Проблемы государственного регулирования уклонения от уплаты налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 05:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства, а именно уклонению от уплаты налогов.
Для соответствия поставленной цели и наиболее полного раскрытия темы курсовой работы, мною были поставлены следующие задачи:
1). Проанализировать причины избежания налогообложения и рассмотреть уголовно-правовую характеристику уклонения от уплаты налогов;
2). Рассмотреть способы уклонения от налогов, которые делятся на правомерные и допустимые и неправомерные,
3). Проанализировать опыт борьбы с уклонением от уплаты налогов в зарубежных странах и обозначить основные направления реформирования норм налогового права в Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
1. Уклонение от уплаты налога как преступление 4
1.1. Причины избежания налогообложения 4
1.2. Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты налогов с организаций. 7
2. Способы уклонения от уплаты налогов с организаций 11
2.1. Правомерные и допустимые способы уклонения от налогов с организаций 11
2.2. Неправомерные способы уклонения от налогов с организаций 16
3.Проблемы государственного регулирования уклонения от уплаты налогов. 21
3.1. Анализ зарубежного опыта уклонения от уплаты налогов 21
3.2. Напрвления совершенствования законодательства РФ о налогах и сборах 24
Заключение 26
Список используемой литературы. 27

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК по нап.doc

— 185.50 Кб (Скачать)
 
 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

 
 

            ВВЕДЕНИЕ

      Налоги  представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

      В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

      Знание  налоговых проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. 
         Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения.  Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. В условиях формирования в России рыночных отношений, многообразия форм собственности, становления защиты экономических  прав человека правовая ответственность основывается на новых принципах. Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения. Для понимания пределов  полномочий налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализировать их правовой статус в целом, а не ограничиваться только нормами санкций. 

      Ответственность за налоговые нарушения формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений при налогообложении. Нередко создается противоречивая ситуация, порожденная гражданско-правовым  характером имущественных отношений и административно-правовым  характером налоговых отношений, что должно быть разъяснено нормами специальных налоговых законов.  
            В данной работе обобщены нормы законодательства, регулирующие 
ответственность в сфере налогообложения, анализируются практика и 
проблемы их применения, рассматриваются тенденции и перспективы  
кодификации налогового законодательства.

      Цель  работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства, а именно уклонению  от уплаты налогов.

Для соответствия поставленной цели и наиболее полного  раскрытия темы курсовой работы, мною были  поставлены следующие задачи:

1). Проанализировать  причины избежания налогообложения и рассмотреть уголовно-правовую характеристику  уклонения от уплаты налогов;

2). Рассмотреть  способы уклонения от налогов,  которые делятся на правомерные   и допустимые и неправомерные,

3). Проанализировать  опыт борьбы с уклонением от  уплаты налогов в зарубежных  странах и обозначить основные  направления реформирования  норм налогового  права в Российской Федерации.

1. УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ  НАЛОГА КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ

1.1. ПРИЧИНЫ ИЗБЕЖАНИЕ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

      Избегание уплаты налога в той или иной мере существует во всех налоговых системах. В отношении классификации причин данного явления особый интерес к характеру их воздействия и значению проявляют как наука о финансах и фискальная практика, так и та часть правовой системы, которая предусматривает репрессивные меры борьбы с данным явлением.

      Одна  из наиболее исчерпывающих классификаций причин, обуславливающих уклонение от уплаты налога, принадлежит французскому теоретику П.М. Годме, согласно которому их можно разделить на 3 группы: 1). Экономические;2). Социально-политические; 3). Психологические. Такая классификация причин и условий, побуждающих к  уклонению от уплаты налога, наиболее полно отражает этиологию данного феномена1.

      Экономические условия имеют тесную связь с уклонением от уплаты налогов. В ситуации, когда налогоплательщик должен выполнить свои налоговые обязательства, он оценивает, смогут ли положительные моменты уклонения от уплаты налогов компенсировать неприятности, которые повлечет за собой этот шаг. Как показывает практика, с увеличением ставки налога растет стремление налогоплательщика избежать его уплаты, поскольку таким образом реальный доход от уклонения будет выше. Несомненно, что на принятие такого решения влияет хорошее или плохое экономическое положение у плательщика. Иная ситуация возникает тогда, когда плательщик находится в тяжелом экономическом положении. Уклонение поэтому представляется ему иногда единственно возможным решением2.

      Экономические процессы могут оказать двоякое  воздействие на уклонение от уплаты налогов. Если экономическая конъюнктура  способствует переложению налога (НДС), то считается, что плательщик непосредственно не заинтересован в уклонении от него, потому что, перекидывая налоговое бремя на других (через добавку к цене), он легко и просто освобождается от него. Однако в этом случае следует учитывать эластичность спроса, то есть, при какой цене с учетом налога товар перестанут покупать. Напротив, в период экономических кризисов плательщики склонны избегать налогообложения с целью увеличения на величину налога собственных доходов, которые в таких условиях реально снижаются. На уклонение от уплаты налогов особенно влияет рост инфляции. В условиях инфляции, под действием инфляционной спирали номинально растут доходы экономики, растет и зарплата, независимо от производительности труда и увеличения реального валового продукта, что вызывается автоматический рост налогов3.

      Определенные  экономические условия тоже в  большой степени затрагивают  уклонения от уплаты налогов. При  высоком уровне безработицы многие субъекты налогообложения получают доходы в сфере так называемой «теневой экономики». Избежание налогообложения затрагивает и регулирование рынка. Например, периоды дефицита определенных товаров, когда государство вынуждено строго регулировать рынок, устанавливая цены и контролируя поставки некоторых видов товаров, являются благоприятными для развития уклонения от уплаты налогов. В этих условиях введение контроля за рынком часто ведет к созданию параллельного незаконного скрытого рынка («черная биржа»). Сделки на этом рынке часто заключаются с целью обойти налоговые органы и получить чистую прибыль. На рост уклонение от уплаты налогов на международном уровне повлиял и период экономического либерализма, допускавший свободу движения международного капитала и увеличения числа транснациональных корпораций. Из-за того что налоговый контроль территориально ограничен рамками государства, налоговые органы часто оказываются бессильными перед транснациональными корпорациями, руководителям которых, благодаря свободе передвижения капитала, удается скрывать прибыль от национальной борьбы.

      Социально-политические причины.4 Степень интенсивности уклонение от уплаты налогов, помимо прочего, зависит и от социально-политического устройства государства. Известно, что через налоговую политику достигаются различные цели в обществе.

      Политические  причины - когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, но и как инструмент социальной или экономической политики. Как инструмент социальной политики налоги проявляются, когда класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса, являющегося плательщиком налога и подавленный класс избежание налога воспринимает как единственно возможное сопротивление угнетению. Задачей налога, как социального и политического инструмента является удовлетворение государственных и общественных нужд, а также осуществление нефинансовых целей. Принятие или непринятие налоговой системы в большой степени зависит от использования налоговых доходов. Точнее говоря, посильность налогового бремени обусловлена приносимой им пользой, то есть характером общественных расходов. Часть их идет на функционирование социальных служб, страхование, образование, здравоохранение и т.д. При таком использовании налогов плательщик усматривает и свою личную заинтересованность, что снижает сопротивление против их уплаты. Как инструмент политики налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике и наоборот, понижает ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, с целью экономического стимулирования данного вида деятельности( например, единый сельскохозяйственный налог).

      Психологические причины. Одним из факторов, обуславливающим избежание уплаты налога, является общая атмосфера недовольства и недоверия, которые часто присутствуют у многих налогоплательщиков. Уплата налога и других сборов оказывает прямое воздействие на уменьшение дохода или имущества плательщика, что потом приводит или может привести к смене его экономического и социального положения. Поэтому вполне понятна реакция – сопротивление плательщика по отношению к уплате налога, особенно если это неблагоприятно сказывается на его социальном статусе.

      Имея  в виду то, что речь идет о принудительных платежах, можно сделать вывод, что  в основе сопротивления лежит  традиционное отношение плательщика к государству и праву (законам), а не сама величина налогового бремени. Еще одну причину ослабления налоговой морали можно увидеть в самом налоговом законе, который уважается в меньшей степени по сравнению с другими законами, что обусловлено самими характеристиками последних. Зачастую налоговый закон утрачивает данные характеристики из-за частых изменений налоговых постановлений, что ведет к ослаблению его моральной основы. Частые изменения налоговых постановлений не дают возможности гражданам определиться в отношении того, как они относяться к данному налогу, что справедливо в налогообложении, а что нет.5

      В теории налогов принято считать, что уровень налоговой морали обусловлен и характером налоговой  политики в отношении уклоняющихся от налогообложения лиц, а также эффективностью и строгостью позиции налоговых органов. Так же справедливо утверждение, что законы, в том числе и фискальные, теряют в своем авторитете, если их соблюдение не находиться под контролем. К тому же не следует забывать, что сама по себе обязанность, если она недостаточно санкционирована, не имеет никакого смысла.

      Психологическими  причинами являются, по моему мнению, низкая правовая культура, что обусловливается историческим фактором - существование института налогового права, в более не менее цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков. Ведь это на фоне борьбы с единоличной властью монарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировался институт парламента.

1.2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА УКЛОНЕНИЯ  ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ  С ОРГАНИЗАЦИЙ.

        Практика последних лет свидетельствует о возросшей активности налоговых и правоохранительных органов, направленной на усиление контроля за поступлением в бюджеты различных уровней налоговых платежей с организаций. Этому в немалой степени способствовали предпринятые государством в последние годы меры, направленные на повышение эффективности деятельности следственных органов по расследованию преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов с организации. В 1999 г. следователями федеральных органов налоговой полиции РФ было возбуждено 8232 уголовных дела по ст. 199 УК РФ (49,87% от общего количества возбужденных дел всех категорий). Из них окончено 6266 дел, или 53,2% от общего массива оконченных производством уголовных дел6. Установлено 117 преступлений, связанных с лжепредпринимательской деятельностью. Выявлено 965 случаев легализации (отмывания) денежных средств, приобретенных незаконным путем.7

      В 2005 г. в сфере налогообложения выявлено почти 4,8 тыс. преступлений, около 73% из них квалифицированных видов. Как показал анализ, наиболее распространенными видами правонарушений в данной сфере являются: занижение налогооблагаемой базы при реализации неучтенной продукции; неправомерное предъявление к возмещению из бюджета средств по экспортным сделкам; занижение цен на товары; завышение себестоимости продукции; уклонение от уплаты налогов путем зачисления выручки на счет "третьих лиц" и "фирм-однодневок"; занижение выручки, ведение "двойной" бухгалтерии; неправильное применение льгот по налогам, а также противоправные действия в сфере наличного и безналичного денежного оборота, приводящие к росту контролируемой денежной массы; нецелевое использование и присвоение бюджетных средств; нарушение правил ведения валютных операций; создание фирм для легализации денежных средств, полученных преступным путем.

      Объект  преступления.8 Уклонение от уплаты налогов с организаций относится к преступлениям в экономической сфере деятельности. Преступления данного вида посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного бюджета.

      На  сегодняшний день налоговыми органами выявлено множество изощренных способов сокрытия налогооблагаемой базы, искажения  сведений о доходах или расходах организаций, которые ведут к  уменьшению налоговых платежей в  бюджеты.

      В качестве противовеса этому государство установило административную и уголовную ответственность за налоговые правонарушения и выработало теоретико - практические принципы, служащие руководством для налоговых и иных государственных органов. Раскроем их суть.

Информация о работе Проблемы государственного регулирования уклонения от уплаты налогов