Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 00:50, реферат
Своеобразие бытования гитары в России заключается в параллельном существовании двух разновидностей — семиструнной и шестиструнной. Однако их «удельный вес» в музицировании был различным: со второй половины 20-х годов XX столетия, в период, который выходит за рамки изучения настоящей книги, все популярнее становилась гитара шестиструнная. Между тем практически на всем протяжении XIX века господствующей в отечественном музицировании была разновидность инструмента, который можно в полной мере назвать русским народным. И не только по критерию социальному, связанному с направленностью на не элитную в музыкально-художественном отношении, доминирующую часть населения России.
Возникновение искусства игры на семиструнной гитаре в России XIX — начала XX века……………………………………………………….2
Искусство игры на шестиструнной гитаре в XIX — начале XX столетий…………………………………………………………………14
Зарождение гитарного репертуара в России…………………….……19
3. Зарождение гитарного репертуара в России
Первые произведения для семиструнной
гитары появляются фактически сразу
же с ее распространением в России
и в первую очередь связаны
с именем И. Гельда. Его серенады
и дивертисменты, равно как и
многочисленные миниатюры в танцевальных
жанрах, типа мазурок, вальсов, экосезов
или полонезов, в первой половине
XIX века издавались не только для гитары
соло, но и для гитары со скрипкой;
им написано множество вокальной
музыки в сопровождении гитары или
фортепиано, созданы пьесы для
фортепиано, для ансамбля духовых
инструментов и т. д.
Другой известный гитарист начала этого
века, Д. Ф. Кушенов-Дмитриевский еще в
1805 году создал для семиструнной гитары
шесть фантазий на русские песни, большое
количество народно-песенных обработок.
В 1817 году Г. А. Рачинским был опубликован
цикл «Десять пьес для семиструнной гитары»,
в который, в частности, вошли пять полонезов,
фантазия «На берегу Десны», вариации
на тему русской народной песни «Вечор
был я на почтовом дворе». Однако эта музыка
осталась лишь достоянием истории отечественного
гитарного исполнительства и в наши дни
не исполняется.
В расширении репертуара для семиструнной
гитары, как и во всем становлении академического
искусства игры на этом инструменте, решающую
роль сыграл А. О. Сихра. Активная просветительская
деятельность, желание ввести своих многочисленных
учеников в мир шедевров музыкальной классики
побудили его создать большое количество
попурри, аранжировок и транскрипций вальсов
и мазурок Ф. Шопена, множества номеров
из различных опер — «Жизнь за царя» М.
И. Глинки, «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского,
«Волшебный стрелок» К. М. Вебе-ра, музыки
В. А. Моцарта, Г. Доницетти, Д. Россини,
Д. Верди и ряда иных выдающихся композиторов.
Особую же значимость в наши дни имеют
собственные произведения и обработки
Сихры — сольные и ансамблевые пьесы,
образцы танцевальной музыки (мазурки,
вальсы, экосезы, кадрили и проч.). Наиболее
популярной частью его творчества стали
обработки русских народных песен. Такие
из них, как «Среди долины ровныя», «Выйду
ль я на реченьку», «Вечор был я на почтовом
дворе», «Во поле березонька стояла», «Вспомни,
вспомни, мой любезный», «Ах, что же ты,
голубчик», «Не одна в поле дороженька»
и ряд других пользуются сегодня широкой
известностью в педагогическом и концертном
репертуаре.
Для транскрипций и обработок Сихры характерны
прекрасное ощущение гитарной фактуры,
творческая изобретательность, разностороннее
использование приемов гитарного исполнительства(Хотелось
бы также упомянуть, что среди гитаристов-композиторов
России начала XIX века большой популярностью,
наряду с Андреем Осиповичем Сихрой, пользовался
и его брат Людвиг Осипович Сихра. Созданная
им Соната для семиструнной гитары стала
первым дошедшим до наших дней произведением
крупной формы, специально предназначенным
этому инструменту и достаточно активно
вошла в современный педагогический репертуар.
В трех ее частях — Аллегро, Полонезе и
Рондо, идущих без перерыва, заметно перенесение
стилистических средств венского классицизма
на гитарную музыку, раскрытие многообразных
тембровых средств гитары в развитой музыкальной
ткани. Упомянуть это произведение и его
автора нужно еще и потому, что создание
данного цикла приписывается обычно А.
О. Сихре, под этим авторством она и вышла
в 1982 году в составленном Л. А. Менро сборнике
«Произведения А. Сихры и М. Высотского»
в издательстве «Музыка».) . О творческом
методе гитариста В. А. Русанов писал: «А.
О. Сихра брал тему как основание для свободного
творчества и как истинный художник-мыслитель
так расширял и развивал ее мысль, что
сочинение являлось созданием вполне
оригинальной самостоятельной композиции,
а не ниточками, боязливо намотанными
на чужую мысль».
Основным принципом развития в вариационных
формах Сихры является орнаментальность.
Он проявляет большую фантазию, используя
различные арпеджиобразные узоры пассажей,
блестящие гаммообразные последовательности,
многоплановость фактуры, когда тема сопровождается,
например, развернутым фигурационным
фоном разложенных гармонических последовательностей,
исполняемых в контрастной регистровой
тесситуре.
Варьирование в обработках композитора
характерно также использованием множества
форшлаговых украшений, которые придают
музыкальной ткани особое своеобразие.
Следует особо сказать о крупном цикле
А. О. Сихры — «Четырех экзерсициях». Их
музыка выходит далеко за рамки технически-инструктивных
задач: каждый из этюдов представляет
художественную ценность как самостоятельная
пьеса. Для музыки характерно новаторство
фактуры, порой обретающей многослойный
вид, как например, во второй экзерсиции,
где на большем ее протяжении возникает
своего рода диалог тематического и фигурационньгх
голосов. В самом расцвечивании гармонических
последовательностей обнаруживаются
различные виды пассажной техники, к примеру,
в третьей и четвертой экзерсиции. Во всех
пьесах заметно тщательное отношение
автора к артикуляционным обозначениям
музыки, проявляющееся прежде всего в
той или иной штриховой группировке отдельных
мотивов.
Об этом цикле С. Н. Аксенов опубликовал
статью в газете «Московские ведомости»
за 1817 год, где, в частности, писал: «Сим
сочинением русская семиструнная гитара
смело может гордиться перед всеми доселе
известными в свете этюдами, экзерцициями
и школами, изданными для гитары» [...] Правила
сии рекомендуются всем знатокам, любителям
и обучающимся на гитаре. Только долговременная
опытность и деятельность могут производить
таковые редкие сочинения, еще более заслуживающие
внимания и уважения потому, что они сделаны
для инструмента весьма нового. В четырех
экзерцициях г-на Сихры находятся те же
приятности, те же красоты и то же искусство
музыки, чем славятся другие инструменты,
давно обработанные, и чем гитара стала
наряду с ними.
Заметный вклад в развитие репертуара
для семиструнной гитары внес и сам С.
Н. Аксенов. Им написано множество романсов
и песен для голоса с гитарой, а также для
голоса с фортепиано, созданы разнообразные
миниатюры в форме вариаций на темы композиторов-классиков.
Наиболее же ценной частью его композиторского
наследия стали обработки русских народных
песен — некоторые выходили отдельными
изданиями, как например, «Ах, что ж ты,
голубчик, невесел сидишь», «Винят меня
в народе», «Камаринская».
Среди них хотелось бы выделить обработку
«Ах ты, матушка, голова болит», для которой
характерна развитая орнаментальная фактура,
требующая от исполнителя высокого технического
мастерства, красочная и насыщенная гармонизация
темы, многоголосная, развитая музыкальная
ткань.
Примечательно, что в четвертой вариации
этого цикла широко используется техника
искусственных флажолетов, придающих
звучанию особую красочность.
Большую роль в развитии гитарного репертуара
сыграл М. Т. Высотский. Им создано множество
транскрипций классической музыки, в которых
взятая тема становится лишь импульсом
для развертывания собственной фантазии
музыканта. Наибольшее же распространение
в программах гитаристов получили его
обработки русских народных песен — «Пряха»,
«Люблю грушу садовую», «Я не думала ни
о чем в свете тужить», «Всех цветочков
боле», «По улице мостовой». В них с особой
полнотой раскрылись экспрессивные и
технически-виртуозные средства гитары,
ее колорит и фактурные возможности.
Особенно примечательна в обработках
мелодизация нижних, басовых струн гитары,
когда кантиленная тема в басу дополняется
разнообразными фигурациями в более высоких
голосах. Хотя в композициях количество
вариаций обычно невелико, все они отличаются
большим разнообразием фактуры, выразительностью,
активным подголосочным движением.
Вариационные формы у М. Т. Высотского
обычно имеют развернутый характер и превращаются
в фантазии, насыщенные активным тематическим
развитием, с большой долей виртуозного
начала. Примером может служить вступление
к Вариациям на темы двух русских песен
«При долинушке стояла» и «По мосту, мосту»
— своеобразной «сдвоенной» форме, открывающейся
приподнятым, требующим яркой виртуозности,
вступлением.
Среди оригинальных сочинений композитора
в современном гитарном репертуаре прочно
закрепились такие миниатюры, как вальсы,
мазурки, экосезы, полонезы, концертные
этюды. В них композитор многообразно
выявляет художественные средства своего
инструмента, проявляющиеся не только
в тонкой акварельное™ прозрачных тембров
на pianissimo, но и в объемной, полновесной
звучности гитары, захватывающей большую
пространственную тесситуру.
Подводя итоги изложенному, следует подчеркнуть,
что существование гитары в России на
протяжении всего XIX века в качестве инструмента
приобщения к академическому музыкальному
искусству создавало лестницу со множеством
ступенек от самых непритязательных запросов
музыкального быта, через учебный процесс
гитаристов-профессионалов, до высоких
творческих завоеваний. Наиболее заметный
вклад в создание отечественной музыки
для гитары внесли композиторы-гитаристы
первой половины этого века, и прежде всего
А. О. Сихра, С. Н. Аксенов и М. Т. Высотский.
Если шестиструнная гитара уже с самого
начала своего бытования в России утвердилась
в общественном сознании преимущественно
как инструмент академический, то семиструнная
бытовала параллельно и как академический,
и как народный инструмент, являясь выразителем
традиционного пласта домашнего музицирования.
Но уже в первые десятилетия XIX века «семиструнка»
все более сосредоточивалась в социальных
«низах». Именно поэтому она, как и щипковые
гусли, становилась для широких слоев
городского населения исходной ступенькой
в приобщении к музыкальной культуре.
Между тем начиная со второй половины
XIX столетия профессиональная деятельность
гитаристов-семиструнников стала обнаруживать
тенденцию к упадку. Лишь на рубеже XIX —
XX веков, когда заметным явлением становится
искусство видных исполнителей и педагогов
А. П. Соловьева, В. П. Лебедева и других,
появились новые импульсы к развитию гитарного
исполнительства. Наряду с этим к середине
XIX века значительно возросла просветительская
роль шестиструнной гитары. Концертные
выступления отечественных исполнителей,
таких как Н. П. Макаров и М. Д. Соколовский
в престижных концертных залах стали важным
средством музыкального просвещения многочисленных
поклонников этой разновидности инструмента.
Между тем русское национальное начало
в исполнительстве на шестиструнной гитаре
было выражено менее отчетливо, чем на
семиструнной. Наиболее же ярко этнические
элементы прослеживаются в бытовании
тех инструментов, которые составили тембровый
фундамент нового самобытного художественного
организма — оркестра русских народных
инструментов. Речь идет прежде всего
о домрах, балалайках и гуслях, ставших
его основой.
Информация о работе Формирование русского гитарного исполнительства