Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:28, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть возможности использования развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы.
Объект исследования: процесс развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.
Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман [4] выделяют условия, способствующие развитию самостоятельной деятельности:
Между обучением в непосредственно организованной деятельности и самостоятельной деятельностью детей имеется неразрывная связь, а именно, главным назначением образовательной деятельности является стремление заинтересовать, увлечь музыкой, возбудить добрые чувства, вызвать у детей стремление быть активными.
Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман [4] обращают внимание на то, что для самостоятельной деятельности имеет большое значение педагогическое руководство педагога, а именно: предварительное планирование и создание условий, стимулирующих самостоятельную деятельность. Необходимо, чтобы педагог стимулировал, направлял и корректировал самостоятельную деятельность детей, путём насыщения жизни детей разнообразными ситуациями, требующими нестандартного подхода, проявления воображения, творчества. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей предусматривает два вида руководства со стороны взрослых, выделенных Г.А.Прасловой [23].
Таким образом, проблема организации и развития самостоятельной музыкальной деятельности очень широко рассматривалась многими учёными: Н.А.Ветлугиной, А.В.Кенеман [4], Г.А.Прасловой [23], Е. А. Флериной [33], В.А.Петровским [22] и др.
Самостоятельная деятельность детей по мнению В.А.Петровского[22] помогает детям самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, что и позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Развитие самостоятельной музыкальной деятельности обусловлено музыкальным опытом детей и их способностью по собственной инициативе переносить этот опыт в новые условия в соответствии со своими интересами и желаниями. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с речевой патологией
Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Как отмечает Т.Б.Филичева [33], к детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. Учитывая этиопатогенез, клиническую форму и глубину поражения речевой системы, выделяют тяжелые нарушения речи. К ним можно отнести дизартрию, ринолалию, общее недоразвитие речи, алалию, заикание.
Дизартрия— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Причинами дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периоде развития. Основные проявления дизартрии — расстройство артикуляции звуков, нарушения голосообразования, изменения темпа речи, ритма и интонации. Дизартрия нередко приводит к недоразвитию речи (недостаточность словаря, нарушения грамматического строя речи).
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими изменениями в строении речевого аппарата и характеризующееся своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств. Выделяются закрытая и открытая ринолалия. При закрытой форме отмечаются органические изменения или функциональные расстройства в носовом пространстве. Открытая ринолалия чаще всего бывает при врожденной расщелине губы и неба. Причиной врожденных несращений может быть влияние на эмбрион на раннем этапе внутриутробного развития различных внешних и внутренних факторов (заболевания матери, применение гормональных препаратов, дефицит отдельных микроэлементов в организме матери, наследственный фактор). У ребенка с ринолалией отмечается обедненность долингвистического развития (лепет), страдают просодические элементы речи, есть грубые нарушения звукопроизношения, носовой оттенок голоса, изменено место артикуляции большинства звуков, имеются сопутствующие отклонения в формировании речевых процессов.
Общее недоразвитие речи — речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Симптоматика ОНР включает позднее начало развития речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, дефекты звукопроизношения. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени. Выделены три уровня речевого развития:
- первый уровень характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации;
- второй уровень характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира;
- третий уровень характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями.
- четвертый уровень определяется как своеобразная стёртая или лёгкая форма речевой патологии, при которой у детей отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении слов сложной структуры, некоторых грамматических конструкций, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем.
Т.Б.Флилчева [33] обращала внимание, что у детей с ОНР представлено клиническое разнообразие проявлений:
Моторная алалия — отсутствие или недоразвитие экспрессивной (активной) речи при достаточно сохранном понимании речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. При моторной алалии у детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения языкового высказывания.
Моторную алалию вызывает комплекс различных причин эндогенного и экзогенного характера (токсикоз беременности, различные соматические заболевания матери, патологические роды, родовая травма, асфиксия).
Основными проявлениями моторной алалии являются:
- задержка темпа нормального усвоения языка (первые слова появляются в 2—3 года, фразы — к 3—4 годам, у некоторых детей наблюдается полное отсутствие речи до 4—5-летнего возраста);
- наличие той или
иной степени выраженности
- удовлетворительное понимание обращенной речи (в случае грубого недоразвития речи могут наблюдаться трудности в понимании сложных конструкций, различных грамматических форм, но при этом понимание обиходно-бытовой речи сохранно).
Проявления моторной алалии колеблются в широких пределах: от полного отсутствия экспрессивной речи до незначительных нарушений в какой-либо подсистеме.
Сенсорная алалия — нарушение понимания речи (импрессивной речи) вследствие поражения коркового отдела речеслухового анализатора.
Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, т. к. у него наблюдается недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга.