Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть возможности использования развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы.
Объект исследования: процесс развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Диплом Попова 2.doc

— 552.00 Кб (Скачать)

 

Результаты динамики развития самостоятельной музыкальной деятельности у старших дошкольников логопедической группы на контрольном этапе эксперимента представлены в диаграмме.

                      констатирующий                               контрольный

                            этап                                                    этап

 

Рисунок 7 Сравнительная диаграмма результатов исследования развития самостоятельной музыкальной деятельности у старших дошкольников

Появились дети с высоким уровнем 3 человека (Артем В., Ира Д.,      Соня С.), со средним уровнем до 5 человек, но по-прежнему остались два ребенка с низким уровнем (Дима П., Илья С.), поскольку эти дети в большей степени предпочитают сюжетно-ролевые игры «Солдаты», «Супергерои». Их музыкально-игровая деятельность непродолжительна. Нами был зафиксирован тот факт, что в ходе диагностики мы не наблюдали равнодушных к музыке и музыкальной деятельности детей. Двое детей данной группы (Никита Б., Маша Н.) переместились с низкого уровня на средний, что говорит об их возросшем интересе к использованию музыки в самостоятельной музыкальной деятельности, выраженности потребности в музыке. Общение с миром музыки вызывает у них наслаждение, создает эмоциональный комфорт.

В целом из наблюдений за детьми в свободной деятельности мы отмечаем повышение активности детей в музыкальном уголке. Они чаще стали использовать музыку по собственной инициативе и привлекать к своей деятельности взрослых. Используемый музыкальный материал стал более разнообразен и варьируется в зависимости от ситуации. Дети стали проявлять инициативу в организации музыкально-игровой деятельности. Они объединялись в небольшие группы и самостоятельно играли в такие музыкально-дидактические  игры, как «Оркестр», «Угадай, на чём  играю». Больший интерес стали проявлять к исполнительству, а не пассивному восприятию музыки. Самостоятельно озвучивали небольшие стихотворения, рассказы с использованием ударных музыкальных инструментов, такие как: «Концерт» С. Черного, «Лошадка» Я.Френкеля и другие. В ответах на вопросы правильно и более осознанно называли любимые игры, музыкальные инструменты. Наблюдая детей на прогулке, мы отметили, что они с удовольствием стали петь любимые песни. Такие как «Дождик босяком по земле прошел», «Как положено друзьям» В. Шаинского, «Говорят мы бяки-буки».

Полученные результаты в ходе контрольного эксперимента дают основание выделить положительную динамику изменений в самостоятельной музыкальной деятельности у детей группы.

Характер самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников отличается увлеченностью и заинтересованностью, что свидетельствует о формировании индивидуальных музыкальных предпочтений, как музыкальной субкультуры дошкольников. В которой удовлетворяются потребности ребенка- логопата в самопознании, развитии коммуникативных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Музыка и музыкальная  деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, по мнению ученых, особенно привлекательны для ребёнка старшего дошкольного возраста. Благодаря музыке в нём пробуждается представление о возвышенном, прекрасном и не только в окружающем мире, но и в самом себе. Она помогает детям познать мир, воспитывать не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе. Так формируется полноценная личность, человек способный чувствовать и сострадать.

Взаимодействие же личности с музыкальным искусством образуют особое поле их взаимосвязи - музыкальную среду, которая является, как средовым пространством, заполненным предметами быта, мебели, игрушками, так и отражением всего, что окружает ребёнка. Музыкальная развивающая среда является одним из важных факторов формирования личности.

Формирование самостоятельной  музыкальной деятельности начинается с разучивания репертуара  песен, игр, танцев; систематическому побуждению детей к самостоятельным действиям. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, что имеет особенно важное значение для ребенка, имеющего речевую патологию. Она воспитывает у ребенка-логопата настойчивость, увлеченность, дает радость открытий,  помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативы.

Таким образом, в процессе работы над темой выпускной квалификационной работы нами были изучены теоретические основы, особенности построения музыкальной среды группы;  особенности детей- логопатов; основные принципы и формы работы по формированию самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы, а также современные парциальные и примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования.

В ходе реализации созданного нами проекта  на формирующем этапе экспериментальной деятельности мы постарались вовлечь всех участников образовательного процесса для обогащения детей музыкальными впечатлениями, активизации самостоятельной музыкальной деятельности. С целью обогащения музыкальных впечатлений, как источника самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, мы использовали разнообразные формы организации  музыкальной деятельности: беседы, музыкально-дидактические игры, развлечения, различного рода музыкальные импровизации и  др. Непосредственная образовательная деятельность характеризовалась интеграцией образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями. В процессе построения целостного педагогического процесса в предметно-развивающую среду были внесены значительные изменения.

Таким образом, разработанный нами план-проект по развитию самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы средствами развивающей музыкальной среды доказал свою эффективность и можно говорить о подтверждении гипотезы: самостоятельная музыкальная деятельность старших дошкольников логопедической группы будет эффективно развиваться при следующих условиях:

  • коррекции музыкальной развивающей среды группы с целью стимулирования самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников;
  • активного включения музыкальной развивающей среды в совместную деятельность педагога и детей;
  • использования музыки и музыкальной развивающей среды в непосредственно образовательной деятельности при реализации различных образовательных областей;
  • объединения усилий воспитателей и музыкального руководителя для развития самостоятельной музыкальной деятельности.

Положительная динамика по итогам повторной диагностики  показала, что наша гипотеза нашла своё подтверждение.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бабаева Т.И. Мониторинг в детском саду: научно- методическое пособие/ под ред. А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.-592с.
  2. Белякова А.В. Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ //Музыкальный руководитель. 2006.- №6. с.14-16.
  3. Бусаргина Е. Музыкальная библиотека/ З. Масленникова// Музыкальный руководитель, 2008.- №6.-  с.39-40.
  4. Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ под ред.А.В. Кенеман.-М.: Просвещение,1983.-255с.
  5. Гогоберидзе А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии: учебно-методическое пособие/ под ред.В.А. Деркунская.-Ростов н/Д: Феникс,2008.-428с.
  6. Девятова Т.Н. Звук- волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитания детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.-208с.
  7. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред.Т.И. Бабаевой,  А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.-528с.
  8. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни,- М.: Просвещение, 2006.-111с.
  9. Зорка Л. Оборудование музыкальных уголков// Музыкальный руководитель, 2010.- № 4. - с.16-20.
  10. Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника / науч.ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др..- М., 1997.- 408с.
  11. Колосова И. Речевая развивающая среда // Дошкольное воспитание,2005.-№ 3 -с.67-70.
  12. Кошелева Л.И. Игры направленные на развитие музыкальных способностей детей.//Музыкальный руководитель, 2006.-№5-с.38-43.
  13. Кононова Н.Г.Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: кн. для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада: из опыта работы.-М.: Просвещение, 1990.-159с.
  14. Лошкова Т. Музыкально-дидактические игры// Музыкальный руководитель, 2009.-№1.-с.22-25.
  15. Матвиенко Е. Новинки нашего оркестра//  Музыкальный руководитель, 2010.-№ 1.-с.14-15.
  16. Матвиенко Е. Музыкальный альбом дошколенка//Музыкальный руководтитель, 2010.-№ 1. - с.13.
  17. Меркулова Л. В мире музыкальных инструментов/О. Абрамочкина, А. Меркулов //Музыкальный  руководитель, 2008.-№8.-с.6-10.
  18. Микляева Н.В. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ.-М.: Сфера,2011.-128с.
  19. Морева Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении: Метод. Пособие для воспитателя и музык. рук. дошк. образоват. учреждения,-М.: Просвящение,2004.-223с.
  20. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.-128с.                           
  21. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- 2-е изд. испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-336с.
  22. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/ Л.Н. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова.- М.: Научно- методическое объединение творческая педагогика,1993.- 236с. Поваляева М.А. Справочник логопеда/
  23. Праслова Г.А.Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-384с.
  24. Психологический словарь/под ред. П.С. Гуревич.-М.:ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.-800с.
  25. Психолого-педагогический словарь/сост. Е.С. Рацапевич.-Минск Современное слово,2006.-928с.
  26. Пятница Т.В. Организация и содержание работы в группах детей с нарушением речи: методическое пособие.-Мн.: Авереэв, 2005.-75с.
  27. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольника: Учебник для студентов высших и средних пед. учеб. заведений/А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили -3-е изд., стереотип.-М.: Академия,2000.-240с.
  28. Родина М.И. Кукляндия: учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности.-СПб.: Музыкальная палитра, 2008.-112с.
  29. Рыжова Н.Р. Развивающая среда дошкольных учреждений: из опыта работы.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2003.-192с.
  30. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие.-М.: Сфера,2008.-128с.
  31. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А.Стреблевой. – М.: Академия, 2002. – 312 с.
  32. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: офиц. Текст.- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009г.
  33. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие/Г.В. Чиркина, 2004.-224с.
  34. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение 1956.-208с.

 



Информация о работе Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической