Уклонение от уплаты налогов как преступление

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях нарушения налогового законодательства в Российской Федерации приобретают все более широкие масштабы. С каждым годом растет и количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Однако их высокая латентность и низкая раскрываемость приводят к тому, что далеко не все лица, совершившие такие правонарушения, несут ответственность.
Для современной экономики России проблема собираемости налогов и сборов приобрела первостепенное значение. Нарушения законодательства о налогах и сборах из года в год приобретают все более широкие масштабы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.24 Кб (Скачать)

Применительно к налоговым преступлениям одним из составляющих принципа справедливости наказания является полное возмещение преступником ущерба, причиненного совершенным деянием. Анализ судебной практики свидетельствует, что ущерб от неуплаты налогов с организации возмещается далеко не всегда. Анализ практики назначения наказания и возмещения ущерба в результате уклонения от уплаты налогов позволяет сделать следующие выводы:

1. Сложилась  тенденция применения судами  за совершение налоговых преступлений  в основном условного осуждения. Учитывая также частое проведение  амнистий, недостаточность мер по  возмещению причиняемого государству  уклонением от уплаты налогов  ущерба, приходится констатировать: результаты борьбы с этим видом  преступлений, по которым на изобличение  виновных лиц государством затрачиваются  немалые материальные средства  и силы правоохранительных и  судебных органов, в конечном  счете во многом сводятся к  минимуму.

2. Исправлению  этого положения способствовали  бы активизация и совершенствование  судебной практики в направлении  более широкого применения ряда  видов наказаний, не связанных  с лишением свободы. Исходя из современных социально-экономических реалий нашего общества, законодатель вполне обоснованно дополнил санкцию ч.1 ст. 199 УК РФ еще одним основным видом наказания - штрафом.

3. Судебным  органам, необходимо чаще наряду  со штрафом применять в ч.1 и  ч.2 ст. 199 УК РФ такой вид наказания, как лишение права занимать  определенные должности или заниматься  определенной деятельностью. Назначение  данного вида наказания во  многих случаях может быть  единственно эффективным и целесообразным  судебным решением при привлечении  к уголовной ответственности  за совершение налоговых преступлений.

4. При назначении  судами наказания целесообразно  более внимательно учитывать  размер суммы неуплаченного налога, а также мотив совершенного  преступления.

5. Отсутствие  четкого единообразного подхода  к решению проблем, касающихся  возмещения ущерба, порождает правовые  споры и негативно отражается  на ведении борьбы с налоговыми  преступлениями, причиняющими значительный  ущерб бюджетной системе Российской  Федерации. В этой связи представляется  целесообразной определенная нормативная  корректировка правоприменительной  деятельности, направленная на устранение  имеющихся здесь недостатков.

Согласно действующему уголовному законодательству субъектом преступления в форме уклонения от уплаты налогов может быть признано вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, либо склонившее к  его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика  или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и  т.п., несет ответственность в  зависимости от содеянного им как  организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части статьи 33 УК РФ и соответствующей части  статьи 199 УК РФ. Действия должностных  лиц органов государственной  власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших уклонению  от уплаты налогов, надлежит квалифицировать  как соучастие в совершении преступления.

Если же при этом лица действовали из корыстной или иной личной заинтересованности - то и по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и органов местного самоуправления. 

Вопрос о наиболее характерных и распространенных способах уклонения от уплаты налогов  и страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды с организаций  является весьма важным для правоприменительной  практики. Анализ практики работы налоговых  органов показывает, что способы  уклонения можно свести в следующие основные группы:  
1. Уклонение от регистрации в налоговых органах в качестве налогоплательщика с сокрытием всех объектов налогообложения.  
Необходимо отметить, что данный способ постепенно теряет свою значимость. Проверки Министерства по налогам и сборам РФ выявили снижение количества организаций, уклоняющихся от постановки на налоговый учет в 1998 году по сравнению с 1997 годом на 0,5%  
2. Сокрытие дохода (прибыли) и иных объектов налогообложения путем:  
- осуществления финансово-хозяйственных операций без соответствующего документального оформления с использованием крупных наличных сумм;  
- представления по взаимной договоренности руководителями юридических лиц своих расчетных счетов для совершения денежных операций, скрываемых от бухгалтерского учета;  
- открытия в различных банках нескольких расчетных счетов и проведение через них расчетно-денежных операций без отражения в бухгалтерском учете;  
- искусственной самоликвидации организации в конце отчетного налогового периода либо перед ожидаемой проверкой, либо после проведенной налоговой проверки, выявившей большие суммы сокрытых от налогообложения доходов;  
- регистрации предприятий в одном районе или городе при открытии счетов в банках других городов, уклонение от уплаты налогов как по месту регистрации, так и по месту ведения хозяйственной деятельности;  
- составления фиктивных контрактов и договоров для сокрытия реально произведенной или финансово-хозяйственной операции (фиктивные договоры поставки, оказания услуг, лизинга и др.).  
3. Занижение полученных доходов и завышение произведенных расходов путем:  
- занижения в официальных учетных и платежных документах по договоренности сторон реальной стоимости выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров с проведением расчетов наличными деньгами без отражения в бухгалтерском учете;  
- занижения облагаемого налогом оборота;  
- маскировки оплаты за неучтенную продукцию оказанием финансовой помощи;  
- использование различных вексельных схем следующим образом.  
Местные предприятия разбиваются на несколько юридических лиц, и все платежи закрепляются за одним из них – самым убыточным. В счет платежей одно предприятие принимает от другого векселя, Затем эти векселя сдаются третьему юридическому лицу, векселями которого рассчитываются по платежам. Первое предприятие является прибыльным. В вексельной схеме часто участвуют местные банки.  
- использования кредитно-залоговой схемы, осуществляемой при помощи банка.  
Предприятие берет в этом банке кредиты под залог, например, мазута с обязательным условием хранения его на нефтебазах фирм, контролируемых банком. Кредитный договор действует от трех и более месяцев в течение отопительного сезона, когда цены и спрос на мазут максимальны. В это время предприятие добивается поставки топлива из государственного резерва, а выдавший кредит банк проводит ряд операций с заложенным мазутом.  
- завышения произведенных затрат, завышение затрат, отнесенных на себестоимость продукции, отражение в бухгалтерской отчетности затрат, которые в действительности не производились.  
4. Переложение налоговых обязательств на несуществующие юридические лица.  
5. Неотражение в документах бухгалтерского учета и отчетности оборота товарно-материальных ценностей и денежных средств путем:  
- неоприходования полученной выручки по кассовой отчетной документации;  
- отсутствия учета товарно-материальных ценностей;  
- фальсификации учетно-отчетной документации.  
В частности, ряд организаций, получавших товары по импорту, представляли в таможню фиктивные инвойсы с заниженными ценами, в результате чего значительно снижались суммы таможенных платежей и налога на добавленную стоимость. В повседневной же работе организации и «черном», теневом, учете использовались подлинные документы. Таким образом, присваивалась разница между реальными и должными налоговыми и таможенными платежами.  
6. Отсутствие учета объектов налогообложения при условии их сокрытия.  
Отсутствие бухгалтерского учета почти всегда указывает на уклонение от уплаты налогов.  
7. Незаконное использование налоговых льгот путем:  
- фальсификации количества инвалидов, работающих на предприятии;  
- отражения в документации фиктивных экспортных сделок;  
- заключения фиктивных договоров о совместной деятельности.  
Наиболее существенными с точки зрения сокрытых от налогообложения сумм являются такие схемы, как уклонение от уплаты налогов с помощью так называемых «проблемных» банков, уклонение с применением оффшорных схем и уклонение от уплаты НДС с помощью фиктивных экспортных операций.

Схема уклонения от уплаты налогов с использованием проблемных банков основывается на ст.45 НК РФ, предусматривающей, что обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Денежные средства, действительно, списываются со счета налогоплательщика, однако в бюджеты различных уровней они не поступают по причине отсутствия средств на корреспондентском счете банка. Таким образом, обязанность по уплате налога налогоплательщиком формально исполнена, привлечение же банка к ответственности затруднено, так как умысел в данном случае труднодоказуем и неочевиден. С появлением такой возможности налогоплательщиками реже стали применяться различные легальные и полулегальные схемы уклонения. В 1999 году МНС РФ составило списки банков-должников. Налоговым органам запрещалось выдавать налогоплательщикам справки о постановке на учет в банки, включенные в реестры кредитных организаций, имеющих задолженность перед бюджетом.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что налоговая преступность в России, складываясь из конкретных преступлений различных категорий, создает угрозу безопасности людей, общества и государства, препятствует осуществлению насущных реформ. Рост налоговых преступлений противоречит интересам экономической безопасности России, тормозит формирование рыночных отношений, оказывает негативное влияние на общественное сознание. Основная роль в противодействии преступности принадлежит преодолению кризиса в самом российском обществе.    

 В данной работе было проведено  исследование такого серьезного  вопроса, как уклонение от уплаты  налогов с организации. Этой теме  уделяется большое внимание, так  как немалая часть налоговых  поступлений в бюджет страны  приходится на налоги с организаций, поэтому преступления в данной  сфере оказывают серьезное влияние  не только на экономическое  благополучие государства, но и  на социально-общественную обстановку  в стране.

Уплата налогов играет для России да для любого государства существенную роль, т.к. из них формируется доходная часть бюджета. Необходимость борьбы с налоговыми преступлениями диктуется обеспечением экономической безопасности государства. Так по данным министерства Финансов РФ, налоговые сборы составляют 75 % доходной части бюджета России. Соответственно, неуплата налогов ведёт к снижению притоков в бюджет денежных средств, что влечёт за собой недофинансирование расходных статей бюджета. Как правило, это статьи социальной направленности. Следовательно, не повышается зарплата работникам бюджетной сферы, пенсий, что подрывает авторитет государственной власти и ведёт к правовому нигилизму.

Любой криминолог скажет, что с преступностью лучше не бороться, а заниматься её профилактикой. Такой профилактикой в сфере налоговых преступлений может стать приведение налогового законодательства в такое состояние, когда неуплата налогов становиться экономически невыгодной по сравнению с санкциями за налоговые преступления. Имеется ввиду ситуация когда налогоплательщику будет выгодно «заплатить налоги и спать спокойно». Такие шаги уже предприняты законодателем. С 1 января 2003 введена в действие глава 26.2 Налогового кодекса РФ, посвящённая упрощённой системе налогообложения, которая исключает ошибки в начислении налогов, снижает налоговый пресс на малые предприятия и даёт возможность их экономическому росту и делает попросту невыгодным уклонение от уплаты налогов.

Введение единого налога на вмененный доход стало катастрофой для многих нерадивых сотрудников налоговых органов и органов внутренних дел, которые осуществляли контрольные закупки и ловили предпринимателей, когда те не применяли контрольно-кассовые машины, чтобы снизить объем реализации в целях снижения размеров объекта налогообложения.

Как видно из анализа статей Уголовного кодекса, посвященных преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и сборов с организаций, законодатель обобщил правоприменительную практику, учел результаты исследовательских работ проделанных учеными. Как видно, с одной стороны, теперь уголовный закон учел возможные способы уклонения от уплаты налогов и сборов с организаций, с другой стороны, устранил неопределенность в диспозиции статьи 199 УК РФ, что должно исключить возможность для возможных злоупотреблений для органов, осуществляющих уголовное преследование в области налоговых преступлений.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что уклонение от уплаты налогов с организации является одной из наиболее существенных и общественно опасных проблем любого государства.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Коммерческая организация

юридическое лицо, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли

2

Налоговое правонарушение

виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

3

Преступление

совершенное виновно общественное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания

4

Состав преступления

совокупность необходимых и  достаточных объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление

5

Способ совершения преступления

форма в которой выразились общественно опасные действия, те приемы  и методы, которые использовал преступник для совершения преступления 

6

Субъект налогового правонарушения

лицо, совершившее противоправное деяние и подлежащее налоговой ответственности.

7

Уголовная ответственность

осуждение лица, совершившего преступление, и принуждение его к претерпеванию в связи с этим лишений личного или имущественного характера, т.е. к ограничению его прав и возложению дополнительных обязанностей

8

Уголовное право

совокупность однородных норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, а также основания, принципы и условия уголовной ответственности

9

Уголовный закон

нормативно-правовой акт, принятый высшим органом государственной власти, устанавливающий преступность и наказуемость деяния, систему и виды наказания, основания и условия привлечения к уголовной ответственности, а также основания и условия освобождения от нее и от уголовного наказания

10

Экономическая деятельность

деятельность по производству, обмену и распределения материальных благ


 
 

Наказуемость - всякое неисполнение юридической обязанности или несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является налоговым правонарушением.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Сбор - это установленный налоговым  законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и  физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Акопджанова М.М. О разграничении уклонения от уплаты налогов и правомерной налоговой оптимизации[Текст]: научная статья / М.М. Акопджанова // Уголовное право. - 2010. - № 2. - С. 4 - 6.
  2. Виговский Е.В. Налоговый контроль: взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов [Текст]: научная статья / Е.В. Виговский // Налог. - 2010. - № 1. - С. 15-17.
  3. Егоров В.А. Налоговые преступления: история и современность [Текст]: монография / В.А. Егоров. - Чебоксары: МарТ, 2011. - 447 с.
  4. Елинский А.В. Уголовно-правовые меры борьбы с уклонением от уплаты налогов (зарубежный опыт) [Текст]: монография / А.В. Елинский. - М.: Юристъ, 2011. - 176 с.
  5. Клеванова Н.И. Юридическая ответственность за неуплату налогов в свете изменения законодательства [Текст]: научная статья / Н.И. Клеванова // Право и экономика. - 2010. - № 5. - С. 53 - 62.
  6. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. - М.: ИНФРА-М,2009.
  7. Российское уголовное право[Текст]: учебник / Под ред. Г.Н. Борзенков, Л.В. Иногамова-Хегай, В.С. Комиссаров, А.И. Рарога. - М.: «Альфа-книга», 2011. - 633 с.
  8. Налоговый Кодекс РФ: Части первая и вторая (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ,.)
  9. Конституция Российской  Федерации" (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках  к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  10. Комментарий к последним изменениям в Налоговый кодекс РФ. Феоктистов И.А, Нечипорчук Н.А, Красноперова О.А. (2012, 192с.)
  11. Белинский Е.К. К вопросу о правовой природе ответственности по налоговому законодательству//Хозяйство и право. - 2010. - N 8-9
  12. Чичерин В.Н., Дмитриев О.В., Фокин М.С. Уголовно-правовые аспекты,- М.: Либроком, 2010-185С.
  13. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. А.И. Рарога - М.: Эксмо, 2009. – 156С.

Информация о работе Уклонение от уплаты налогов как преступление