Формирование русского гитарного исполнительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 00:50, реферат

Краткое описание

Своеобразие бытования гитары в России заключается в параллельном существовании двух разновидностей — семиструнной и шестиструнной. Однако их «удельный вес» в музицировании был различным: со второй половины 20-х годов XX столетия, в период, который выходит за рамки изучения настоящей книги, все популярнее становилась гитара шестиструнная. Между тем практически на всем протяжении XIX века господствующей в отечественном музицировании была разновидность инструмента, который можно в полной мере назвать русским народным. И не только по критерию социальному, связанному с направленностью на не элитную в музыкально-художественном отношении, доминирующую часть населения России.

Оглавление

Возникновение искусства игры на семиструнной гитаре в России XIX — начала XX века……………………………………………………….2
Искусство игры на шестиструнной гитаре в XIX — начале XX столетий…………………………………………………………………14
Зарождение гитарного репертуара в России…………………….……19

Файлы: 1 файл

Формирование русского гитарного исполнительства -реферат история исполнительства.docx

— 255.70 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Возникновение искусства игры на семиструнной гитаре в России XIX — начала XX века……………………………………………………….2
  2. Искусство игры на шестиструнной гитаре в XIX — начале XX столетий…………………………………………………………………14
  3. Зарождение гитарного репертуара в России…………………….……19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1. Возникновение  искусства игры на семиструнной  гитаре

в России XIX — начала XX века

 
 
       Своеобразие бытования гитары в  России заключается в параллельном существовании двух разновидностей — семиструнной и шестиструнной. Однако их «удельный вес» в музицировании  был различным: со второй половины 20-х  годов XX столетия, в период, который  выходит за рамки изучения настоящей  книги, все популярнее становилась  гитара шестиструнная. Между тем  практически на всем протяжении XIX века господствующей в отечественном  музицировании была разновидность  инструмента, который можно в  полной мере назвать русским народным. И не только по критерию социальному, связанному с направленностью на не элитную в музыкально-художественном отношении, доминирующую часть населения  России. В семиструнной гитаре, с  особым «русским» строем, не менее  очевиден и этнический элемент народности: свыше двух веков она широко бытовала в нашей стране и бытует поныне для выражения традиционных жанров национальной музыки. Настройка по звукам удвоенного в октаву трезвучия G-dur и отстоящей на кварту нижней струной появилась в России во второй половине XVIII столетия и оказалась  чрезвычайно органичной в городской  среде, где любили петь песни и  романсы, с их неизменными басо-аккордовыми  формулами сопровождения(В отечественном  музыкальном быту начала XIX века такой  инструмент нередко именовали гитарой  «польского строя». Между тем настройка  по звукам трезвучия G-dur получила распространение  только на территории России (исключение могла составлять лишь среда русских  эмигрантов в других странах).). 
       Аккомпанировали на семиструнной гитаре в домашнем музицировании обычно по слуху — простейшие гармонические функции такого аккомпанемента становились чрезвычайно доступными. Авторами песен и романсов чаще всего были малоизвестные дилетанты, но иногда и видные композиторы XIX века, предшественники М. И. Глинки, такие как А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев, А. А. Алябьев, А. И. Дюбюк, П. П. Булахов. Исполнение под «семиструнку» таких песен, как «Однозвучно гремит колокольчик» А. Л. Гурилева, «Вдоль по улице метелица метет» А. Е. Варламова, «Не брани меня, родная» А. И. Дюбюка и множества иных сделало их широко популярными — не случайно они стали бытовать среди широких слоев населения именно как русские народные песни. 
       Большую роль в активном распространении семиструнной гитары играло искусство русских цыган. Великолепными гитаристами-семиструнниками были руководители цыганских хоров, такие как Илья Осипович и Григорий Иванович Соколовы, Александр Петрович Васильев, позднее Николай Сергеевич Шишкин, Родион Аркадьевич Калабин и другие(Как отмечает К. А. Бауров, «цыганские хоры в России входят в моду с легкой руки графа А. Г. Орлова. Многие знатные вельможи, богатые помещики и купцы обзаводятся своими собственными цыганскими хорами»). 
       В конце XVIII столетия семиструнную гитару можно было услышать в аристократических салонах и даже при царском дворе, но к середине XIX века наблюдается ее существенная демократизация. М. А. Стахович в «Очерке истории семиструнной гитары», впервые опубликованном в 1854 году, писал: «Гитара семиструнная — инструмент наиболее распространенный в России, потому наиболее, что кроме сословия образованного, на нем играет и простой народ». 
       Вместе с тем уже в конце XVIII столетия этот вид гитары стал развиваться также как представитель академического музыкального искусства. Если для пения под гитарный аккомпанемент городских песен и романсов была характерна бесписьменно-слуховая традиция, то те же песни, предназначенные для сольного исполнения на гитаре в домашнем музицировании, печатались в различных нотных сборниках. Это были в основном вариации — обработки народно-песенных мелодий. Здесь авторы проявляли творческую фантазию при орнаментировании темы, ее красочном «расцвечивании» в самых разнообразных вариантах. 
       Для семиструнной гитары появляются также и крупные сочинения. Уже в самом начале XIX века вышла Соната для дуэта гитар В. Львова. Все чаще стали публиковаться различные гитарные пьесы, помещенные в инструктивно-методических пособиях или выходившие отдельными изданиями. Таковы, например, многочисленные миниатюры, преимущественно в танцевальных жанрах — мазурки, вальсы, контрдансы, экосезы, полонезы, а также серенады, дивертисменты, созданные известным гитаристом-педагогом и методистом Игнацом Гельдом (1766-1816). 

 
Игнац Гельд

 
 
       Почти всю свою творческую жизнь  проживший в России, этот обрусевший чех много сделал для популяризации  академического исполнительства на гитаре. В 1798 году в Петербурге вышла  его «Школа-самоучитель для семиструнной гитары», имевшая заголовок на французском  языке — «Methode facile pour apprendre a pincer la guitare a sept cordes sans maitre». Наряду с разнообразными теоретическими сведениями в ней помещено много нотных образцов — как аранжированных для гитары, так и собственных сочинений автора. Это Прелюдия, Вальс, Думка, Полонез, Марш, Аллегретто; в конце издания имеется даже Соната для флейты с гитарой, пьесы для скрипки с гитарой, для голоса с гитарой и т. д. 
       Школа многократно переиздавалась и дополнялась разнообразным новым материалом (в частности, третье издание было расширено за счет сорока обработок русских и украинских народных песен). О ее высоких художественных достоинствах может свидетельствовать уже то, что именно она стала методической основой для извлечения натуральных и искусственных флажолетов. Это сделал С. Н. Аксенов, обнародовавший способы их исполнения в своих дополнениях к изданию и выделив их здесь в отдельную главу. 
       Значительным явлением в свое время стала также «Школа для семиструнной гитары» педагога, автора ряда музыкальных сочинений Дмитрия Федоровича Кушенова-Дмитриевского (ок. 1772-1835). Его гитарное пособие — «Новая и полная гитарная Школа, сочиненная 1808 года г. Кушеновым-Дмитриевским, или самоучитель для гитары, по которому легчайшим способом самому собою без помощи учителя можно научиться правильно играть на гитаре», впервые вышедшее в Петербурге в 1808 году, пользовалось в первой половине XIX века большой популярностью и неоднократно переиздавалось. Хотя в нем и предусматривалось самообучение, автор подчеркивал, что успех в познании во многом приобретается «с помощью хорошаго учителя». В переиздании Школы 1817 года автор заявляет еще категоричнее: «... нет ни единой науки, к совершенному познанию которая бы не требовала наставника или путеводителя. А потому никак не советую приступать к учению прежде того времени, пока не будет приискан к сему способный и довольно знающий учитель». 
       Д. Ф. Кушенов-Дмитриевский создал для семиструнной гитары ряд народно-песенных фантазий и обработок, в 1818 году опубликовал сборник гитарных пьес «Междуделье, или Собрание образцовых пьес для семиструнной гитары». В нем помещено сто музыкальных номеров, в частности, собственных миниатюр, аранжировок народной музыки, а также переложения пьес В. А. Моцарта, А. О. Сихры, Ф. Карулли и других композиторов. 
       Семиструнной гитарой отменно владели известные русские композиторы-скрипачи второй половины XVIII — начала XIX веков. Среди них, как и в области балалаечного искусства, в первую очередь следует упомянуть Ивана Евстафъевича Хандошкина, писавшего также музыку для гитары, сочинивший для нее ряд вариаций на темы русских народных песен (к сожалению, не сохранившихся). Хотелось бы назвать в том же контексте и Гавриила Андреевича Рачинского (1777—1843), который уже в первые десятилетия XIX века опубликовал свои гитарные произведения. 
       Подлинный же расцвет отечественного профессионального исполнительства на гитаре начинается с творческой деятельностью выдающегося педагога-гитариста Андрея Осиповича Сихры (1773— 1850). Будучи по образованию арфистом и в совершенстве владея исполнительством на этом инструменте, он тем не менее всю свою жизнь посвятил пропаганде семиструнной гитары: в молодости занимался концертной деятельностью, а затем педагогикой и просветительством.  

 
Андрей Осипович Сихра

 
 
       В самом конце XVIII века Сихра приехал  из Вильнюса в Москву, где увлекся  гитарой, а к 1813 году переехал в Петербург. Его гитарные концерты с 1801 года и  в Москве, и в Петербурге пользовались большим успехом(На протяжении долгого  периода времени А. О. Сихру даже считали изобретателем русской  семиструнной гитары. Так, М. А. Стахович отмечал, что Сихра еще в конце XVIII века «придумал сделать из шестиструнной  гитары инструмент более полный и  близкий к арфе по арпеджиям, а  вместе и более мелодический нежели арфа и привязал седьмую струну к  гитаре; вместе с тем изменил он ее строй, дав шести струнам группу двух тонических аккордов в тоне G-dur [...] В седьмой же струне он поместил самый густой бас, составляющий нижнюю октаву — re (D) и заключающий в  себе основной звук верхней доминанты  тона G-dur». Эти же данные повторяет  и А. С. Фаминцын, подчеркивающий, что  Сихра, прибавив седьмую струну, изменил  строй, «приблизив его по арпеджиям  к специальному своему инструменту  — арфе». Хотя эти сведения не нашли  никакого документального подтверждения, бесспорно одно: своей деятельностью  музыкант, как и его ученики, в  огромной степени способствовал  широкой популярности в России данной разновидности гитары.). 
       Особый же успех А. О. Сихра приобрел благодаря своим нотным изданиям, которые именновались тогда «журналами». Так, в 1800 году было обнародовано такое издание под названием на французском языке «Journal pour la Guittare a sept cordes par A. Sychra» («Журнал для гитары с семью струнами А. Сихры»). Журнал имел явный успех, о чем свидетельствует его переиздание двумя годами позднее. Здесь было помещено немало обработок русских народных песен, аранжировок произведений музыкальной классики, несложных миниатюр в танцевальных жанрах. 
       В последующие десятилетия, вплоть до 1838 года, музыкант публикует ряд аналогичных гитарных журналов, в которых было представлено множество разнообразных произведений, транскрипций из оперной музыки, романсы, песни и танцы, вариации на темы из классических произведений и т. д. Все это в значительной степени способствовало увеличению популярности инструмента. 
       Особую известность получил журнал, выходивший с 1826 года под названием «Петербургский журнал для гитары, издаваемый Сихрою, содержащий разного рода сочинения, приятные для слуха и легкие для игры». В последние годы жизни большей частью он сочинял пьесы для дуэта гитар, причем сам исполнял более низкую по тесситуре, вторую партию, а первую, более высокого строя — терц-гитары он поручал кому-либо из своих учеников. 
       Важна была и методическая деятельность музыканта. В 1850 году появляется его «Теоретическая и практическая школа для семиструнной гитары» в трех частях (первая часть — «О правилах музыки вообще», вторая — технические упражнения, гаммы и арпеджио, третья — нотный материал, в основном из сочинений учеников Сихры). Во второй половине XIX века Ф. Т. Стелловский, неоднократно переиздававший школу, значительно расширил репертуар за счет добавления многих аранжировок сочинений композиторов-классиков. 
       Другим важным инструктивно-педагогическим пособием были «Практические правила, состоящие в четырех экзерсициях» А. О. Сихры, своего рода высшая школа совершенствования технического мастерства гитариста, энциклопедия приемов и способов игры на семиструнной гитаре того времени. Хотя здесь помещены лишь этюды, по сути они представляют собой развернутые пьесы, и потому речь о них пойдет в отдельном разделе данной главы. 
       Сихра был первым, кто утвердил семиструнную гитару как сольный академический инструмент, много сделав для эстетического воспитания широких слоев любителей-гитаристов. Он подготовил огромное количество учеников и главное — создал собственную исполнительскую школу как художественное направление, характеризующуюся всемерным вниманием к творческой индивидуальности обучающегося и к активизации его художественного мышления, сочетанием занятий исполнительским искусством и сочинением музыки, с превалированием обработок народно-песенного материала. Не случайно педагогическую деятельность Сихры в области гитары высоко ценили, к примеру, такие известные композиторы, как А. Е. Варламов, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский. 
       Много работая с учениками над достижением тонкости и изысканности звучания гитары, этот музыкант не стремился выработать у них кантиленную игру, а уподоблял гитару арфе. Например, выразительную легатную игру с обилием vibrato у одного из наиболее талантливых своих последователей музыкант называл «цыганщиной», хотя, разумеется, и не препятствовал раскрытию данной черты его исполнительского стиля, поскольку, как отмечает М. Г. Долгушина, считал его «своим лучшим учеником и специально для него создал ряд технически сложных произведений». Этим учеником был Семен Николаевич Аксенов (1784—1853). В 1810-1830-х годах он являлся, пожалуй, самым ярким пропагандистом инструмента, хотя основным родом его деятельности был служба в качестве крупного чиновника(После переезда из Москвы в Петербург в 1810 году С. Н. Аксенов стал делать быструю чиновничью карьеру: с 1823 года являлся чиновником особых поручений при Военном министре России, долгое время служил в той же должности в Морском министерстве, состоял в воинском звании полковника.). 

 
Семен Николаевич Аксенов

 
 
       Игра С. Н. Аксенова отличалась необычайной  певучестью, теплотой тона и наряду с этим — большой виртуозностью. Музыкант внес существенный вклад в  совершенствование техники исполнительства: именно им, как уже отмечалось, впервые  была тщательно разработана система  искусственных флажолетов на семиструнной гитаре. В 1819 году он сделал также значительные дополнения к переизданию «Школы»  И. Гельда, снабдив ее не только главой о флажолетах, но также множеством новых пьес и обработок народных песен. 
       Одной из важнейших сторон деятельности Аксенова стало музыкальное просветительство. В частности, в 1810-х годах он стал издавать «Новый журнал для семиструнной гитары, посвященный любителям музыки», где поместил немало транскрипций популярных оперных арий, собственных вариаций на темы русских народных песен. Под воздействием горячей увлеченности гитариста русским песенным фольклором гораздо больше внимания стал уделять обработкам народных песен и его учитель А. О. Сихра. 
       В числе первых учеников А. О. Сихры следует также упомянуть Василия Сергеевича Алферьева (1775—ок. 1835). Уже в 1797 году была издана его фантазия на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила», ас 1808 года он начал ежемесячно издавать выпуски «Русского карманного песенника для семиструнной гитары». В него входили многочисленные «песни с вариациями», отдельные миниатюры, транскрипции популярных в то время оперных арий, произведения музыкальной классики, романсы для голоса с гитарой. Публиковались здесь и различные модные танцы, предназначенные как гитаре соло, так и гитарным дуэтам(В. С. Алферьев состоял также членом «Вольного общества любителей российской словесности». Как отмечает М. Г. Долгушина, оно, «декларируя прежде всего благотворительные цели, объединило вокруг себя широкий круг заинтересованных представителей дворянского сословия». Музыкант был также большим любителем и собирателем русского фольклора. Согласно данным той же книги, в издававшемся этим обществом журнале в качестве нотных приложений регулярно публиковались романсы В. С. Алферьева, как и С. Н. Аксенова — они создавались преимущественно на слова современных им поэтов). 
       Среди учеников А. О. Сихры был также Федор Михайлович Циммерман (1813—1882), талантливейший гитарист. Современники часто называли его «Паганини гитары», изумляясь технике, независимости и подвижности рук, «точно на каждой руке было не по пяти, а по десяти пальцев», он прекрасно импровизировал на гитаре, создал множество разнообразных пьес — фантазий, вальсов, мазурок, этюдов и проч. 
       Заметный след в гитарном искусстве оставил и Василий Степанович Саренко (1814—1881). 

 
Василий Степанович Саренко

 
 
Его искусство видный русский композитор и пианист XIX века, автор множества  популярных песен и романсов А. И. Дюбюк охарактеризовал следующим  образом: «Игрок был первоклассный  и музыку знал превосходно, имел много  вкуса и фантазии вообще был всесторонне  развитым музыкантом. Играл элегантно, чисто, плавно; струны у него пели и  в быстрых, и в медленных Темпах». Пьесы и этюды, сочиненные В. С. Саренко, обычно насыщены выразительным мелосом  и развитой фактурой. Он сделал также много гитарных аранжировок и транскрипций. Следует упомянуть также такого талантливого ученика А. О. Сихры как Павел Феодосиевич Белошеин, ставшего замечательным педагогом класса гитары, автором множества миниатюр. 
       Высокообразованным учеником А. О. Сихры был и Владимир Иванович Морков (1801—1864) 

 
Владимир Иванович Морков

 
 
(Приводимый портрет, выполненный  в 1839 году, принадлежит кисти выдающегося  русского художника Василия Андреевича  Тропинина (1776—1857), состоявшего крепостным  в крупном дворянском семействе  Морковых, он хранится в Государственном  русском музее Петербурга. В 2007 году «Портрет В. И. Моркова»  опубликован в третьем томе  серии «Русский музей представляет. Живопись первой половины XIX века. Альманах» (Вып. 193). К образу гитариста  В. А. Тропинин обращался неоднократно. Один из вариантов подобного  изображения, датируемый 1823 годом  и хранящийся в Государственной  Третьяковской галерее, в красочной  цветовой гамме оригинала вынесен  на обложку книги.) Ему принадлежат  аранжировки многих произведений  музыкальной классики, предназначенные  одной и двум гитарам. Он  выпустил также «Школу для  семиструнной гитары», а в 1861 году написал Двадцать четыре  прелюдии для гитары во всех  мажорных и минорных тональностях(Помимо  занятий гитарой, В. И. Морков  являлся также музыкальным критиком, автором различных статей и  рецензий в столичных газетах  и журналах, им созданы монографические  работы о музыке, в том числе,  вышедшая в 1862 году в Петербурге  книга «Исторический очерк русской  оперы с самого ее начала  по 1862 год», которая обратила на  себя внимание музыкальной общественности  того времени. В частности,  развернутую и благожелательную  статью о ней написал видный  русский критик А. Н. Серов.  Между тем музыка не являлась  профессией В. И. Моркова —  он имел высокий чин действительного  статского советника, его основным  местом службы являлся Департамент  военных отчетов.). 
       Одной из самых заметных фигур в развитии русского исполнительства на гитаре был Михаил Тимофеевич Высотский (1791—1837).  

Информация о работе Формирование русского гитарного исполнительства