Проблемы государственного регулирования уклонения от уплаты налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 05:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства, а именно уклонению от уплаты налогов.
Для соответствия поставленной цели и наиболее полного раскрытия темы курсовой работы, мною были поставлены следующие задачи:
1). Проанализировать причины избежания налогообложения и рассмотреть уголовно-правовую характеристику уклонения от уплаты налогов;
2). Рассмотреть способы уклонения от налогов, которые делятся на правомерные и допустимые и неправомерные,
3). Проанализировать опыт борьбы с уклонением от уплаты налогов в зарубежных странах и обозначить основные направления реформирования норм налогового права в Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
1. Уклонение от уплаты налога как преступление 4
1.1. Причины избежания налогообложения 4
1.2. Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты налогов с организаций. 7
2. Способы уклонения от уплаты налогов с организаций 11
2.1. Правомерные и допустимые способы уклонения от налогов с организаций 11
2.2. Неправомерные способы уклонения от налогов с организаций 16
3.Проблемы государственного регулирования уклонения от уплаты налогов. 21
3.1. Анализ зарубежного опыта уклонения от уплаты налогов 21
3.2. Напрвления совершенствования законодательства РФ о налогах и сборах 24
Заключение 26
Список используемой литературы. 27

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК по нап.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

    Всякое  криминальное банкротство - это имитация самовредительства. На самом деле вред причиняется кредиторам и налоговым органам. Лицо, совершающее преднамеренное банкротство, предпринимает для этого ряд мер: свои внешние денежные обязательства увеличивает, а свое имущество уменьшает. Эта разность обязательств и имущества имеет денежное выражение, и банкрот желает наступления таких последствий.

    Незаконное  предпринимательство25. В соответствии со ст. 162(4) УК под незаконным предпринимательством понимается осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения, если такое разрешение обязательно, а также с нарушением условий лицензирования, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.

    Признаками незаконного предпринимательства являются:

    - осуществление предпринимательской  деятельности без регистрации;

    - осуществление предпринимательской  деятельности без специального  разрешения (лицензии) либо с нарушением  условий лицензирования.

    В соответствии с действующим законодательством регистрации подлежит всякая деятельность, направленная на получение прибыли. Гражданское законодательство рассматривает предпринимательскую деятельность как право граждан и юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций). При этом обязательным условием для занятия такой деятельностью является государственная регистрация. Путем государственной регистрации осуществляется контроль за деятельностью предпринимателей, в том числе контроль за уплатой ими налогов.

    Закон не требует государственной регистрации в качестве предпринимателя для заключения разовых сделок гражданско-правового характера.26

    Осуществление торговли или другой предпринимательской  деятельности без соответствующей  регистрации в налоговых органах  является одним из способов сокрытия дохода. Если гражданин зарегистрирован в качестве предпринимателя, но уклоняется от регистрации в налоговом органе, то при наличии соответствующих признаков преступления такие действия должны квалифицироваться по ст. 162(2) УК. Однако необходимо иметь в виду: если предпринимательство осуществляется в сфере торговли, то уклонение от регистрации в налоговых органах в некоторых случаях является нарушением правил предпринимательства и такие действия по этому признаку могут квалифицироваться по ст. 162(5) УК27.

    Пример. Правоохранительными органами г. Самары был привлечен к уголовной ответственности Ториашвили, который, будучи гражданином Грузии, без регистрации предпринимательской деятельности в апреле 1994 г. приобрел в фирме, занимающейся импортом продукции (Москва), за 24200000 руб. наличными куриные окорока общим весом 10000 кг. Ториашвили реализовывал их на рынке, получив неконтролируемую государством прибыль в сумме около 6015000 руб.

    Незаконная  предпринимательская деятельность в торговле влечет не только сокрытие дохода от налогообложения. Она очень часто сопровождается нарушением налогового законодательства иными лицами. Поэтому при выявлении фактов сокрытия доходов необходимо принимать меры к пресечению незаконной торговой деятельности и привлечению всех виновных к ответственности.28

    При проверке деятельности коммерческого  магазина сотрудник государственной  налоговой службы выявил неучтенные запасы товара (лимонная настойка). Материалы  о сокрытии доходов передали в  правоохранительные органы. В процессе расследования было установлено, что неучтенный товар в магазин поставлял гражданин С. Не имея разрешения на занятие торговой деятельностью, он незаконно в течение трех месяцев скупал в Астрахани лимонную настойку и перепродавал ее в одном из районов Московской области. При этом спиртные напитки сдавал для реализации в магазины и торговые ларьки. Работники торговых предприятий, действуя по указанию руководителей, принимали товар от С. без оформления накладных и других необходимых документов. Всего за указанный период С. получил неконтролируемый доход в размере свыше трех миллионов рублей. Он был привлечен к уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере торговли, а к лицам, скрывшим товар от учета, были применены финансовые санкции.

    Таким образом, практика борьбы с преступлениями в сфере предпринимательской  деятельности выявляет пробелы законодательства. Очевидно, что дальнейшее изменение  уголовного законодательства должно происходить  с учетом накопленного опыта, преодолевая проблему "несовместимости" отдельных отраслей права.

3.ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ.

3.1. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

      Уклонение от уплаты налогов – наиболее распространенный вид налоговых правонарушений. Правоприменительная практика в зарубежных странах разводит понятие уклонение от уплаты налогов и избежание налогов.29 В данном случае, по уголовному праву США, уклонение от уплаты налогов – умышленное, намеренное невыполнение обязанностей по уплате части или полностью известного налогоплательщику федерального налога, совершенное путем обмана, мошенничества либо искажения. Наличие умысла характеризует преступление как сознательное, волевое действие с точно установленным намерением нарушить закон. Именно этот признак позволяет отличить уклонение от уплаты налогов, квалифицируемого законом США как преступление, от избежания налогов, под которым понимается налоговое планирование – допустимое и вполне законное действие. Предприниматель в США всеми способами при помощи специалистов в области налогового законодательства старается добиться максимального сокращения подлежащих уплате сумм налога. В случае разоблачения этих попыток его юристы-консультанты должны доказать, что имело место избежание налога., а не преступное уклонение.

      Анализируя  зарубежное законодательство по вопросам санкций за налоговые правонарушения, можно выявить: самый распространенный вид наказания – штраф. Он предусмотрен практически во всех законах, относящихся  к сфере борьбы с налоговыми преступлениями в большинстве стран30.

      Уголовно-правовые санкции в законодательстве США  предусматривают, как правило, такие  виды наказания, как лишение свободы  и штраф. Только 3 из 48 основных статей, устанавливающих уголовную ответственность за налоговые преступления, не предусматривают тюремного заключения. Обычное среднестатистическое наказание за одно налоговое преступление согласно Внутреннему налоговому кодексу – 1 год, за 2 преступления – до 5 лет лишения свободы31.

      Жесткие санкции за отдельные виды налоговых преступлений предусмотрены в законодательстве  Швеции, где традиционно широко распространены штрафы за большинство преступлений. Однако за мошенничество с налогами может быть назначено лишение свободы на срок до 6 лет.

      Законодательством Финляндии за мошенничество с налогами и различные преступления в области кредитов предусмотрено до 4 лет, а при отягчающих обстоятельствах – до 6 лет лишения свободы.

      Во  Франции за сокрытие бухгалтерских  документов установлено наказание  в виде штрафа или лишения свободы на срок от 1 года до 5 лет.

      Показательно  жестоко наказываются налоговые  преступления в ФРГ. Например, согласно законам о борьбе с экономической  преступностью (1976 г.) и мошенничеством (1986 г.), в том числе и вналоговой сфере, может быть назначено лишение свободы на срок до 5 лет, если преступление совершено с отягчающими обстоятельствами – до 10 лет тюремного заключения (преимущественно в тех случаях, когда виновный из соображений корысти занижает сумму налогов в особо крупных размерах или путем подделки документов). Предусмотрено также наказание в виде штрафа, максимальный размер которого может составить 3,6 млн DM. Возможно и совмещение наказаний.

      Умышленное  неправильное ведение бухгалтерских книг или изготовление фиктивных оправдательных документов с целью занижения размера налогов может повлечь за собой штраф в размере от 5 до 10 000 DM. Преследование за такого рода деликты зависит от решения контролирующего органа, т.е. этот орган имеет право начать уголовно преследование или его приостановить.

      Налоговая система Швейцарии известна как  одна из самых либеральных. Однако либерализм сочетается с достаточной жестокостью, когда дело касается нарушений налогового законодательства, а тем более, налоговых  поступлений. Строже всего карается подделка документов с целью сокрытия доходов от налогообложения. Ответственность за подобное преступление предусматривается в виде лишения свободы сроком на 1 год или штрафа в размере 30 000 швейцарских франков.

      В зарубежном законодательстве достаточно эффективным средством борьбы с налоговой преступностью считается взимание штрафа, который в несколько раз превосходит полученные преступным путем прибыли. Именно такие санкции делают преступную деятельность невыгодной.32

      В Китае налоговые преступления наказываются арестом или лишением свободы на срок до 7 лет с наложением штрафа в размере 5-кратного размера суммы уклонения от уплаты налога.

      В Японии взимается 35% надбавка к первоначальной сумме, укрытой от налога. Если укрыта значительная сумма, то может быть назначено лишение свободы и штраф, максимальный предел которого равен сумме укрытого налога.

      В налоговых системах зарубежных стран  приоритетными признаются лояльный методы контроля, направленные на содействие юридическим лицам в организации  ведения налоговой отчетности. Это – операции по оказанию помощи (а не проверки) в организации учета, что значительно сокращает расходы налоговых служб, т.к. они по большей части не встречают сопротивления налогоплательщиков. Экономическая эффективность лояльных методов налогового контроля хорошо видна на французском опыте. Благодаря их использованию, казна пополнилась на 16 млн франков, в то время как традиционные меры жесткого контроля дали приращение к бюджету только на 2,3 млн франков.

      Заслуживает внимание и опыт Китая. Там налоговые законы позволяют послушным корпоративным налогоплательщикам подавать так называемую голубую декларацию, которая содержит некоторые льготы при определении облагаемого дохода.33

      В Индонезии ежегодно публикуются список 200 частных компаний, уплативших самый крупный налог. Их отмечают почетными грамотами, которые вручает президент государства. Одновременно эти налогоплательщики получают налоговые льготы и послабления. Кроме того, публикация списка добросовестных налогоплательщиков, делает им хорошую рекламу, способствует росту авторитета34.

      В офисах частных фирм и организаций  стран Европы и Америки нередко  можно увидеть специальные таблички, информирующие клиентов о том, что  администрация в полном объеме и  в срок уплачивает налоги. Это является хорошей рекламой для налогоплательщиков, повышает доверие и привлекает к ним клиентов.

3.2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

      Для России, на мой взгляд, очень важен  зарубежный опыт, поскольку в настоящее  время развитие налогового контроля пошло по пути жестких методов. Показатели отчетности о работе налоговых служб в значительной мере выражаются в количестве проведенных проверок. В условиях частых изменений законодательства, а также в связи с неподготовленностью бухгалтерского корпуса, целесообразней было бы использовать метод консультаций бухгалтеров. Это дало бы позитивный результат в общем поступлении налоговых платежей и сократило количество налоговых правонарушений, в том числе и преступлений.

      Однако  в механизме исчисления и уплаты налогов сохраняются существенные недостатки, позволяющие налогоплательщикам использовать схемы минимизации налоговой базы и уклоняться от уплаты налогов. В 2000-2004 годах в условиях роста экономики, благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и повышения эффективности работы налоговых органов доходная часть бюджетов всех уровней (без учета единого социального налога) увеличилась в 2,4 раза. Счетная палата отмечает, что наряду с занижением цен внутрикорпоративных сделок, применяемым в целях минимизации крупными  компаниями, сокрытие налоговой базы широко используется и экспортерами товаров и услуг.

      Действующая налоговая система угнетает экономику, особенно ее производственный сектор. Простые расчеты показывают, что среднее предприятие обязано перечислять в бюджет до 46% вновь созданной стоимоти. Даже в развитых странах со стабильной экономической обстановкойстоль высокие ставки налогов являются редкостью и ,как правило, ведут к низким темпам экономического роста. Российским предприятиям в отличии от  западных приходиться приспосабливаться к изменениям в отношениях прав собственности, осваивать принципы корпоративного управления, адаптироваться к конкуренции. Пр и неблагоприятном налоговом режиме это малореально, что и подтверждается российской действительностью35.

      Угнетая предприятия высокими налогами, государство  одновременно пытается поддержать хотя бы часть из них с помощью адресных налоговых льгот. Но это только ухудшает экономическую ситуацию.. Во-первых, адресные льгоы предоставляются отдельным предприятиям вне системы государственного приоритетов. Это искажает мотивацию руковдителей предприятия, ориентирует их не на повышение эффективности работы предприятий, а на установление взаимовыгодных отношений с органами власти. Во-вторых, льготы способствуют развитию теневой экономики, создают основу для коррупции, позволяют льготникам оказывать услуги по выводу из-под налогообложения всех желающих путем заключения фиктивных сделок. В итоге одни предприятия на вполне законном основании уклоняются от налогов, другие годами накапливают недоимки, а добросовестные плательщики оказываются в наиболее выгодном положении, часто становясь неконкурентоспособными, и либо теряют позиции в конкурентной борьбе, либо начинают уклоняться от налогов.

Информация о работе Проблемы государственного регулирования уклонения от уплаты налогов