Налоги и налогооблажение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:44, контрольная работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Файлы: 1 файл

Налоги налогооблажения 2009.doc

— 203.20 Кб (Скачать)

     К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог и др.

     Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют прямые налоги: США - 91,1%, Япония - 71,2%, Англия - 54,3% (2001 г.). Однако в ФРГ этот показатель составлял 44,1%. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45% (2005 г.) [2, С. 15].

     Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве (США, ФРГ, России и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, в которой аккумулируются налоговые доходы государства, в налоговом законодательстве широко распространение получила статусная классификация налогов. В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида): 1) федеральные; 2) налоги республик, краёв, областей и автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные.

     К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  3. налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций;
  4. налог на операции с ценными бумагами;
  5. таможенная пошлина;
  6. отчисления на воспроизводство минирально-сырьевой базы;
  7. платежи за пользование природными ресурсами (в том числе за загрязнённые окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия);
  8. подоходный налог с физических лиц;
  9. налоги, служащие источником образования дорожных фондов, в том числе: налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств;
  10. транспортный налог;
  11. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
  12. лицензионный сбор за право производства, розлива и хранения алкогольной продукции;
  13. лицензионный сбор за право оптовой продажи алкогольной продукции;
  14. гербовый сбор;
  15. государственная пошлина;
  16. налог с имущества, переходящего в порядок наследования.

     Налоги субъектов РФ включают:

  1. налог на имущество предприятий;
  2. лесной доход;
  3. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
  4. сбор на нужды образовательных учреждений (с юридических лиц);

     К местным относятся следующие налоги:

  1. налог на имущество физических лиц;
  2. земельный налог;
  3. регистрационный налог за предпринимательскую деятельность;
  4. налог на строительство объектов производственного назначения на курортной зоне;
  5. курортный сбор;
  6. сбор за право торговли (уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента);
  7. целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;
  8. налог на рекламу;
  9. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
  10. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
  11. сбор на парковку автотранспорта;
  12. сбор на право использования местной символики;
  13. сбор на участие в бегах на ипподроме;
  14. сбор со сделок, совершаемых на биржах;
  15. сбор на право проведения кино- и телесъёмок;
  16. сбор за уборку территории населённых пунктов (с юридических и физических лиц - владельцев строений);
  17. сбор с владельцев собак (кроме служебных);
  18. лицензионный сбор на право торговли спиртными напитками;
  19. сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц);
  20. сбор на выигрыш на бегах;
  21. сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме [12, С. 356].

     Оценивая классификацию налогов по уровневому критерию, следует отметить, что такое деление не имеет логического смысла и носит статусный характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных источников полностью закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие - лишь частично (по нормативам либо путём расщепления ставки). Учётно-экономическая целесообразность диктует другую группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

    • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
    • налоги, включаемые в продажную цену продукции;
    • налоги, относимые на финансовые результаты;
    • налоги на прибыль и за счёт прибыли, остающейся в распоряжении плательщика.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           2. Налоговая система России и особенности ее функционирования. Пути  совершенствования налоговой системы РФ

 

     2.1 Особенности функционирования налоговой системы России

     Поскольку рыночная налоговая система фактически начала формироваться  только в России 1991-1992 годах, четыре года ее существования характеризовались крайней нестабильностью. Становление введенной с 1992 года принципиально новой для России налоговой системы проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований при отсутствии преемственности в области налогового права. За годы функционирования налоговой системы было внесено значительное количество различных изменений в налоговое законодательство с целью его приведения в соответствие с протекающими в жизни общества процессами. Тем не менее очевидно, что имеющаяся на сегодняшний день налоговая система по основным характеристикам схожа с системами развитых экономических государств Европы и Америки в смысле структуры. В смысле налогового права она стоит ближе к континентальному праву, хотя значение прецедента возрастает. Налоговая система России является сложной, трехуровневой (федеральные, республиканские, местные налоги). Система включает около 50 различных видов налогов и платежей (с учетом всех действующих местных налогов, сборов и иных обязательных платежей - более 100), многие из которых имеют сходные, но не идентичные базы обложения. Последнее - несомненный недостаток системы, причем общественно осознанный и подлежащий изменению в ближайшее время. Основные принципы действующего в Российской Федерации налогообложения сформулированы в Законе «Об основах налоговой системы в РФ», введенного с 1 января 1992 года. Закон устанавливает следующие виды налогов, взимаемых в Российской Федерации: а) федеральные налоги; б) налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов; в) местные налоги. По некоторым видам налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налогам в дорожные фонды) приняты отдельные федеральные законы. Кроме того, некоторые налоги введены прямыми Указами Президента РФ (транспортный налог). Помимо налогов предприятия и предприниматели в обязательном порядке уплачивают обязательные страховые взносы, установленные в процентах к фонду оплаты труда в Государственные внебюджетные фонды. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости [4, С. 119].

      Порядок действия законов о налогах и положений о внебюджетных фондах, а также способы расчета и осуществления платежей, определяются специальными инструкциями Госналогслужбы. Информация о налогах и других обязательных платежах, которые должны платить предприятия при наличии у них т.н. "налогооблагаемой базы", приводятся в соответствующей таблице Приложения [13]. При этом следует иметь ввиду, что перечни местных налогов и налогов республик в составе РФ, краях, областях не являются полными. Указ Президента РФ N 2268 от 22.12.93. "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" установил, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль [3, С. 15].

     Меры ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства определены в первую очередь Законами "Об основах налоговой системы в РФ" и "О Государственной налоговой службе РСФСР". Для российской практики характерно сложение санкций, т.е. за одно нарушение налагается одновременно несколько наказаний, например, изъятие сокрытой (заниженной) прибыли, штраф в размере сокрытой прибыли и штраф в размере 10 процентов суммы налога за неправильное ведение учета. Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций производится в бесспорном порядке с юридических лиц и в судебном с физических. Взыскание недоимки с юридических и с физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц. Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет составляет три года. Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки. Если налогоплательщик самостоятельно до проверки налоговым органом обнаружил и исправил допущенные при исчислении налогов и других обязательных платежей ошибки и внес соответствующие исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогоплатежам, то финансовые санкции к нему не применяются. С налогоплательщика в данном случае взыскиваются только пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей.

      Нормативными документами, регулирующими отношения предприятий и предпринимателей с государственными внебюджетными Фондами, также предусмотрены меры ответственности за определенные виды правонарушений. Все предприятия обязаны своевременно предоставлять  отчетность в государственные внебюджетные фонды: квартальную и статистическую. Состав и порядок сдачи бухгалтерской отчетности определяется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Главные составляющие этой отчетности: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, а также различные приложения к ним. Порядок сдачи налоговой отчетности регулируется налоговыми инструкциями.  Для физических лиц - декларация о доходах. В целом сроки сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности для малых предприятий совпадают: сдача налоговых расчетов приурочена к сдаче балансов, однако в случае налога на добавленную стоимость (НДС) и спецналога совпадения нет. За несвоевременное предоставление отчетности установлены существенные штрафы. Сроки отчетности по налогам не совпадают со сроками платежей [6, С. 27].

     В работе с крупнейшими налогоплательщиками налоговые органы России используют мировой опыт. Результатом работы с крупнейшими налогоплательщиками стало повышение налоговой дисциплины. За 11 месяцев 2005 года динамика поступлений в бюджет федеральных налогов и сборов к аналогичному периоду 2004 года составило 157,5%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 132% и по налогу на прибыль - 182,5% [9, С. 9].

 
 
 

     2.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ

     Существующая налоговая система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.е. с одной стороны она должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий [11, С. 33].

        В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать:

  1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (18%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть  налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет [8, C. 1].
  2. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.
  3. Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.
  4. Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет  1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.
  5. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.
  6. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием  инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.
  7. Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести  единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог  на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание  которых превышают сумму собранных налогов.
  8. Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).
  9. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д.
  10. Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов

Информация о работе Налоги и налогооблажение