Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:28, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть возможности использования развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников логопедической группы.
Объект исследования: процесс развития самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.
Высокий уровень отсутствует; средний уровень был выявлен у 4 детей; низкий уровень потребности в музыке у 6 детей. При проведении диагностики мы выяснили, что игры с музыкальными инструментами не являются для детей любимым занятием, в основном интерес проявляется в виде продолжительной увлеченности инструментом; пробным музицированием на нескольких музыкальных инструментах и реже выступают в форме осознанного увлеченного и продолжительного музицирования на одном- двух инструментах. Итоговые результаты диагностики представлены в диаграмме.
Рисунок 2 Результаты выявления степени выраженности потребности детей в музыкальных видах деятельности на констатирующем этапе
На основе данных полученных по двум диагностическим методикам на констатирующем этапе эксперимента, мы составили сводную таблицу.
Таблица 4- Результаты диагностического обследования детей на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Методика 1 |
Методика 2 |
Итоговый уровень |
1. |
Никита Б. |
низкий |
низкий |
низкий |
2. |
Алена М. |
средний |
средний |
средний |
3. |
Дима П. |
низкий |
низкий |
низкий |
4. |
Дарина П. |
средний |
средний |
средний |
5. |
Маша Н. |
низкий |
низкий |
низкий |
6. |
Лера Б. |
средний |
низкий |
средний |
7. |
Соня С. |
средний |
низкий |
средний |
8. |
Илья С. |
низкий |
низкий |
низкий |
9. |
Ира Д. |
средний |
средний |
средний |
10. |
Артем В. |
средний |
средний |
средний |
Итоговый уровень по двум методикам на констатирующем этапа эксперимента представлен в диаграмме.
Рисунок 3 Сводные результаты выявления уровня использования ребенком музыки в самостоятельной музыкальной деятельности и потребности ребенка в музыкальных видах деятельности
Высокий уровень у детей отсутствует. Со средним уровнем уровня развития самостоятельной музыкальной деятельности было выявлено 6 детей (60%). Данные дети характеризуются большей направленностью к музыкальной деятельности, частотой музыкальных инициатив. Используемый ими музыкальный материал достаточно постоянен и редко варьируется в зависимости от ситуации. В игре с музыкальными инструментами дети в большей степени проявляли увлеченное и продолжительное музицирование на одном- двух инструментах.
Несмотря на то, что музыка является одним наиболее доступных для детского творчества и проявления самостоятельности искусством, нами был зафиксирован низкий уровень выраженности потребности и использования ребенком музыки в самостоятельной музыкальной деятельности. Этому уровню соответствует 4 ребёнка (40%). Дети не проявляют большого интереса к звучащей музыке и музыкальной среде группы. Они достаточно индифферентны, используют в основном однообразный музыкальный материал (музыка, которую слушают дома взрослые ). Музыкально-дидактическим играм предпочитают другие виды деятельности: подвижные и сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Заправка», «Кафе», разыгрывание сюжетов любимых мультфильмов и сказок.
Анализ особенностей развивающей среды группы проводился по предложенной А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской Методике №3 (Приложение Е). В ходе изучения предметно-развивающей среды группы заполнялась таблица, в которой фиксировались показатели особенностей развивающий среды группы и оформлялись протоколом (Приложение Ж). Результаты изучения предметно-развивающей среды группы для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей представлены в диаграмме.
Рисунок 4 Результаты анализа развивающей среды группы
В ходе диагностики развивающей среды группы были получены следующие результаты: 50% показателей были полностью отражены в среде группы, так же 50% показателей были отражены частично. В групповой комнате присутствует музыкальный уголок, в котором представлены разнообразные музыкальные инструменты, но основная часть – это музыкальные игрушки и их количества недостаточно для включения всех детей в самостоятельную музыкальную игровую деятельность. Это является одной из причин низкого внимания детей к уголку, вторая причина - недостаточность необходимых умений и навыков звукоизвлечения, организации игровой деятельности в данной развивающей зоне. Запас музыкально-дидактических игр в групповой комнате не пополняется, педагогами группы недостаточное внимание уделяется работе по привлечению детей в музыкальный уголок. Цель диагностики- анализ особенностей развивающей среды группы.
Таким образом, анализируя данные констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о неполном соответствии музыкальной развивающей среды современным требованиям и, как следствие, отсутствии у детей интереса к ней, необходимых умений и навыков. Педагогами группы недостаточно уделяется внимание вовлечению детей в данную зону. Запас музыкально-дидактических игр не обновляется и не пополняется. Необходимо организовать работу по расширению музыкальной предметно-развивающей среды группы. С детьми необходима работа по расширению запаса знаний и музыкальных впечатлений, содействие созданию необходимых условий в семье.
2.2 Реализация проекта по развитию самостоятельной музыкальной
деятельности средствами развивающей музыкальной среды
На основании данных полученных на констатирующем этапе эксперимента мы, определили объем развивающей работы.
Практическая работа по развитию самостоятельной музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы средствами развивающей музыкальной среды осуществлялась в рамках формирующего этапа эксперимента.
Развитие самостоятельной музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы средствами развивающей музыкальной среды, является важной составляющей музыкального воспитания и развития, формирования основ музыкальной культуры как части общей культуры.
Разработанный и реализованный в ходе эксперимента проект содержит пять основных блоков:
1 блок «Предметно-развивающая среда»
2 блок «Совместная деятельность воспитателя с детьми»
3 блок «Самостоятельная деятельность детей»
4 блок «Непосредственная образовательная деятельность»
5 блок «Работа с родителями и педагогическим коллективом»
Материалы подобраны с учетом возраста детей старшего дошкольного.
Реализация данных блоков обеспечит создание необходимых условий для развития самостоятельной музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы средствами развивающей музыкальной среды.
План- проект
№п\п |
Название |
Программное содержание |
1. Блок Предметно-развивающая среда | ||
1. |
Методическое сопровождение самостоятельной деятельности: Картотека предметных картинок: «Музыкальные инструменты» и инструменты.
Наглядное пособие «Музыкальный альбом»
Наглядное пособие «Портреты композиторов»
Книга «Рассказы и сказки о музыке и музыкальных инструментах», «Книжка-раскраска»
Танцевальные атрибуты Музыкальный театр «Музыкальная капель» |
Задачи: воспитывать интерес к музыкальным инструментам, желание самостоятельно манипулировать с ними, осваивать способы звукоизвлечения.
Задачи: воспитывать у детей интерес к музыкальным произведениям; формировать музыкальный вкус, определенную музыкальную направленность; содействовать развитию самостоятельной музыкальной деятельности у детей.
Задачи: воспитывать интерес к музыке; совершенствовать музыкально-образовательную деятельность, стимулировать познавательную активность.
Задачи: способствовать расширению знаний о музыкальных инструментах; стимулировать развитие самостоятельной музыкальной деятельности.
Задачи: развивать мелкую моторику, чувство ритма; воспитывать у детей интерес к театральным ной деятельности, театрально-музыкальным импровизациям. Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности. |
2. |
Тематические подборки музыкальных произведений: «Музыка в режимных моментах»
«Организация непосредственно образовательной деятельности»
«Музыка для игровой деятельности»
Музыкальные произведения для слушания в ходе интегрированной непосредственной образовательной деятельности: Э.Григ «Весна», П.Чайковский «Апрель», А.Хачатурян «Танец с саблями», «Военный марш» С.Прокофьев, И.Бах «Волынка», П. Чайковский «Полька», «Неаполитанская песенка» и «Итальянская песенка», «Марша деревянных солдатиков» из «Детского альбома», С. Вольфензон «Тик-так», А. Жилинский «Маятник», «Дождик», р.н. п. «Колокольчик». |
Задачи: развивать дружеские взаимоотношения, способствовать положительному эмоциональному настрою детей, корректировать общий настрой в соответствии с режимным моментом.
Задачи: постепенное переключение внимания детей, преподносим оригинальный содержательный сигнал к началу работы и её завершению.
Задачи: создание эмоционально комфортной обстановки в соответствии с сюжетами детских игр.
Задачи: обогащать эмоциональными впечатлениями детей для активизации их в ходе образовательной деятельности. |
3. |
Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала (программа музыкально-образовательной деятельности Т.Н.Девятовой «Звук-волшебник») |
Задачи: развивать мелкую моторику, музыкальные способности (навыки игры на ударных музыкальных инструментах), творческое воображение; воспитывать интерес к художественному труду. |
2. Блок совместной деятельности воспитателя с детьми | ||
1. |
Беседа на тему: «Ударные музыкальные инструменты» |
Задачи: развивать у детей творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах; формировать у детей слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики; побуждать детей к самостоятельной музыкальной деятельности. |
2. |
Беседа на тему: «Ударные инструменты» |
Задачи: знакомить детей с ударными инструментами; содействовать развитию самостоятельной музыкальной деятельности у детей. |
3. |
Беседа на тему: «Легенда о барабане» |
Задачи: продолжать знакомить детей с ударными инструментами, историей их возникновения, их роли в жизни людей; обогащать эмоциональными впечатлениями детей для активизации их самостоятельной музыкальной деятельности. |
4. |
Беседа на тему: «Духовые инструменты» |
Задачи: познакомить детей с духовой группой инструментов; побуждать детей к самостоятельной музыкальной деятельности. |
5. |
Беседа на тему: «Струнные инструменты» |
Задачи: познакомить детей со струнными инструментами, их разновидностями, спецификой звучания; обогащать музыкальными впечатлениями для активизации самостоятельной музыкальной деятельности. |
6. |
Беседа на тему: «Клавишные инструменты» |
Задачи: познакомить детей с группой клавишных инструментов; стимулировать развитие самостоятельной музыкальной деятельности. |
7. |
Проект совместной деятельности «Самоделки»
|
Цель: расширять знания детей о музыкальных инструментах и воспитывать интерес к художественному труду. Задачи проекта: • подобрать варианты изготовления музыкальных инструментов из бросового материала изготовить. • использовать различные технические приемы в продуктивной деятельности и различные материалы. • проанализировать полученные результаты; содействовать развитию самостоятельной музыкальной деятельности. |
8. |
Музыкальное развлечение «Музыкальная гостиная» |
Задачи: • подарить ребёнку радость, открыть ему дверь в мир музыки - мир удивительный, яркий и сказочный. • познакомить детей с многообразием мира музыкальных инструментов. • развитие музыкального вкуса детей, эмоциональной отзывчивости на музыку. • развитие творческих способностей, фантазии, воображения, пластичности в различных видах музыкальной деятельности. • обогащение детей музыкальными впечатлениями в слушании музыки, умению выражать свои эмоции и настроения, по средствам голоса и движений под музыку. • знакомить детей с различными видами музыкальных инструментов, их звучанием. • учить детей на слух определять звучание музыкального инструмента в оркестре; обогащать эмоциональными впечатлениями детей для активизации их самостоятельной музыкальной деятельности. |
3.Блок самостоятельной деятельности детей. | ||
1. |
Театрализованная игра «Муха-Чистюха» |
Задачи: формировать умение детей придумывать свои движения, жесты, согласно услышанному ими тексту; воспитывать интерес к самостоятельным драматизациям. |
2. |
Ритмическая игра «Придумай свой стук» |
Задачи: развивать внимательность, чувство ритма; активизировать самостоятельную деятельность детей. |
3. |
Музыкально-дидактическая игра «Меня зовут Ваня, я играю на баяне» |
Задачи: закреплять знания детей музыкальных инструментов; воспитывать интерес к самостоятельной игре на музыкальных инструментах. |
4. |
Музыкально- дидактическая игра «Музыкальный зонтик» |
Задачи: учить детей чувствовать и производить метрический пульс речи (стихов) и музыки; развивать слуховое внимание, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах; активизировать самостоятельную музыкальную деятельность детей. |
5. |
Игра со скороговоркой «Выключенное радио» |
Задачи: сохранять четкую, активную, дикционную артикуляцию во время негромкого, тихого произнесения текста, уметь работать по руке, концентрировать свое внимание; воспитывать интерес к самостоятельной игровой деятельности. |
6. |
Игра со скороговорками «Дирижер». |
Задачи: уметь работать коллективно, слышать ускорение и замедление темпа и реагировать на них; содействовать развитию самостоятельной музыкальной деятельности. |
7. |
Музыкально-дидактическая игра «Песенка часов». |
Задачи: развивать песенное и ритмическое творчество; побуждать детей к самостоятельной музыкальной деятельности. |
8. |
Музыкально-дидактическая игра «Узнай, какой инструмент звучит.» |
Задачи: развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов; воспитывать интерес к самостоятельной игре на музыкальных инструментах. |
4. Блок непосредственно образовательная деятельность. | ||
1. |
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству в логопедической группе Тема: «Весна в городе» |
Задачи:
|
2. |
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в логопедической группе Тема: «Грачи прилетели» |
Задачи:
|
5.Блок работы с родителями и педагогическим коллективом. | ||
1. |
Консультация для родителей Тема: «Музыкальная развивающая среда» |
Задача: дать родителям информацию о значении музыкальной развивающей среды; познакомить с музыкальной развивающей средой детского сада. |
2. |
Родительское собрание: «Музыка в семье, и в детском саду» |
Задача: подведение итогов совместной работы воспитателей группы и родителей воспитанников по музыкальному воспитанию. |
При организации и проведении формирующего этапа эксперимента мы опирались на парциальную программу по музыкальному воспитанию Т. Н. Девятовой «Звук- волшебник» методические пособия Н.А. Моревой «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении», Н.Г. Кононовой «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» и др.
Источником самостоятельной музыкальной деятельности являются музыкальные впечатления, отражаемые детьми в игре. Развивающую музыкальную среду мы строили с учётом интересов детей, активно использовали её в ходе руководства (сначала прямого, а затем косвенного) самостоятельной музыкальной деятельностью. Исходя из этого, зона музыкальной деятельности дополнена детскими музыкальными инструментами в соответствии с возрастом, уровнем развития и интересами детей. Их достаточное количество позволяло при желании выбрать каждому для себя интересное дело или объединиться в группу для игрового взаимодействия. Для развития познавательного интереса в музыкальном уголке группы были представлены портреты известных композиторов (П.И.Чайковского, М.И.Глинки, В.А.Моцарта, Э.Грига и др.), иллюстрации различных групп музыкальных инструментов, занимательные сказки, рассказы о музыке и музыкантах, книжки-раскраски с загадками.
Для привлечения внимания детей к танцевальному творчеству в музыкальную зону внесены различные атрибуты, в соответствии с содержанием хороводных музыкально-дидактических игр, игр с пением: султанчики, платочки, ленточки. Дети обращались к атрибутам, когда слышали знакомые песни («Вместе весело шагать» В. Шаинский, «Всем советуем дружить» В.Герчик.) и придумывали простейшие танцевальные импровизации в соответствии с характером и содержанием.
Для организации театрализованной деятельности отбирался такой материал, где каждый мог исполнить индивидуальное задание и продемонстрировать его всем. Например, играя в музыкальную капель, каждый ребёнок имел возможность стать артистом, хотя и не сам стоял на сцене, а роль «артиста» выполняли его пальчики. Этот вид театра предлагает в своей программе по театральной деятельности Анна Иосифовна Буренина. Все это позволяло нам развивать коммуникативные компетенции дошкольников, влиять на повышение их познавательной активности, расширение контактов с окружающими и преодоление неуверенности в собственных возможностях.
Музыкальный альбом и фонотека содержала различные песни, отражающие характеры героев, содержание различных видов деятельности, отношения детей друг с другом. Это такие песни, как «Дети любят рисовать» В. Шаинского, «Я хочу услышать музыку» Г. Струве или «Вместе весело шагать» В. Шаинского.
Дети также имели возможность самостоятельно выбирать и прослушивать песню по желанию и организовывать игровую, танцевальную и другую деятельность. Для детей были доступны как технические средства (CD-проигрыватель), так и оборудование музыкального уголка (музыкальные инструменты, методические материалы и др.).
Для повышения интереса к музыкальным инструментам, был проведён цикл бесед о музыкальных инструментах, истории их создания с использованием дидактического материала и информационно-коммуникационных технологий, который включал в себя беседы на тему: «Ударные музыкальные инструменты», «Легенда о барабане», «Духовые инструменты, «Струнные инструменты», «Клавишные инструменты» (Приложение И) и сопровождающие их тематические медиа-презентации.
Проект совместной деятельности «Самоделки» (Приложение К), который содержал в себе варианты изготовления музыкальных инструментов из бросового материала; варианты технических приемов и материалов, вызвал особый интерес у детей-логопатов. К изготовлению музыкальных инструментов были привлечены не только дети, но и их родители. Такие музыкальные инструменты, как барабан, колокольчик, кастаньеты, маракасы мы изготавливали совместно с детьми, а родители приносили материал для творчества детей. Инструменты изготавливались на основе рекомендаций образовательной программы Т.Н. Девятовой «Звук-волшебник», в которой предлагается описание способов изготовления музыкальных инструментов и музыкально-дидактических игр и их применение для развития музыкальных способностей дошкольников. Каждый ребёнок имел возможность украсить свой инструмент, взять его с собой на прогулку, показать дома родителям и научить их играть на нём.
Большое развлечение «Музыкальная гостиная» (Приложение Л) объединило в своей программе ранее изученный материал, новые игры, танцевальные и инструментальные импровизации. Это способствовало развитию творческих способностей, фантазии, воображения, выразительности и пластичности движений в различных видах музыкальной деятельности; обогащению старших дошкольников логопедической группы музыкальными впечатлениями.
Источником самостоятельной музыкальной деятельности являются музыкальные впечатления. Эту задачу помог решить нам альбом «Я хочу увидеть музыку», в котором мы старались запечатлеть самые интересные музыкальные события в группе: коллективная художественно-творческая деятельность «Весна в городе», изготовление пальчикового театра и работа с куклами, музыкальное развлечение «Музыкальная гостиная» и т.д.. Совместное оформление страничек альбома стало ещё одним коллективным творческим делом.