Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть возможности использования развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы.
Объект исследования: процесс развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Диплом Попова 2.doc

— 552.00 Кб (Скачать)

Для самостоятельной музыкальной деятельности детей нами были предложены музыкальные игры (Приложение М), музыкально-дидактические игры: «Меня зовут Ваня, я играю на баяне», «Музыкальный зонтик», «Песенка часов», «Узнай, какой инструмент звучит»; речевые музыкальные игры «Выключенное радио»,  «Дирижер»; театрализованная игра «Муха-Чистюха»; ритмическая игра «Придумай свой стук». Они имели своей целью развитие речевых умений  у дошкольников с речевой патологией, снижение у них отрицательных переживаний,  связанных с речевой не полноценностью, так же способствовали расширению знаний и умений дошкольников в области музыки, повышению интереса к музыкальному уголку и совершенствованию игровых умений для стимуляции самостоятельной музыкальной деятельности.

Организуя образовательную деятельность (Приложение Н) мы придерживались принципа интеграции музыки с другими образовательными областями: «Познание», «Знакомство с художественной литературой», «Художественное творчество». Нами проводилась следующая непосредственная образовательная деятельность: образовательная область «Художественное творчество» тема: «Весна в городе», образовательная область «Познание» тема: «Грачи прилетели». В ход, работы с детьми нами использовались следующие музыкальные произведения для слушания, такие как: Э.Григ «Весна», П.И.Чайковский «Апрель», А.И.Хачатурян «Танец с саблями», «Военный марш» С.Прокофьев, И.С.Бах «Волынка», которые обогащали  эмоциональными впечатлениями детей, активизировали их интерес в ходе образовательной деятельности.

В рамках темы нашего исследования мы старались наладить сотрудничество с родителями. Родителям были даны практические рекомендации по использованию музыкальных произведений дома для развития эмоциональной сферы своих детей (Приложение П). Знакомство родителей на консультациях с различной наглядной информацией, с теоретическими и практическими вопросами музыкального воспитания, развития самостоятельной музыкальной деятельности детей-логопатов способствовало повышению у родителей интереса к данной проблеме. Родителям были представлены варианты художественных произведений, загадок и другой литературы  о музыкальных инструментах, которые  предлагалось использовать с детьми дома, а так же необычные варианты изготовления музыкальных инструментов из бросового материала. Была дана информацию о возможных вариантах игр и упражнений для развития интереса детей к музыке, предложена музыкальная фонотека.

Таким образом, анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что построенная система работы по развитию самостоятельной музыкальной деятельности детей-логопатов средствами развивающей музыкальной среды, позволила совершенствовать музыкальные умения и навыки, развивать музыкальные способности, а также строить взаимоотношения со сверстниками, развивать коммуникативные навыки, речевые умения. 

 

2.3 Оценка эффективности экспериментальной работы по           развитию самостоятельной музыкальной деятельности

 

Для проверки, проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента, был проведен контрольный этап.

Цель: проверка эффективности разработанного плана-проекта, направленного на развитие самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы средствами развивающей музыкальной среды.

Задача контрольного эксперимента состояла в выявлении динамики уровня развития самостоятельной музыкальной деятельности у старших дошкольников логопедической группы.

На данном этапе эксперимента использовался тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Результаты наблюдений за детьми оформлены в протоколы (Приложение Р). Итоговые результаты исследования особенностей использования ребенком музыки в самостоятельной музыкальной деятельности на контрольном этапе представлены в таблице.

Таблица 5- Диагностика особенностей использования ребенком музыки в самостоятельной музыкальной деятельности

№ п/п

Ф.И. ребенка

Характер выполнения задания

Уровень

1.

Никита Б.                                         

Музыку использует редко, активно подключается к другим детям, иногда вступает организатором, материал постоянный.

средний

2.

Алена М.  

Обращается чаще, активно подключается к другим детям иногда выступает организатором, материал использует постоянный.

средний

3.

Дима П.                                   

Музыку использует редко, подключается к другим детям, индифферентен, материал использует однообразный.

низкий

4.

Дарина П. 

Редко проявляет музыкальные инициативы, подключается к инициативе детей, выступает организктором музыкальный материал постоянный.

средний

5.

 Маша Н.                                      

Музыку использует чаще, активно подключается к другим детям, материал постоянен.

средний

6.

Лера Б.

Обращается чаще, подключается к другим детям, материал постоянен иногда варьируется от ситуации.

средний

7.

Соня С.                                  

Использует музыку достаточно часто, подключается к другим детям и проявляет собственную инициативу, материал постоянен иногда варьируется от ситуации.

высокий

8.

Илья С.

Музыку использует редко или  не использует, индифферентен иногда подключается к другим детям, материал использует чаще однообразный.

низкий

9.

Ира Д.   

Достаточно часто обращается к музыке, подключается к другим детям и выступает инициатором, постоянный материал, иногда варьируется в зависимости от ситуации

высокий

10.

Артем В.

Использует достаточно часто, подключается к другим детям, и выступает организатором, использует как постоянный материал, так и варьирующийся.

высокий


 

В ходе данной диагностики было выявлено, что высокий уровень использования детьми музыки в самостоятельной музыкальной деятельности имеют 3 ребенка (30%), средний уровень имеют 5 детей (50%), а низкий уровень наблюдался у 2 детей (20%). Дети чаще стали использовать музыку по собственной инициативе  и во взаимодействии со взрослыми, предлагая дома прослушать понравившуюся музыку, которая звучала в группе; изготовить дома музыкальные инструменты из бросового материала. Так же дети стали чаще обращаться к музыке в ходе таких видов деятельности как: игровая (просили включать музыку в ходе сюжетно-ролевых игр), индивидуальная продуктивная деятельность. Очень нравилось дошкольникам рисовать под музыку определенного характера (М. Мусоргский цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», П.Чайковский цикл «Времена года»). Используемый музыкальный материал стал более разнообразным и варьировался в зависимости от ситуации. Итоговые результаты на констатирующем и контрольном этапах представлены в диаграмме.

              констатирующий                       контрольный

                         этап                                         этап

Рисунок 5 Сравнительные результаты изучения особенностей использования ребенком музыки в самостоятельной музыкальной деятельности на констатирующем и контрольном этапах

В результате индивидуальной беседы (Приложение С) мы выяснили, что дети проявляют положительное отношение, интерес к музыке: «Да, мне нравится музыка, потому что она красивая», «Я люблю музыку, потому что там поют» (Соня С.). Детям также доставляла удовольствие музыка, которая звучала в группе, во время утреннего приема («Всем советуем дружить» В. Герчик): «Да, было бы хорошо, если  бы звучала музыка» (Артем В.), «Хотелось бы, потому что с музыкой веселее» (Дима П.). Большой интерес дети стали проявлять к исполнительству, а не к пассивному восприятию музыки: «Люблю слушать, как играет флейта «Музыка ветра», танцевать» (Никита Б.), «Я  люблю петь с девочками и слушать музыку с мамой» (Маша Н.), «Мне нравится играть с инструментами» (Дарина П.). Дети стали использовать музыкальные инструменты в ходе самостоятельной и игровой деятельности. Причем отдавали предпочтение разным инструментам.

В диагностической ситуации «Музыкальная пограй-ка» дети демонстрировали свою увлечённость музыкальными видами деятельности. Результаты выявления степени выраженности потребности ребенка в музыкальных видах деятельности представлены в таблице.

Таблица 6- Диагностика выявления степени выраженности потребности ребенка в музыкальных видах деятельности

№ п/п

Ф.И. ребенка

Характер выполнения задания

Уровень

1.

Никита Б.                                         

Привлекли музыкальные инструменты, продолжительная увлеченность трещоткой, самостоятельная занятость играми- предметами.

средний

2.

Алена М.  

Привлекли музыкальные инструменты, увлеченное продолжительной музицирование на треугольнике, самостоятельная занятость играми- предметами.

средний

3.

Дима П.                                   

Заинтересованность музыкальными инструментами, продолжительная увлеченность маракасами.

низкий

4.

Дарина П. 

Привлекли музыкальные инструменты, продолжительная увлеченность колокольчиками, самостоятельная увлеченная занятость играми- предметами.

высокий

5.

 Маша Н.                                      

Привлекли музыкальные инструменты, продолжительная увлеченность металлофоном, самостоятельная занятость играми- предметами.

средний

6.

Лера Б.

Привлекли музыкальные инструменты, проб-ное музыцирование на ложках, музыкальной коробочке самостоятельная занятость играми- предметами

средний

7.

Соня С.                                  

Привлекли музыкальные инструменты, продолжительная увлеченность треугольником, металлофоном самостоятельная  увлеченная занятость играми- предметами.

высокий

8.

Илья С.

Заинтересованность музыкальными инструмен-тами, продолжительная увлеченность трещоткой.

низкий

9.

Ира Д.   

Привлекли музыкальные инструменты, пробное музицырование на треугольнике, колокольчиках самостоятельная  увлеченная занятость играми- предметами.

высокий

10.

Артем В.

Привлекли музыкальные инструменты, продолжительное музицырование на  ложках, трещотке, самостоятельная  увлеченная занятость играми- предметами.

средний


 

По итогам мы можем сделать вывод, что высокий уровень наблюдается  у 4 детей (40 %), средний уровень у 4 детей (40 %), а низкий уровень потребности в музыке  так же у 2 детей (20%). При проведении диагностики мы выяснили, что дети стали проявлять инициативу в организации музыкально-игровой деятельности, самостоятельном использовании музыкальных, музыкально-дидактических  игр. Дети придумывали различные импровизации, и использовали уже знакомые ритмические игры («Придумай свой стук», «Песенка часов» и др.). Музицирование большинства детей было увлеченным и продолжительным. По итогам двух этапов диагностической методики составлена диаграмма. Сравнительные результаты развития интереса к музыкальным видам деятельности представлены в диаграмме.

           констатирующий                         контрольный

                  этап                                           этап

Рисунок 6 Динамика развития интереса к музыкальным видам деятельности на констатирующем и контрольном этапах

Результаты контрольного этапа диагностического обследования по двум диагностическим методикам приведены в  сводной таблице.

Таблица 7- Результаты диагностик на контрольном этапе эксперимента

№ п/п

Ф.И. ребенка

Методика 1

Методика 2

Итоговый уровень

1.

Никита Б.                                         

Средний

Средний

Средний

2.

Алена М.  

Средний

Средний

Средний

3.

Дима П.                                   

Низкий

Низкий

Низкий

4.

Дарина П. 

Средний

Высокий

Средний

5.

 Маша Н.                                      

Средний

Средний

Средний

6.

Лера Б.

Средний

Средний

Средний

7.

Соня С.                                  

Высокий

Высокий

Высокий

8.

Илья С.

Низкий

Низкий

Низкий

9.

Ира Д.   

Высокий

Высокий

Высокий

10.

Артем В.

Высокий

Высокий

Высокий

Информация о работе Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической