Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть возможности использования развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы.
Объект исследования: процесс развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Диплом Попова 2.doc

— 552.00 Кб (Скачать)

Ребенок при сенсорной  алалии понимает отдельные слова, но теряет их значение на фоне развернутого высказывания, не понимает инструкции, слова вне конкретной ситуации. В случае грубых нарушений ребенок совсем не понимает речи окружающих, не дифференцирует шумы неречевого характера. При сенсорной алалии грубо искажена и экспрессивная речь. Наблюдается феномен отчуждения смысла слов, эхолалия (механическое повторение слов и фраз за говорящим), иногда — бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов (логоррея). Характерна повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за собственной речью.

Заикание — расстройство темпа, ритма и плавности речи, обусловленное возникновением судорожных спазмов в мышцах, которые участвуют в акте речи. Основной феномен заикания — судорога.

Симптоматику заикания составляют две группы симптомов:

• физиологические симптомы — судороги, нарушения центральной  нервной системы, физическая ослабленность, нарушения общей и речевой  моторики;

• психологические симптомы — речевые запинки, другие сопутствующие речевые нарушения (ОНР, дислалия, дизартрия и др.), фиксированность на дефекте, уловки, логофобия (боязнь речи).

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Выделяют основные проявления, характеризующие это состояние.

1. Недифференцированное  произношение пар или групп  звуков. В этих случаях один  и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.

2. Замена одних звуков  другими, имеющими более простую  артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития.

3. Смешение звуков. Это  явление характеризуется неустойчивым  употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дельнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объёма памяти, ошибкам к запоминанию, трудностям в овладении письмом (дисграфия), несформированности счётных операций, слабому овладению грамматикой. [31]

Для обеспечения нормального развития ребёнка в целом в систему работы рекомендуется включать задания, направленные на развитие когнитивных процессов: памяти внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития (формирование мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса, познавательной активости и мотивационной сферы).

В развитии музыкальных способностей у детей с речевой патологией как отмечает Т.Б.Филичева, у детей наблюдаются следующие проблемы:

  • «дети не справляются с пропеванием звука;
  • плохо запоминают тексты песен, их названия;
  • плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания;
  • недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом;
  • затрудняются в передаче ритмического рисунка» [33, с.160].

Следовательно, при освоении образовательной области «Музыка» музыкальным руководителем и воспитателем учитываются эти особенности и широко применяются следующие методы и приёмы работы с детьми:

  • упражнения для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства»;
  • игры с пением и хороводы;
  • музыкально-дидактические игры;
  • ритмические  игры с заданиями на ориентировку в пространстве;
  • упражнения на различение музыкальных звуков по высоте;
  • распевки на автоматизацию звуков;
  • слушание музыкальных произведений (начиная с контрастных по характеру).

Следовательно, для детей с речевой патологией необходима целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по освоению различных образовательных областей. Музыка, являясь искусством эмоционально насыщенным и наиболее доступным для понимания, становится эффективным средством развития и коррекции проблем детей логопатов. Активизация самостоятельной музыкальной деятельности  у данных детей не только будет содействовать развитию музыкальных способностей и психических процессов. Возникая по инициативе дошкольников, она может стать стимулом развития коммуникативных компетенций и других навыков взаимодействия в детском коллективе и в дальнейшем в социуме.

 

1.3 Современные образовательные программы о развитии

самостоятельной музыкальной деятельности

 

Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, по мнению Е.А. Дубровской [8] особенно привлекательны для ребёнка старшего дошкольного возраста. Благодаря музыке в нём пробуждается представление о возвышенном, прекрасном и не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывать не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе. Так формируется полноценная личность, человек способный чувствовать и сострадать.

В условиях вариативности и полипрограммности при отборе наиболее эффективных программ дошкольного образования для организации самостоятельной музыкальной деятельности мы руководствовались Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ). Важность объекта нашего исследования, самостоятельной музыкальной деятельности, в соответствии с ФГТ была обозначена во введении курсовой работы.

При анализе комплексных и парциальных программ дошкольного образования нами обращалось особое внимание на следующие положения ФГТ:

  • учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями  воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасты формах работы с детьми.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра[31].

Согласно ФГТ содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение, цели развития музыкальности детей способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

  • развитие музыкально-художественной деятельности;
  • приобщение к музыкальному искусству [31].

Реализующихся в соответствующих средах:

  • эстетическая развивающая, предметная и игровая среды;
  • экологическая предметно-развивающая среда.

В планируемых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования мы выделили следующие показатели:

  • любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • эмоционально реагирует на произведения музыкального искусства;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • ребёнок может принять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения задач, способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, музыке и др. [31]

Выше обозначенные показатели ещё раз доказывают актуальность нашего исследования и важность развития самостоятельной в том числе и музыкальной деятельности. Именно с этих позиций мы будем оценивать комплексные и парциальные программы дошкольного образования.

«Детство», примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой [7].

Данная программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а так же задач воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Образовательные процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастным возможностями и особенностями воспитанников.

В основной части программы представлено содержание работы в четырех возрастных группах, отражающая особенности возраста, общие задачи воспитания и развития, требования к предметно-развивающей среде.

В образовательной области «Музыка» среди задач в области музыкального исполнительства-импровизации, творчества выделяются следующие:

    • стимулировать  самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок;
    • развивать у детей умения сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности.

Центральное место в организации опыта освоения образовательной области отводится:

  • диагностике интересов и избирательных предпочтений детей;
  • обогащение музыкой других видов детской деятельности;
  • использование музыкально-дидактических игр в организации совместной и самостоятельной деятельности дошкольников;
  • созданию музыкально обогащенной предметно-развивающей среды.

В программе «Истоки» Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук, К.В.Тарасова. Л.Ф.Обухова, С.Л.Новоселова, Т.И.Алиева [10] основной лейтмотив – уход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребёнка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и  родителями.

В программе большое внимание уделяется игре, как специфической деятельности, которая неоднородна. Каждый вид игры выполняет свои функции в развитии ребёнка. В рамках интеграции образовательных областей в разделе «Эстетическое развитие» (музыка) в задачах развития мы отмечаем: «Поддерживать желание детей передавать музыкальное настроение произведения в рисунке» [10,с.235]

«От рождения до школы» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [21], которая построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование душевных и общечеловеческих ценностях, а также способностей   интегративных качеств. В программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Программа строится на принципе культуросообразности, особая роль в ней уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

В данной программе предметно-развивающая среда, в том числе и музыкальная,  является одним из важнейших элементов в организации жизни и деятельности детей. Предусматривается необходимость в создании условий для их самостоятельной активности.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

  • развитие музыкально-художественной деятельности;
  • приобщение к музыкальном искусству.

Реализация данных задач осуществляется во всех видах музыкально-художественной деятельности: слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах.

Парциальные программы дошкольного образования предназначены для углубленного изучения какой-либо образовательной области. В первую очередь, что касается образовательной области «Музыка», их реализуют музыкальные руководители, организующие процесс музыкального воспитания в детском саду и оказывающие необходимую консультативную помощь в этом направлении воспитателям. Следовательно мы будем рассматривать те парциальные программы, в реализацию которых в большей степени может включаться воспитатель, в первую очередь обращая внимание на организацию самостоятельной музыкальной деятельности.

В программе  «Звук-волшебник» Т.Н.Девятовой[6]  основная цель – развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.

Процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов, ярко представленный в программе, помогает педагогу решить важные задачи:

  • расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;
  • способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая его индивидуальные возможности;
  • вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;
  • поддерживать инициативу и стремление к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах.

Информация о работе Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической