистику МВД по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов с организации в период с 2004 до 2010 гг.: «По данным ГИАЦ МВД РФ в 2004 году выявлено 3517 преступлений, предусмотренных ст. 199 УК России, из них в суд направлено 681 уголовное дело, 513 лиц привлечено к уголовной ответственности. За 2005 г. выявлено 4809 преступлений, из них в суд направлено 1121 дело, 802 лица привлечено к уголовной ответственности. По сравнению с 2004 годом рост преступлений составил 36,7 %. В 2006 году было выявлено - 5918. По сравнению с 2005 годом рост преступлений составил 23,1 %. В 2007 году выявлено уголовных преступлений – 6564. По сравнению с 2006 годом рост преступлений составил 10,9 %. В 2008 году количество выявленных налоговых преступлений (ст. 199 УК РФ) составило – 6922. В 2009 г. по ст. 199 УК РФ было выявлено – 6628 преступлений. По декабрь 2010 г. было выявлено 3849 преступлений, предусмотренных ст. 199 УК РФ».

Уголовно-правовыми нормами, предусмотренными ст. 198 и 199 УК РФ, охраняются отношения, связанные с уплатой налогов и страховых взносов в соответствующие бюджеты и фонды государства, и под угрозой уголовного наказания запрещается уклонение от уплаты этих налогов и взносов.

По сравнению с другими видами экономических преступлений число официально зарегистрированных преступных нарушений налогового законодательства может показаться относительно небольшим. Но количество этих преступлений увеличивается с каждым годом. Огромные денежные суммы скрываются от поступления их в государственный бюджет. По оценкам специалистов, в бюджет государства не поступает около 40 % налоговых и других платежей. По данным налоговых органов, лишь 17 % всех экономических субъектов, функционирующих в России, полностью и в срок рассчитываются по своим налоговым обязательствам, половина – производят платежи время от времени, а 33 % организаций вообще не платят налоги1.

В абсолютном выражении эти цифры таковы:  из 2,6 млн. юридических лиц, существующих в России, лишь около 400 тыс. платит налоги добросовестно и в срок . Наибольшее количество нарушений налогового законодательства приходится на предприятия, осуществляющие торгово-закупочную деятельность, связанную с продуктами питания (почти половина всех правонарушений), а также на производственные предприятия (пятая часть всех правонарушений).

Наиболее крупные сокрытия доходов установлены на операциях: с автомобилями (28%), нефтью и нефтепродуктами (26%), цветными металлами (8%), товарами народного потребления (7%), древесиной, денежными средствами и ценными бумагами (по 6%), спиртом и ликероводочными изделиями (3%), электроэнергией (1,5%), сельхозпродукцией (1%). Распространены налоговые преступления и во внешнеэкономической деятельности. Так, по данным Федеральной службы налоговой полиции РФ наибольшее количество правонарушений выявлено на экспортных операциях с продукцией черной и цветной металлургии, лесозаготовках и деревообработкой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, горнорудной промышленности, экспорте природного газа. Данного рода нарушения чаще всего совершаются в богатых природными ресурсами областях.

Говоря об эффективности уголовно-правовой борьбы с рассматриваемым видом преступлений, следует отметить, что преступные нарушения налогового законодательства обладают высокой латентностью. По прогнозам аналитиков Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации основная часть преступлений пока не выявляется, а количество возбуждаемых по фактам нарушения налогового законодательства уголовных дел, может возрасти до 15-20 тыс. в год. По другим оценкам, стабильный и наивысший их рост в ближайшие годы приведет к увеличению количества налоговых преступлений в 2-3 раза. В целом прогностическая оценка выявления и раскрытия экономических преступлений сводится к тому, что реальных позитивных изменений криминогенной ситуации в ближайшее время не произойдет.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Сбор - это установленный налоговым  законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и  физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Наказуемость - всякое неисполнение юридической обязанности или несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является налоговым правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых влечет применение налоговых санкций. Виновность выражается в психически-волевом отношении нарушителя к правонарушению и его вредным последствиям. Правонарушение возможно только тогда, когда у нарушителя существует реальная возможность выбора своего поведения, иными словами, когда они могут поступить по-разному - правомерно или неправомерно в зависимости от своего сознательно-волевого усмотрения. То есть у нарушителя должна быть осознанная возможность не совершать налоговое правонарушение. Виновность заключается в том, что лицо умышленно или по неосторожности выбирает неправомерное поведение в сфере налогообложения.

Виновность организации согласно НК РФ определяется на базе субъективно-правового подхода, то есть через виновность ее должностных лиц либо представителей. Таким образом, в налоговом законодательстве нашла отражение концепция, согласно которой определить собственную волю организации, отличную от сознания и воли ее работников, практически невозможно; цели юридического лица реализуются волевыми решениями его работников; правонарушение организации обусловливается правонарушениями его должностных лиц, а вина организации выявляется через психическое отношение последних к совершенному правонарушению2.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в  бюджеты разных уровней и государственные  внебюджетные фонды, установленных на принципах и в порядке, определенных федеральными законами РФ, и взимаемых на территории РФ, составляет налоговую систему Российской Федерации. При установлении налога необходимо определить все элементы налогообложения. Любые акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда  и в каком порядке он должен платить. При этом налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Согласно ст. 17 Налогового кодекса  РФ к элементам налога относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Согласно тому же Налоговому кодексу  РФ ст. 11, налогоплательщиками являются: 1. Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а так же иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ; 2. Физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; 3. Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а так же частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуального предпринимателя в нарушение требований гражданского законодательства РФ.

В статье 8 Налогового кодекса РФ даны определения налога и сбора: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного управления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» 3. Таким образом, налоговое законодательство четко разделило понятия налогов и сборов.

Следует отметить, что существовал еще один вид обязательных платежей, взимаемых с  организаций и физических лиц – страховые отчисления в государственные фонды обязательного медицинского, социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения. Перечисленные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, которые находятся в ведении государства, но не финансируются из государственного бюджета, а формируются из взносов, отчисляемых, в основном, работодателями в порядке, установленном федеральными законами, положениями об этих фондах и инструктивными указаниями Госналогслужбы и фондов. Взносы исчислялись в процентах от начисленного по всем основаниям фонда оплаты труда.

Информация о работе Уклонение от уплаты налогов как преступление