Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:28, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть возможности использования развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы.
Объект исследования: процесс развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на первый план вместо учебной деятельности, организуемой в форме занятий, выходят совместная деятельность с воспитателем и самостоятельная деятельность детей. Тем самым самостоятельной деятельности отдаётся ведущая роль в развитии ребёнка-дошкольника.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей - одна из форм выражения потребностей в музыке, характеризующаяся обращением к ней по собственной инициативе, без внешних побуждений. При этом общение ребенка с музыкой отличается увлечённостью и заинтересованным характером.
Развивающая предметно-игровая среда - важный компонент развития ребёнка. Отсутствие предметов ведет к депривации его личности. В дошкольном возрасте в деятельности с предметами формируются качества и свойства психики, определяющие характер поведения ребенка, его отношение ко всему происходящему, к самому себе.
Учитывая это, предметно-развивающее пространство организуется для удовлетворения потребностей ребёнка в самопознании, как логическое продолжение непосредственно образовательной деятельности и других форм сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками.
Организуя развивающую предметно-пространственную музыкальную среду педагог создает условия для:
- практического воплощения детьми своих игровых замыслов;
Характерными особенностями детей с нарушениями речи являются недостатки в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленные особенностями речевого дефекта. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонетико-фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй. Для детей этой категории характерны также специфическое отставание в формировании познавательной активности, сужение контактов с окружающими в силу неуверенности в собственных возможностях, наличие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью.
В специально организованной развивающей музыкальной среде ребёнок не только будет совершенствовать свои музыкальные умения и навыки, развивать музыкальные способности, но и строить взаимоотношения со сверстниками, развивать коммуникативные навыки, речевые умения и др., что особенно важно для детей с речевой патологией. Таким образом, выбор темы курсовой работы: «Влияние развивающей музыкальной среды на развитие самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы» вполне обоснован.
Цель исследования: рассмотреть возможности использования развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы.
Объект исследования: процесс развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.
Предмет исследования: развивающая музыкальная среда как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы.
Задачи исследования:
Гипотеза: самостоятельная музыкальная деятельность старших дошкольников логопедической группы будет эффективно развиваться при следующих условиях:
Методы исследования:
Теоретической основой нашей работы стали исследования: по проблеме организации самостоятельной музыкальной деятельности: Г.А. Прасловой, Е. А. Флериной, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой, В.А. Петровского, и проблеме построения музыкальной развивающей среды: С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Е. А. Флериной, Н.Г.Кононовой, Н. А. Ветлугиной, И. Колосовой, А.Г. Гогоберидзе.
Работа апробировалась в МДОУ-ЦРР №75 города Белгорода, в старшей логопедической группе № 9.
Влияние развивающей музыкальной среды на
развитие самостоятельной
деятельности старших
логопедической группы
1. Теоретические основы развития самостоятельной музыкальной
деятельности старших дошкольников в условиях логопедической
группы
1.1 Проблема организации самостоятельной музыкальной
деятельности в современной педагогической литературе
Организацию предметно пространственной среды для практического воплощения своих игровых замыслов Г.А.Праслова [23] отнесла к приемам косвенного руководства самостоятельной музыкальной деятельностью. Самостоятельную музыкальную деятельность детей она рассматривает как одну из форм выражения потребности в музыке, характеризующейся обращением к ней по собственной инициативе, без внешних побуждений.
В теории дошкольной педагогики, в психолого-педагогической литературе «самостоятельная деятельность определяется как комплекс элементов, связанных с направленностью и избирательностью действий, с волевой устремленностью, с качеством имеющихся у детей знаний, умений и опыта» [4,с.96].
Особенности самостоятельной художественной (в том числе и музыкальной) деятельности детей дошкольного возраста в разное время изучали учёные: Е. А. Флерина [33], Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман [4], О. П. Радынова, А. И. Катинене, М.Л. Палавандишвили [27], и др. Исследования педагогов, психологов, музыкантов свидетельствуют о том, что источником возник-новения детского музицирования в дошкольном образовательном учреждении является, прежде всего, непосредственно образовательная деятельность в образовательной области «Музыка». Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Полученные знания дети переносят в самостоятельную музыкальную деятельность.
Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье. Самые распространенные из них — это детские музыкальные радио- и телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование дисков и т. д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование. Мультфильмы с музыкальным сопровождением, занимательными персонажами вызывают у ребёнка желание повторять полюбившиеся ему песни.
Рассматривая виды самостоятельной музыкальной деятельности Н. А. Ветлугина [4] предложила следующую классификацию, которая в первую очередь основана на основных видах детской музыкальной деятельности.
Обобщая формы организации самостоятельной музыкальной деятельности, можно отметить две, наиболее часто встречающиеся:
Н. А. Ветлугина и А. В. Кенеман [4] определили структуру самостоятельной музыкальной деятельности.
Существуют определенные факторы, оказывающие влияние на её развитие: