Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть возможности использования развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы.
Объект исследования: процесс развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Диплом Попова 2.doc

— 552.00 Кб (Скачать)

По мнению авторов программы, созданные руками детей необычные музыкальные игрушки-инструменты найдут своё применение и в музыкальных уголках группы. Следовательно, она может активно использоваться для организации самостоятельной игровой и музыкальной деятельности, совместной деятельности воспитателей и детей.

Специализированные программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного  вида предназначены для организации необходимой коррекционной и общеобразовательной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, в том числе и речевом. 

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет)» Н. В. Нищевой [30], рассчитана на пребывание ребенка с общим недоразвитием речи в логопедической группы ДОУ с четырехлетнего возраста.

Цель программы: построить систему коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образования и родителей дошкольников.

Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дается возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Раздел программы «Креативное развитие», включает направление - музыкальное развитие. Руководство работой в этом направлении осуществляют воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед. Важной её особенностью является организация среды, в том числе и музыкальной развивающей среды в логопедическом кабинете, группе и ДОУ в целом.

Всю работу по музыкальному воспитанию авторы рекомендуют проводить в тесном контакте с изобразительной деятельностью, музейной педагогикой, театрализованной деятельностью, ритмопластикой и развитием речи.

Таким образом, в ходе анализа современных комплексных, парциальных и специализированных программ дошкольного образования, было выявлено, что все они отвечают требованиям ФГТ. Роль совместной и самостоятельной музыкальной деятельности в содержании вышеуказанных программ значительно увеличена. Если говорить о парциальных программах по музыкальному воспитанию, то наиболее эффективна для включения воспитателя в организацию самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе детского сада программа «Звук-волшебник» Т.Н.Девятовой[6]. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет)», предусматривает творческое развитие дошкольников и большое внимание авторы уделяют организации предметно-пространственной развивающей среды, взаимодействию специалистов.

 

1.4 Особенности построения музыкальной развивающей среды

в логопедической группе

 

В современной педагогике существует понятие «развивающая среда», под которым понимается не только предметное наполнение. Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребёнку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Её влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Важно помнить, что изолировать ребенка от среды нельзя. Всякое стремление взрослых «посадить ребенка под колпак», оградить от социальной среды, как бы оно ни проявлялось, чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении вей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния. С годами человек овладевает умением фильтровать его, интуитивно поддаваться одним воздействиям и уклоняться от других влияний. Для маленького ребёнка таким фильтром до определенного возраста служит взрослый. Среда может сдерживать развитие, а может и активизировать его, но быть безучастной к развитию не может.

В психологическом словаре П.С Гуревич понятие развивающая среда трактует как «единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребёнка» [24, с.372].

Развивающая предметная среда, по мнению Е.С. Рацапевич - это «система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка» [25, c.454].

В свою очередь  С.Л. Новоселова [22], рассматривает развивающую предметную среду, как систему материальных объектов деятельности, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика.

Рассматривая близкие по смыслу понятия мы обратили внимание на такие, как: «среда воспитания - совокупность природных и социально-бытовых условий в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Она включает в себя среду класса, школы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная и оптимальная, при которой общие правила коллективной жизни и окружения не ограничивают развитие у детей самостоятельности и творчества» [24, с.380].

«Педагогическая среда - специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг другу» [25, с.447].

В данных определениях «предметная среда» выступает в узком смысле своего значения, как средовое пространство, заполненное предметами быта, мебели, игрушками, живя среди которых ребёнок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Н. В. Микляева, в свою очередь, так же рассматривает предметно-пространственную среду развития воспитанников детского сада как  «организацию пространства и использование детской мебели, игрушек и предметов, физкультурного оборудования и другого оснащения групп и детского сада в соответствии с целями безопасности и психологического благополучия каждого ребенка, амплификации (обогащения) условий его развития, что предполагает гибкое и вариантное использование пространства, уход от устаревшего подхода, связанного с жесткой функциональной закрепленностью зон и уголков внутри помещений и участков [19, с.136].

Важную роль в развитии ребёнка, воспитании его культуры, усиленном усвоении им творческой деятельности отводила среде Е.А.Флерина [32]. При этом она имела в виду материальную среду, включая в неё всё вещественное, окружающее ребёнка и воздействующее на его органы чувств. Говоря о необходимости организации среды, отвечающей возрастным возможностям детей, задачам воспитания ребенка, она считала важным организовать взаимодействие ребёнка с окружающей средой, что по её мнению, формирует творческую активность ребенка.

А.Г.Гогоберидзе даёт определение  музыкально-обогащённой среде: «предметно-развивающая среда группы, обогащённая музыкальным и песенным материалом, позволяющим ребёнку накапливать музыкальный и практический опыт, стимулирующая развитие самостоятельности, влияющая на становление индивидуальной музыкальной субкультуры»[5, с.404].

В логопедических группах детского сада большинство воспитанников имеют речевые проблемы. При этом нарушено формирование всех компонентов речевой и смысловой стороны, при сохранном слухе и интеллекте. Без пристального внимания к развитию сторон речи: эмоциональной, звуковой, ритмической и т.п., формированию личностных качеств: активности, самостоятельности, инициативы, невозможно преодоление таких проблем, как  замкнутость, трудности взаимодействия со взрослыми и сверстниками, неуверенность в своих возможностях, заниженная самооценка. По мнению Т.В. Пятницы [26], это обуславливается снижением коммуникативной направленности их речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: недостаток устойчивости внимания и ограниченность возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается на развитии памяти. Снижена вербальная память и продуктивность запоминания. У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития, как отмечает Т.В. Пятница [26], обуславливает некоторые специфические особенности мышления детей-логопатов. У них отстаёт в развитии наглядно-образное мышление, без специального обучения с трудом идёт овладение анализом, синтезом, сравнением. Иногда для них характерна ригидность мышления, наблюдается плохая координация сложных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения, прослеживается моторная неловкость.

В силу вышеназванных проблем детей-логопатов, в организации развивающей музыкальной среды группы особое внимание уделяется организации в первую очередь речевой среды, которая находит своё отражение в любой спланированной и организованной зоне группового пространства.

Под речевой развивающей средой И. Колосова [11] понимает не только предметное окружение. Важно, отмечает учёный, чтобы она была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребёнка.

Речевая развивающая среда дошкольного образовательного учреждения развивается как фактор, сдерживающий и активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому, создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, уровень их речевого развития, интересы, способности и многое другое.

На основе анализа психолого-педагогических исследований в качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения И. Колосова [11] выделяет следующие:

  • речь педагога дошкольного образовательного учреждения;
  • методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;
  • специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Все выше перечисленные особенности педагог должен учитывать и при построении музыкальной развивающей среды группы, ориентированой на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды. Н.В. Микляева[19], предлагает педагогам использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект, это: показ предмета и его название, показ действий с предметами и их название, предоставление детям свободы выбора действий и экспериментирование.

Музыкальная предметно-развивающая среда, в свою очередь, в группах организуется по трем основным блокам:

  • восприятие музыки;
  • воспроизведение музыки;
  • музыкально-творческая деятельность.

Источниками самостоятельной музыкальной деятельности детей, по мнению Г.А.Прасловой [23], служат непосредственно образовательная деятельность, праздники, развлечения, а также предметно-пространственная музыкальная среда дошкольного учреждения (зоны самостоятельной музыкальной деятельности: музыкальные уголки, «музыкальные гостиные», музыкально-изобразительные, музыкально-театральные студии, звуковое оформление группы, детского сада и т.д.).

Все пособия и оборудование Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман [4] предлагают разделить на два типа:

  • требующие участия педагога — аудиовизуальные средства (диафильмы, диапозитивы, аудио- и видеозаписи) и технические (радио, телевизор);
  • используемые детьми самостоятельно — инструменты (металлофоны, цитры, триолы и др.), настольные музыкально-дидактические игры, комплекты различных кукольных театров, элементы костюмов, атрибуты, художественные игрушки.

Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста желательно строить на сюжетной основе, в старших – на дидактической. Музыкальная предметная среда, по мнению Н.Г.Кононовой [13], должна быть сомаштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух, творческие способности. Музыкально-дидактические игры должны быть красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей.

В свободное время дети любят играть на музыкальных инструментах. В младших группах в музыкальном уголке могут быть ударные инструменты: бубны, барабаны, погремушки, маракасы; духовые: флейта, дудочка и др. Начиная со средней группы к пере-численным инструментам добавляется металлофон, ксилофон, кларнет, детские пианино, рояли, треугольники, музыкальные молоточки и др., на которых дети исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут сочинить и свои. Кроме того, музыкальные инструменты используются в музыкально-дидактических играх.

Для старших дошкольников в музыкальный уголок кроме перечисленного, можно добавить духовые гармоники, баян, аккордеон, скрипку, гитару и др. Нужно следить, чтобы дети бережно относились к детским музыкальным инструментам, находящимся в музыкальном уголке, вовремя их ремонтировать. Духовые инструменты должны использоваться индивидуально, а в случае необходимости передачи другому ребёнку мундштук обрабатывается спиртовым раствором.

Информация о работе Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической