Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:28, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть возможности использования развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы.
Объект исследования: процесс развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.
Помимо озвученных музыкальных инструментов Н.Г.Кононова [13] рекомендует внести в музыкальный уголок неозвученные инструменты: балалайки, скрипки, гитары, фортепиано. Играя с ними, дети развивают свое воображение, музыкальную память, творческие способности.
В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо иметь магнитофон в каждой группе. Аудиоматериал по слушанию музыки предоставит музыкальный руководитель.
Используя музыкальную предметную среду, ребёнок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе. Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным:
Созданная система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей, по мнению Н.Г.Кононовой [13], обеспечит необходимый уровень музыкального развития дошкольников.
Таким образом, содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
При анализе современной педагогической и психологической литературы, специфике построения развивающей музыкальной среды в коррекционных группах уделяется недостаточно внимания. Главными отличительными чертами развивающей музыкальной среды логопедической группы являются, учёт психологических особенностей детей, коммуникативных компетенций, уровня их речевого развития, интересов, способностей. Важно также вводить все составляющие речевой среды в предметно развивающую среду группы: речь педагога дошкольного образовательного учреждения, методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста, специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Выводы по первой главе
Взаимодействие личности с музыкальным искусством образуют особое поле их взаимосвязи - музыкальную среду. Музыкальная развивающая среда, является одним из важных факторов формирования личности. Эту среду мы рассматриваем как фактор, и как важнейшее условие формирования музыкально- творческих способностей и обогащения духовного мира детей.
Категория «музыкальная среда» заключает в себе проекцию свойств музыкального искусства, музыки на личность. Она определяет многообразные связи, прямые или косвенные, явные и не явные, непосредственные и опосредованные, осознанные и стихийные, которые возникают между ребёнком и музыкальным искусством. В свою очередь развитие музыкальных способностей определяет грамотно организованная музыкальная предметно-развивающая среда, которая строится на трех основных блоках: восприятие музыки, воспроизведение музыки, музыкально-творческая деятельность. Каждый блок предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Наличие самостоятельной музыкальной деятельности свидетельствует о высоком уровне развития музыкальных способностей ребенка, умения проявить собственное отношение к окружающему — увиденному и услышанному. Умение переносить полученный в непосредственной образовательной деятельности опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативы. В совместной деятельности складываются дружеские отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Самостоятельная деятельность воспитывает настойчивость, увлеченность, дает радость открытий.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей по своей сути очень разнообразна, так как её истоки — сама жизнь, её яркие впечатления. Она облечена в различные формы, возникает по чьей-либо творческой инициативе без непосредственного участия взрослых.
Организация данной среды, должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.
При построении развивающей музыкальной среды логопедической группы необходимо учитывать следующие аспекты:
2. Опытно- экспериментальная работа по развитию самостоятельной музыкальной деятельности детей старшей логопедической группы с
использованием развивающей музыкальной среды
2.1 Анализ развивающей музыкальной среды группы и уровня развития самостоятельной музыкальной деятельности старших
дошкольников
Изучив теоретические аспекты развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников, мы приступили к организации опытно- практической работы в данном направлении, создавая определенные педагогические условия в соответствии с гипотезой нашего исследования.
Опытно-практическая и диагностическая работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исследование проводилось в МБДОУ ЦРР детского сада №75 в подготовительной логопедической группе.
На констатирующем этапе использовались диагностические методики, которые предполагали: изучение особенностей использования ребенком музыки в самостоятельной музыкальной деятельности, выявление музыкальных предпочтений детей; анализ особенностей развивающей среды группы; выявление степени выраженности потребности ребенка в музыкальных видах деятельности.
Изучение особенностей использования ребенком музыки в самостоятельной музыкальной деятельности мы проводили в ходе наблюдения за детьми в свободной деятельности по следующим параметрам:
На каждого ребенка заполнялась индивидуальная карта наблюдений (Приложение Б).
Результаты исследования особенностей использования ребенком музыки в самостоятельной музыкальной деятельности представлены в таблице.
Таблица 1- Диагностика особенностей использования ребенком музыки в самостоятельной музыкальной деятельности
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Характер выполнения задания |
Уровень |
1. |
Никита Б. |
Музыку использует редко или не использует, индифферентен, иногда активно подключается к другим детям, материал однообразный. |
низкий |
2. |
Алена М. |
Обращается редко, чаще активно подключается к другим детям, материал использует постоянный. |
средний |
3. |
Дима П. |
Музыку почти не использует, индифферентен по отношению к ней, материал использует однообразный. |
низкий |
4. |
Дарина П. |
Редко проявляет музыкальные инициативы, подключается к инициативе детей, музыкальный материал однообразный. |
средний |
5. |
Маша Н. |
Музыку почти не использует, чаще индифферентна, материал однообразен или отсутствует. |
низкий |
6. |
Лера Б. |
Обращается к музыке редко, подключается к другим детям, материал постоянен. |
средний |
7. |
Соня С. |
Использует музыку редко, подключается к другим детям, использует постоянный материал. |
средний |
8. |
Илья С. |
Музыку не использует, чаще индифферентен, материал не использует. |
низкий |
9. |
Ира Д. |
Редко обращается к музыке, активно подключается к другим детям или индифферентна, постоянный материал. |
средний |
10. |
Артем В. |
Использует музыку редко, часто подключается к другим детям, использует постоянный материал. |
средний |
В ходе данной диагностики было выявлено, что высокий уровень использования детьми музыки в самостоятельной музыкальной деятельности отсутствует, средний уровень имеют 6 детей (60%), а низкий уровень наблюдался у 4 детей (40%). В целом из наблюдений за детьми можно отметить, что музыкальные инициативы дети проявляли достаточно редко, чаще подключались к другим детям или инициативам взрослых. Музыкальный материал достаточно однообразен (музыка из семейного репертуара, основанного на современной популярной музыке), музыка редко использовалась как в ходе самостоятельной деятельности детей, так и в ходе взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Целью данной диагностики является изучение особенностей использования ребенком музыки в самостоятельной музыкальной деятельности.
В индивидуальной беседе с каждым ребенком детям предлагалось ответить на ряд вопросов для выявления музыкальных предпочтений:
Результаты беседы
с каждым ребёнком
Рисунок 1 Результаты изучения особенностей использования ребенком музыки в самостоятельной музыкальной деятельности на констатирующем этапе
Диагностическая ситуация «Музыкальная поиграй-ка» (Приложение Г) направленная на выявление степени выраженности потребности ребенка в музыкальных видах деятельности, проводилась в четыре этапа. Результаты отмечены в протоколе (Приложение Д) и представлены в таблице.
Таблица 2- Диагностика выявления степени выраженности потребности ребенка в музыкальных видах деятельности
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Характер выполнения задания |
Уровень |
1. |
Никита Б. |
Привлекли музыкальные инструменты, продолжительное музыцирование на металлофоне, ложках. |
низкий |
2. |
Алена М. |
Привлекли музыкальные инструменты, пробное музыцирование на металлофоне, бубне, самостоятельная занятость играми- предметами. |
средний |
3. |
Дима П. |
Заинтересовался спортивным материалом. |
низкий |
4. |
Дарина П. |
Заинтересовалась музыкальным материалом, продолжительное музицырование на металлофоне, занятость играми- предметами. |
средний |
5. |
Маша Н. |
Заинтересовалась изобразительным материалом. |
низкий |
6. |
Лера Б. |
Привлекли музыкальные инструмен-ты, пробное музыцирование на бубне, колокольчике. |
низкий |
7. |
Соня С. |
Привлекли музыкальные инструмен-ты, продолжительное музыцирование на колоколчике. |
низкий |
8. |
Илья С. |
Заинтересовался спортивным материалом. |
низкий |
9. |
Ира Д. |
Привлекли музыкальные инструмен-ты, продолжительная увлеченность металлофоном, самостоятельная занятость играми- предметами |
средний |
10. |
Артем В. |
Привлекли музыкальные инструмен-ты, пробное музыцирование на барабане, ложках , самостоятельная занятость играми- предметами |
средний |