Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 22:26, курсовая работа
В современных условиях нарушения налогового законодательства в Российской Федерации приобретают все более широкие масштабы. С каждым годом растет и количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Однако их высокая латентность и низкая раскрываемость приводят к тому, что далеко не все лица, совершившие такие правонарушения, несут ответственность.
Для современной экономики России проблема собираемости налогов и сборов приобрела первостепенное значение. Нарушения законодательства о налогах и сборах из года в год приобретают все более широкие масштабы.
Применительно к налоговым преступлениям одним из составляющих принципа справедливости наказания является полное возмещение преступником ущерба, причиненного совершенным деянием. Анализ судебной практики свидетельствует, что ущерб от неуплаты налогов с организации возмещается далеко не всегда. Анализ практики назначения наказания и возмещения ущерба в результате уклонения от уплаты налогов позволяет сделать следующие выводы:
1. Сложилась
тенденция применения судами
за совершение налоговых
2. Исправлению
этого положения
3. Судебным
органам, необходимо чаще наряду
со штрафом применять в ч.1 и
ч.2 ст. 199 УК РФ такой вид наказания,
как лишение права занимать
определенные должности или
4. При назначении
судами наказания
5. Отсутствие
четкого единообразного
Согласно действующему уголовному законодательству субъектом преступления в форме уклонения от уплаты налогов может быть признано вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Лицо, организовавшее
совершение преступления, предусмотренного
статьей 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению
руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера)
организации-налогоплательщика или иных
сотрудников этой организации, а равно содействовавшее
Если же при этом лица действовали из корыстной или иной личной заинтересованности - то и по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и органов местного самоуправления.
Вопрос о наиболее
характерных и распространенных способах
уклонения от уплаты налогов и страховых взносов в
1. Уклонение от регистрации в налоговых
органах в качестве налогоплательщика
с сокрытием всех объектов налогообложения.
Необходимо отметить, что данный способ
постепенно теряет свою значимость. Проверки
Министерства по налогам и сборам РФ выявили
снижение количества организаций, уклоняющихся
от постановки на налоговый учет в 1998 году
по сравнению с 1997 годом на 0,5%
2. Сокрытие дохода (прибыли) и иных объектов
налогообложения путем:
- осуществления финансово-хозяйственных
операций без соответствующего документального
оформления с использованием крупных
наличных сумм;
- представления по взаимной договоренности
руководителями юридических лиц своих
расчетных счетов для совершения денежных
операций, скрываемых от бухгалтерского
учета;
- открытия в различных банках нескольких
расчетных счетов и проведение через них
расчетно-денежных операций без отражения
в бухгалтерском учете;
- искусственной самоликвидации организации
в конце отчетного налогового периода
либо перед ожидаемой проверкой, либо
после проведенной налоговой проверки,
выявившей большие суммы сокрытых от налогообложения
доходов;
- регистрации предприятий в одном районе
или городе при открытии счетов в банках
других городов, уклонение от уплаты налогов
как по месту регистрации, так и по месту
ведения хозяйственной деятельности;
- составления фиктивных контрактов и
договоров для сокрытия реально произведенной
или финансово-хозяйственной операции
(фиктивные договоры поставки, оказания
услуг, лизинга и др.).
3. Занижение полученных доходов и завышение
произведенных расходов путем:
- занижения в официальных учетных и платежных
документах по договоренности сторон
реальной стоимости выполненных работ,
оказанных услуг, поставленных товаров
с проведением расчетов наличными деньгами
без отражения в бухгалтерском учете;
- занижения облагаемого налогом оборота;
- маскировки оплаты за неучтенную продукцию
оказанием финансовой помощи;
- использование различных вексельных
схем следующим образом.
Местные предприятия разбиваются на несколько
юридических лиц, и все платежи закрепляются
за одним из них – самым убыточным. В счет
платежей одно предприятие принимает
от другого векселя, Затем эти векселя
сдаются третьему юридическому лицу, векселями
которого рассчитываются по платежам.
Первое предприятие является прибыльным.
В вексельной схеме часто участвуют местные
банки.
- использования кредитно-залоговой схемы,
осуществляемой при помощи банка.
Предприятие берет в этом банке кредиты
под залог, например, мазута с обязательным
условием хранения его на нефтебазах фирм,
контролируемых банком. Кредитный договор
действует от трех и более месяцев в течение
отопительного сезона, когда цены и спрос
на мазут максимальны. В это время предприятие
добивается поставки топлива из государственного
резерва, а выдавший кредит банк проводит
ряд операций с заложенным мазутом.
- завышения произведенных затрат, завышение
затрат, отнесенных на себестоимость продукции,
отражение в бухгалтерской отчетности
затрат, которые в действительности не
производились.
4. Переложение налоговых обязательств
на несуществующие юридические лица.
5. Неотражение в документах бухгалтерского
учета и отчетности оборота товарно-материальных
ценностей и денежных средств путем:
- неоприходования полученной выручки
по кассовой отчетной документации;
- отсутствия учета товарно-материальных
ценностей;
- фальсификации учетно-отчетной документации.
В частности, ряд организаций, получавших
товары по импорту, представляли в таможню
фиктивные инвойсы с заниженными ценами,
в результате чего значительно снижались
суммы таможенных платежей и налога на
добавленную стоимость. В повседневной
же работе организации и «черном», теневом,
учете использовались подлинные документы.
Таким образом, присваивалась разница
между реальными и должными налоговыми
и таможенными платежами.
6. Отсутствие учета объектов налогообложения
при условии их сокрытия.
Отсутствие бухгалтерского учета почти
всегда указывает на уклонение от уплаты
налогов.
7. Незаконное использование налоговых
льгот путем:
- фальсификации количества инвалидов,
работающих на предприятии;
- отражения в документации фиктивных
экспортных сделок;
- заключения фиктивных договоров о совместной
деятельности.
Наиболее существенными с точки зрения
сокрытых от налогообложения сумм являются
такие схемы, как уклонение от уплаты налогов
с помощью так называемых «проблемных»
банков, уклонение с применением оффшорных
схем и уклонение от уплаты НДС с помощью
фиктивных экспортных операций.
Схема уклонения от уплаты налогов с использованием проблемных банков основывается на ст.45 НК РФ, предусматривающей, что обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Денежные средства, действительно, списываются со счета налогоплательщика, однако в бюджеты различных уровней они не поступают по причине отсутствия средств на корреспондентском счете банка. Таким образом, обязанность по уплате налога налогоплательщиком формально исполнена, привлечение же банка к ответственности затруднено, так как умысел в данном случае труднодоказуем и неочевиден. С появлением такой возможности налогоплательщиками реже стали применяться различные легальные и полулегальные схемы уклонения. В 1999 году МНС РФ составило списки банков-должников. Налоговым органам запрещалось выдавать налогоплательщикам справки о постановке на учет в банки, включенные в реестры кредитных организаций, имеющих задолженность перед бюджетом.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что налоговая преступность в России, складываясь из конкретных преступлений различных категорий, создает угрозу безопасности людей, общества и государства, препятствует осуществлению насущных реформ. Рост налоговых преступлений противоречит интересам экономической безопасности России, тормозит формирование рыночных отношений, оказывает негативное влияние на общественное сознание. Основная роль в противодействии преступности принадлежит преодолению кризиса в самом российском обществе.
В данной работе было
Уплата налогов играет для России да для любого государства существенную роль, т.к. из них формируется доходная часть бюджета. Необходимость борьбы с налоговыми преступлениями диктуется обеспечением экономической безопасности государства. Так по данным министерства Финансов РФ, налоговые сборы составляют 75 % доходной части бюджета России. Соответственно, неуплата налогов ведёт к снижению притоков в бюджет денежных средств, что влечёт за собой недофинансирование расходных статей бюджета. Как правило, это статьи социальной направленности. Следовательно, не повышается зарплата работникам бюджетной сферы, пенсий, что подрывает авторитет государственной власти и ведёт к правовому нигилизму.
Любой криминолог скажет, что с преступностью лучше не бороться, а заниматься её профилактикой. Такой профилактикой в сфере налоговых преступлений может стать приведение налогового законодательства в такое состояние, когда неуплата налогов становиться экономически невыгодной по сравнению с санкциями за налоговые преступления. Имеется ввиду ситуация когда налогоплательщику будет выгодно «заплатить налоги и спать спокойно». Такие шаги уже предприняты законодателем. С 1 января 2003 введена в действие глава 26.2 Налогового кодекса РФ, посвящённая упрощённой системе налогообложения, которая исключает ошибки в начислении налогов, снижает налоговый пресс на малые предприятия и даёт возможность их экономическому росту и делает попросту невыгодным уклонение от уплаты налогов.
Введение единого налога на вмененный доход стало катастрофой для многих нерадивых сотрудников налоговых органов и органов внутренних дел, которые осуществляли контрольные закупки и ловили предпринимателей, когда те не применяли контрольно-кассовые машины, чтобы снизить объем реализации в целях снижения размеров объекта налогообложения.
Как видно из анализа статей Уголовного кодекса, посвященных преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и сборов с организаций, законодатель обобщил правоприменительную практику, учел результаты исследовательских работ проделанных учеными. Как видно, с одной стороны, теперь уголовный закон учел возможные способы уклонения от уплаты налогов и сборов с организаций, с другой стороны, устранил неопределенность в диспозиции статьи 199 УК РФ, что должно исключить возможность для возможных злоупотреблений для органов, осуществляющих уголовное преследование в области налоговых преступлений.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что уклонение от уплаты налогов с организации является одной из наиболее существенных и общественно опасных проблем любого государства.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Коммерческая организация |
юридическое лицо, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли |
2 |
Налоговое правонарушение |
виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). |
3 |
Преступление |
совершенное виновно общественное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания |
4 |
Состав преступления |
совокупность необходимых и достаточных объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление |
5 |
Способ совершения преступления |
форма в которой выразились общественно опасные действия, те приемы и методы, которые использовал преступник для совершения преступления |
6 |
Субъект налогового правонарушения |
лицо, совершившее противоправное деяние и подлежащее налоговой ответственности. |
7 |
Уголовная ответственность |
осуждение лица, совершившего преступление, и принуждение его к претерпеванию в связи с этим лишений личного или имущественного характера, т.е. к ограничению его прав и возложению дополнительных обязанностей |
8 |
Уголовное право |
совокупность однородных норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, а также основания, принципы и условия уголовной ответственности |
9 |
Уголовный закон |
нормативно-правовой акт, принятый высшим органом государственной власти, устанавливающий преступность и наказуемость деяния, систему и виды наказания, основания и условия привлечения к уголовной ответственности, а также основания и условия освобождения от нее и от уголовного наказания |
10 |
Экономическая деятельность |
деятельность по производству, обмену и распределения материальных благ |
Наказуемость - всякое неисполнение юридической обязанности или несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является налоговым правонарушением.
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).
Сбор - это установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).
Литература
Информация о работе Уклонение от уплаты налогов как преступление