Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:28, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть возможности использования развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы.
Объект исследования: процесс развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.
Результаты динамики развития самостоятельной музыкальной деятельности у старших дошкольников логопедической группы на контрольном этапе эксперимента представлены в диаграмме.
констатирующий контрольный
этап
Рисунок 7 Сравнительная диаграмма результатов исследования развития самостоятельной музыкальной деятельности у старших дошкольников
Появились дети с высоким уровнем 3 человека (Артем В., Ира Д., Соня С.), со средним уровнем до 5 человек, но по-прежнему остались два ребенка с низким уровнем (Дима П., Илья С.), поскольку эти дети в большей степени предпочитают сюжетно-ролевые игры «Солдаты», «Супергерои». Их музыкально-игровая деятельность непродолжительна. Нами был зафиксирован тот факт, что в ходе диагностики мы не наблюдали равнодушных к музыке и музыкальной деятельности детей. Двое детей данной группы (Никита Б., Маша Н.) переместились с низкого уровня на средний, что говорит об их возросшем интересе к использованию музыки в самостоятельной музыкальной деятельности, выраженности потребности в музыке. Общение с миром музыки вызывает у них наслаждение, создает эмоциональный комфорт.
В целом из наблюдений за детьми в свободной деятельности мы отмечаем повышение активности детей в музыкальном уголке. Они чаще стали использовать музыку по собственной инициативе и привлекать к своей деятельности взрослых. Используемый музыкальный материал стал более разнообразен и варьируется в зависимости от ситуации. Дети стали проявлять инициативу в организации музыкально-игровой деятельности. Они объединялись в небольшие группы и самостоятельно играли в такие музыкально-дидактические игры, как «Оркестр», «Угадай, на чём играю». Больший интерес стали проявлять к исполнительству, а не пассивному восприятию музыки. Самостоятельно озвучивали небольшие стихотворения, рассказы с использованием ударных музыкальных инструментов, такие как: «Концерт» С. Черного, «Лошадка» Я.Френкеля и другие. В ответах на вопросы правильно и более осознанно называли любимые игры, музыкальные инструменты. Наблюдая детей на прогулке, мы отметили, что они с удовольствием стали петь любимые песни. Такие как «Дождик босяком по земле прошел», «Как положено друзьям» В. Шаинского, «Говорят мы бяки-буки».
Полученные результаты в ходе контрольного эксперимента дают основание выделить положительную динамику изменений в самостоятельной музыкальной деятельности у детей группы.
Характер самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников отличается увлеченностью и заинтересованностью, что свидетельствует о формировании индивидуальных музыкальных предпочтений, как музыкальной субкультуры дошкольников. В которой удовлетворяются потребности ребенка- логопата в самопознании, развитии коммуникативных навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, по мнению ученых, особенно привлекательны для ребёнка старшего дошкольного возраста. Благодаря музыке в нём пробуждается представление о возвышенном, прекрасном и не только в окружающем мире, но и в самом себе. Она помогает детям познать мир, воспитывать не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе. Так формируется полноценная личность, человек способный чувствовать и сострадать.
Взаимодействие же личности с музыкальным искусством образуют особое поле их взаимосвязи - музыкальную среду, которая является, как средовым пространством, заполненным предметами быта, мебели, игрушками, так и отражением всего, что окружает ребёнка. Музыкальная развивающая среда является одним из важных факторов формирования личности.
Формирование самостоятельной музыкальной деятельности начинается с разучивания репертуара песен, игр, танцев; систематическому побуждению детей к самостоятельным действиям. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, что имеет особенно важное значение для ребенка, имеющего речевую патологию. Она воспитывает у ребенка-логопата настойчивость, увлеченность, дает радость открытий, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативы.
Таким образом, в процессе работы над темой выпускной квалификационной работы нами были изучены теоретические основы, особенности построения музыкальной среды группы; особенности детей- логопатов; основные принципы и формы работы по формированию самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы, а также современные парциальные и примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
В ходе реализации созданного нами проекта
на формирующем этапе
Таким образом, разработанный нами план-проект по развитию самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы средствами развивающей музыкальной среды доказал свою эффективность и можно говорить о подтверждении гипотезы: самостоятельная музыкальная деятельность старших дошкольников логопедической группы будет эффективно развиваться при следующих условиях:
Положительная динамика по итогам повторной диагностики показала, что наша гипотеза нашла своё подтверждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ