Проблемы государственного регулирования уклонения от уплаты налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 05:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства, а именно уклонению от уплаты налогов.
Для соответствия поставленной цели и наиболее полного раскрытия темы курсовой работы, мною были поставлены следующие задачи:
1). Проанализировать причины избежания налогообложения и рассмотреть уголовно-правовую характеристику уклонения от уплаты налогов;
2). Рассмотреть способы уклонения от налогов, которые делятся на правомерные и допустимые и неправомерные,
3). Проанализировать опыт борьбы с уклонением от уплаты налогов в зарубежных странах и обозначить основные направления реформирования норм налогового права в Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
1. Уклонение от уплаты налога как преступление 4
1.1. Причины избежания налогообложения 4
1.2. Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты налогов с организаций. 7
2. Способы уклонения от уплаты налогов с организаций 11
2.1. Правомерные и допустимые способы уклонения от налогов с организаций 11
2.2. Неправомерные способы уклонения от налогов с организаций 16
3.Проблемы государственного регулирования уклонения от уплаты налогов. 21
3.1. Анализ зарубежного опыта уклонения от уплаты налогов 21
3.2. Напрвления совершенствования законодательства РФ о налогах и сборах 24
Заключение 26
Список используемой литературы. 27

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК по нап.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

      Ко  второй группе можно отнести реально  работавшие организации, оказывающие  помощь социально не защищенным категориям населения, но в силу специфики состояния  нашей экономики и морально-нравственного климата в обществе не способные иным образом привлечь инвесторов для осущестления своей деятельности. Такие организации как правило были законопослушны, регулярно отчитывались перед налоговыми органами и инвесторамио целевом расходовании полученных средств. Для того, чтобы отдать часть перечисленных средств, такие организации были вынуждены завышать произведенные расходы. Сумма возврата в данном случае колебалась от  15 до 35%. 16

      Еще один вид льгот предоставлялся при  условии, что не менее 50% сотрудников предприятия являлись людьми с ограниченными физическими способностями, а само оно было учреждено общественной организацией инвалидов. Такая компания не платила налог гна прибыль и освобождалась от НДС. Так по данным УМНС Свердловской области, в первом полугодии 2001 года концерн «К» вывел из-под налогообложения 171 млн руб. прибыли. Это стало возможным как раз благодаря льготам, предоставлявшимся компаниям, в чей штат входили инвалиды. Физические возможгности были ограничены у половины из 6500 сотрудников компании. Власти региона были настолько поражены этим обстоятельством, что вынесли дело концерна на рассмотрение Совета безопасности области17.

      Способы уклонения от уплаты налогов с помощью  проблемных банков.18 Хозяйствующие субъекты использовали следующие схемы по уклонению от  уплаты налогов с участием проблемных банков:

      Предприятие открывало счет в проблемном банке, который фактически не проводил платежи. Данный счет наполнялся с учетом вексельных или других схем (например,Ю предприятие покупает вексель банка за 20% стоимости, который погашает на следующий день, с зачислением всей суммы на расчетный счет предприятия в данном банке), и снего предприятие авансом уплачивает налоги, которые зависают в банке.

      Предприятие за полцены покупало остаток на счетах в проблемных банках, в том числе и весьма крупных, после этого деньги перечисляло в бюджет уже по номиналу. Таким образом, клиент получал платежку об уплате им налогов за несколько месяцев вперед. А так как банк фактических платежей не проводил, бюджет государства денег не получал.

        При использовании данных схем  формально вина лежала на банке,  но фактически предприятие уклонялось  от уплаты налога.

      Способы уклонения от уплаты налогов с помощью  страховых схем.19

      Почти за пятнадцатилетнюю историю существования органами налоговой полиции накоплен определенный опыт осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению налоговых правонарушений в сфере страхового бизнеса.

      Так, в 1999 г. была получена оперативная информация о признаках налоговых и иных правонарушений в деятельности страховой компании «ПБГ» (одной из самых крупных и влиятельных страховых компаний Центрального региона, работавшей на рынке страховых услуг с 1991 г.). Суть полученной информации заключалась в том, что руководство компании в целях осуществления регулярных денежных выплат криминальным структурам оформляло фиктивные договора с предпринимателями, на счета которых перечислялись денежные средства за якобы оказание страховых услуг20.

      При проведении проверки был использован широкий спектр оперативно-розыскных мероприятий, осуществлялось взаимодействие с МНС России. Привлеченными специалистами были проанализированы документы о деятельности компании. Анализ материалов, полученных в работе по делу и в процессе проведенного исследования документов на предмет соблюдения налогового законодательства, показал, что в основе выявленных нарушений лежали конкретные противоправные действия руководителей страховой компании , пытавшихся использовать возможности страхового законодательства для оказания юридическим лицам услуг по обналичиванию крупных денежных средств, имевшихся на их банковских счетах. Зная о нежелании предприятий платить налог на превышение фонда оплаты труда, руководители страховой компании предлагали им за комиссионное вознаграждение (5-7%) услуги по обналичиванию денежных средств под видом смешанного страхования жизни работников за счет средств предприятия. Условиями договоров страхования предусматривались не только выплаты по случаю смерти, травматизма, инвалидности, но и выплаты по такому страховому случаю, как дожитие застрахованных до срока окончания догвора. На практике потребность в выплате денег «застрахованным» возникала чаще, что толкало руководителей страховой компании на осуществление «страховых» выплат без наступления страховых случаев.

      Во  всех случаях выплаты денежных средств  у страховщика неправомерно относились на счет 22 «Страховые выплаты по прямому  страхованию», что влекло за собой  снижение налогооблагаемого дохода от страховой деятельности.

      В результате проверки в бюджет доначислено 11 млн руб., а в отношении руководителей страховой компании возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199 УК РФ.

2.2. НЕПРАВОМЕРНЫЕ СПОСОБЫ   УКЛОНЕНИЯ ОТ  НАЛОГОВ С ОРГАНИЗАЦИЙ

      Уклонения от уплаты налогов с использованием неучтенных наличных средств. Как свидетельствует следственная и судебная практика, нередко уклонение от уплаты налогов осуществляется предприятиями в виде расходования наличных денежных средств, поступивших в их кассу, минуя соответствующие счета предприятий в банках, осуществляющих их расчетно - кассовое обслуживание. Таким образом, ведя хозяйственную деятельность, предприятия не погашают задолженность перед кредитором в лице государства и не уплачивают текущие платежи в бюджеты всех уровней.21

      Традиционная схема использования неучтенного наличного оборота в целях уклонения от уплаты налогов может быть охарактеризована пятью основными признаками.

      · Применение этой схемы возможно только в том случае, когда налогоплательщик получает часть выручки в наличной форме.

      · Схема характерна либо для "независимых  профессионалов" (типа нотариусов, врачей и т.д.) либо для мелкого, некорпорированного бизнеса. Таким образом, налогоплательщиком обычно выступает не предприятие, а  физическое лицо либо индивидуальный владелец малого предприятия.

      · Часть операций налогоплательщика  с его обычными клиентами является нелегальной (продажа товаров или  оказание услуг без выставления  соответствующих счетов).

      · Все сделки, совершаемые налогоплательщиком в рамках этой схемы с поставщиками и покупателями, остаются реальными.

      Уклонение от уплаты налогов  с помощью фирм-«однодневок» и фиктивных сделок. Основная идея схемы заключается в фиктивном замещении тех элементов валового дохода, которые в наибольшей степени подпадают под налогообложение (это, прежде всего, зарплата и прибыль), такими элементами, которые облагаются по минимальным ставкам (материальные затраты, относимые на себестоимость). Основанием для такого "замещения" выступает договор между предприятием-налогоплательщиком и так называемой фирмой-"однодневкой". В соответствии с этим договором налогоплательщик-"клиент" переводит свои денежные средства в безналичной форме на банковский счет фирмы-"однодневки" в обмен на некий фиктивный отчет о проделанной работе22.

      В действительности, в обмен на банковский платеж в адрес фирмы-"однодневки" предприятие-"клиент" получает назад свои денежные средства в форме неучтенных ("черных") наличных. Сумма этих неучтенных наличных равна сумме первоначального безналичного платежа за вычетом комиссии фирмы-"однодневки". В случае прямого контакта с фирмой-"однодневкой" (без дополнительных посредников) эта комиссия обычно не превышает 5-7% от первоначального банковского платежа. В дальнейшем неучтенные наличные средства используются для выплаты неофициальной заработной платы или в качестве предпринимательского дохода.

      В результате такой сделки предприятие-"клиент" существенно сокращает свои налоговые  платежи, но его финансовая отчетность остается чистой и прозрачной. Напротив, фирма-"однодневка" имела бы массу проблем с налоговой инспекцией. Получив доход от данной операции, она не могла бы объяснить, куда делись эти деньги, - ведь она вернула большую часть полученных средств в виде неучтенных наличных и не имела никаких "декларируемых" расходов. Поэтому фирма-"однодневка" никогда не будет посылать своих отчетов в налоговую инспекцию, поскольку функционирует не больше одного квартала.

Открытое  игнорирование налоговых  обязанностей представляет собой непредставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы. Данное деяние выражается в намеренном уклонении от явки в налоговые органы и происходит либо путем длительного сокрытия фактического адреса нахождения исполнительного органа юридического лица, либо ведением деятельности организации в течение непродолжительного времени, как правило Один-два налоговых периода, с последующим прекращением деятельности (фирмы-«однодневки»). Также сюда можно отнести такой способ неуплаты налогов, как «кидание» фирм путем внесения изменений в учредительные документы, когда происходит смена руководителя организации и учредителя на подставное лицо («номиналный»  руководитель и учредитель). Чтобы не вызывать подозрение в ИФНС обычно производят смену в 2 этапа:

1). Назначение  «номинала» на должность директора  и сложение полномочий предыдущего директора;

2).  «Номинальный»  директор через куплю-продажу  доли уставного капитала становится  учредителем данного юридического  лица.

    Искажение экономических показателей23. В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. На основании таких документов, называемых первичными, и ведется бухгалтерский учет. Формы, образцы бланков и порядок ведения первичной учетной документации предусматриваются приказами Минфина России. Статьей 13 того же Закона предусмотрено, что бухгалтерская отчетность состоит из: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним, пояснительной записки и аудиторского заключения (последнее - в случаях, предусмотренных законодательством). Все эти документы призваны давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Они подписываются лицом, ответственным согласно приказу по предприятию за организацию бухгалтерского учета, и главным бухгалтером.

    Если  бухгалтерская отчетность составляется с соблюдением правил, установленных  законодательством, она считается  достоверной.24

    Ведение же бухгалтерского учета с грубыми  нарушениями, наличие в бухгалтерской  документации не соответствующих действительности сведений, неотражение в отчетах  истинного размера объектов налогообложения  при определенных условиях могут  свидетельствовать об умышленном уклонении от уплаты налогов.

    Общими  чертами деяний, направленных на заведомое  искажение данных о доходах или  расходах и на сокрытие других объектов налогообложения, является то, что они:

    - незаконны, т.е. противоречат нормам  какого-либо закона (например, Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и др.);

    - направлены на уменьшение налоговых  обязанностей или полное освобождение от них;

    - сопровождаются внесением в бухгалтерскую  отчетность недостоверных данных;

    - целью их является создание  у налоговых органов ложного  представления об имеющихся у  налогоплательщика объектах обложения  налогом;

    - совершаются как в форме действия (внесение в документы заведомо ложных сведений, искажающих их истинное содержание), так и в форме бездействия (неотражение в таких документах отдельных операций или реальных результатов).

      В качестве инструментов при данном способе  могут быть использованы фирмы-однодневки, подставные фирмы, двойной учет и т.д.

    Фиктивное банкротство. Как известно, само по себе преднамеренное банкротство преступлением не является. Независимо от того, совершается оно по неосторожности или умышленно, - это гражданское правоотношение. Преступлением его делает сочетание двух признаков - умысел плюс характер последствия. Любое банкротство уже по определению всегда влечет последствия в виде материального ущерба кредиторам или налоговым органам, поскольку активы банкрота, как правило, не могут покрыть всех долгов, в связи с чем и установлено правило очередности оплаты долгов.

    Цель  преднамеренного банкротства - уклонение  от уплаты долгов, а причинение материального  вреда кредиторам или налоговым  органам - это следствие.

Информация о работе Проблемы государственного регулирования уклонения от уплаты налогов