Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть возможности использования развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы.
Объект исследования: процесс развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Диплом Попова 2.doc

— 552.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на первый план вместо учебной деятельности, организуемой в форме занятий, выходят совместная деятельность с воспитателем и самостоятельная  деятельность детей. Тем самым самостоятельной деятельности отдаётся ведущая роль в развитии ребёнка-дошкольника.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей - одна из форм выражения потребностей в музыке, характеризующаяся обращением к ней по собственной инициативе, без внешних побуждений. При этом общение ребенка с музыкой отличается увлечённостью и заинтересованным характером.

Развивающая предметно-игровая среда - важный компонент развития ребёнка. Отсутствие предметов ведет к депривации его личности. В дошкольном возрасте в деятельности с предметами формируются качества и свойства психики, определяющие характер поведения ребенка, его отношение ко всему происходящему, к самому себе.

Учитывая это, предметно-развивающее пространство организуется для удовлетворения потребностей ребёнка в самопознании, как логическое продолжение непосредственно образовательной деятельности и других форм сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками.

Организуя развивающую предметно-пространственную музыкальную среду педагог создает условия для:

- практического воплощения детьми своих игровых замыслов;

  • установления общих связей между непосредственно образовательной деятельностью в образовательной области «Музыка» и самостоятельным музицированием детей, поддержания инициативы детей в выполнении поисковых проблемных творческих заданий;
  • создания благоприятной эмоциональной атмосферы, способствующей раскрытию творческого потенциала детей, поощряющей их инициативу свободно применять ранее усвоенный музыкальный опыт в новых условиях;
  • формирования доброжелательных отношений между детьми, объединяющимися для самостоятельной музыкальной деятельности в небольшие группы по интересам и склонностям.

Характерными особенностями детей с нарушениями речи являются недостатки в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленные особенностями речевого дефекта. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонетико-фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй. Для детей этой категории характерны также специфическое отставание в формировании познавательной активности, сужение контактов с окружающими в силу неуверенности в собственных возможностях, наличие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью.

В специально организованной развивающей музыкальной среде ребёнок не только будет совершенствовать свои музыкальные умения и навыки, развивать музыкальные способности, но и строить взаимоотношения со сверстниками, развивать коммуникативные навыки, речевые умения и др., что особенно важно для детей с речевой патологией. Таким образом, выбор темы курсовой работы: «Влияние развивающей музыкальной среды на развитие самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы» вполне обоснован.

Цель исследования: рассмотреть возможности использования развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы.

Объект исследования: процесс развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.

Предмет исследования: развивающая музыкальная среда как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы.

Задачи исследования:

  1. на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть проблему организации самостоятельной музыкальной деятельности;
  2. проанализировать современные образовательные программы для организации самостоятельной музыкальной деятельности;
  3. определить особенности построения музыкальной развивающей среды в логопедической группе;
  4. провести опытно-экспериментальную работу по развитию самостоятельной музыкальной деятельности детей старшей логопедической группы с использованием музыкальной развивающей среды;
  5. проанализировать результативность данной деятельности.

Гипотеза: самостоятельная музыкальная деятельность старших дошкольников логопедической группы будет эффективно развиваться при следующих условиях:

  • коррекции музыкальной развивающей среды группы с целью стимулирования самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников;
  • активного включения музыкальной развивающей среды в совместную деятельность педагога и детей;
  • использования музыки и музыкальной развивающей среды в непосредственно образовательной деятельности при реализации различных образовательных областей;
  • объединения усилий воспитателей и музыкального руководителя для развития самостоятельной музыкальной деятельности.

 

 

 

Методы исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования: конспектирование, цитирование, тезирование, реферирование, выписки;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • педагогический эксперимент;
  • математическая обработка данных.

Теоретической основой нашей работы стали исследования: по проблеме организации самостоятельной музыкальной деятельности: Г.А. Прасловой, Е. А. Флериной,  Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой, В.А. Петровского, и проблеме построения музыкальной развивающей среды: С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Е. А. Флериной, Н.Г.Кононовой, Н. А. Ветлугиной, И. Колосовой, А.Г. Гогоберидзе.

Работа апробировалась в МДОУ-ЦРР №75 города Белгорода, в старшей логопедической группе № 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние развивающей музыкальной среды на

развитие самостоятельной музыкальной 

деятельности старших дошкольников

логопедической группы

 

 

1. Теоретические основы развития самостоятельной музыкальной

деятельности старших дошкольников в условиях логопедической

группы

 

1.1 Проблема организации самостоятельной музыкальной

деятельности в современной педагогической литературе

 

Организацию предметно пространственной среды для практического воплощения своих игровых замыслов Г.А.Праслова [23] отнесла к приемам косвенного руководства самостоятельной музыкальной деятельностью. Самостоятельную музыкальную деятельность детей она рассматривает как одну из форм выражения потребности в музыке, характеризующейся обращением к ней по собственной инициативе, без внешних побуждений.

В теории дошкольной педагогики, в психолого-педагогической литературе «самостоятельная деятельность определяется как комплекс элементов, связанных с направленностью и избирательностью действий, с волевой устремленностью, с качеством имеющихся у детей знаний, умений и опыта» [4,с.96].

Особенности самостоятельной художественной (в том числе и музыкальной) деятельности детей дошкольного возраста в разное время изучали учёные: Е. А. Флерина [33], Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман [4], О. П. Радынова, А. И. Катинене, М.Л. Палавандишвили [27],   и др. Исследования педагогов, психологов, музыкантов свидетельствуют о том, что источником возник-новения детского музицирования в дошкольном образовательном учреждении является, прежде всего, непосредственно образовательная деятельность в образовательной области «Музыка». Здесь дети разучивают репертуар  песен, игр, танцев.  Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Полученные знания  дети переносят в самостоятельную музыкальную деятельность.

Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье. Самые распространенные из них — это детские музыкальные радио- и телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование дисков и т. д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование. Мультфильмы с музыкальным сопровождением, занимательными персонажами вызывают у ребёнка желание повторять полюбившиеся ему песни.

Рассматривая виды самостоятельной музыкальной деятельности    Н. А. Ветлугина [4] предложила следующую классификацию, которая в первую очередь основана на основных видах детской музыкальной деятельности.

  1. Игры в «занятие музыкой». Играя, ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру непосредственно образовательной деятельности, поведение и интонации взрослых. Занятие музыкой в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на цитре, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т. д.).
  2. Игры в «музыкальный концерт». Дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего».
  3. Игры в «Оркестр». Для игры выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.
  4. Самостоятельно организуемые музыкально-дидактические игры. В самостоятельную  деятельность  дети   часто  включают  музыкально-дидактические   игры,   которые, по мнению Н.А.Ветлугиной [4],   развивают  у   ребят   способность   к   восприятию,   различению   основных   свойств   музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поёт», «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один ребёнок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную  мелодию на  металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и её ритм.
  5. Самостоятельное музыкальное восприятие. В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует проигрыватель, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.
  6. Инсценировки с использованием музыкальных инструментов. Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры. При этом отмечают: «Про лису надо играть мягко, про медведя — сильнее, он сердитый».
  7. Сюжетно-ролевые игры с использованием музыкального материала. В других сюжет-но-ролевых играх дети используют песни игры и танцы, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в «парад» мальчики поют «Барабан» М. Красева, барабанят и маршируют, меняя построение в каждом куплете песни (ходят по кругу змейкой, парами). Девочки укачивают кукол под знакомые им колыбельные песни. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.

Обобщая формы организации самостоятельной музыкальной деятельности, можно отметить две, наиболее часто встречающиеся:

    • сюжетно-ролевая игра, когда дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных, распределяют роли, и сюжет получает своё развитие;
    • игры-упражнения, во время которых ребёнок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальное движение.

Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман [4] определили структуру самостоятельной музыкальной деятельности.

  1. Возникновение художественных замыслов (цели) как проявление интересов ребёнка, продиктованных внутренними мотивами и обусловленных имеющимся музыкально-художественным опытом. Внешне это выражается в самостоятельном выборе ребёнком того или иного вида художественной деятельности, нахождении формы её организации, привлечении сверстников к участию, в установлении взаимоотношений и распределении ролей, в подготовке материальных условий к её осуществлению.
  2. Реализация замысла, которая определяется уровнем владения, способами переноса имеющегося опыта в новые условия, проявляется в применении адекватных приемов действий — воспроизводящих и творческих, ранее усвоенных, но видоизмененных детьми.
  3. Самостоятельные действия, стремление приблизиться к поставленной цели, совершенствование ребенком своих действий, высказываемые предположения по их дальнейшему развертыванию и окончанию.
  4. Самостоятельную деятельность детей Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман [4] предлагают разделить на внутренние действия (процессы восприятия, сравнения, различения, оценки в уме и т. п.) и на внешние (исполнительство, высказывания по поводу содержания музыки и т. д.). Соответственно этому строится и методика организации самостоятельной музыкальной деятельности.

Существуют определенные факторы, оказывающие влияние на её развитие:

  • обучение в непосредственно организованной деятельности, развивающее у ребёнка различные способы самостоятельных действий;
  • яркие впечатления от художественных зрелищ в детском саду, семье, социуме;
  • специальное оборудование, материалы, позволяющие самостоятельно пользоваться необходимыми инструментами, пособиями, дидактическими играми;
  • косвенные методы руководства и гибкий творческий подход педагога.

Информация о работе Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической