Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа
Как человек есть един внешнего и внутреннего, так и культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов.
Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.
Виды культуры, отличие и единство. 3 стр.
Характеристика модели культурного человека эпохи Возрождения. 5 стр.
Определение «цивилизованности» мыслителями ХХ века. 7 стр.
Особенности буддистской культуры. 10 стр.
Этапы формирования русской национальной культуры. 13 стр.
Научно-технический прогресс в современной культуре. 16 стр.
Используемая литература 18 стр.
План:
Виды культуры, отличие и единство.
Как человек есть един внешнего и внутреннего, так и культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов.
Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.
Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и окружающем его мире. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой.
Итак, культура существует в материальной и духовной формах.
Предметная
форма культуры включает в себя все
предметное богатство, которым культура
окружает человека и человечество и
которое постоянно
В силу своей громадности и значимости, на первый взгляд, именно предметная форма культуры в силу своей визуальности и ощутимости рассматривается как первостепенная, но, однако, это не так. Она создается людьми и человеком и зависит от способностей и умений последних пользоваться ею и включать ее в многообразие практик своей повседневной профессиональной, коммуникативной и обыденной жизни.
Таким образом, вторая форма культуры – личностная и есть та пограничная линия, которая позволяет дать характеристики и личности и предмету. Пока личность не усвоит и не освоит окружающие ее ценности, то они для нее несостоятельны. Эта демаркация, «нечто» находящееся на границах ее познания мира, но в определенных обстоятельствах находясь рядом оно может никак не влиять на существование личности, и тем более ее взращивание.
Следовательно, личностная форма культуры - это возможность человека видеть, слышать, внимать и пр. окружающие ценности предметного мира, усваивать их взращивая себя, то есть, создавать или корректировать собственную совокупность способностей, наклонностей, уровней и качеств, в каковым традиционно относят дарования, таланты, гениальность, бездарность, ленность, волю, уровень стремления к цели и многое другое. Все это составляет неповторимый социальный портрет человека и дает его характеристику. Личностная форма культуры создается под воздействием множества окружающих предметов, влияния социальных установок и ориентаций, но в неповторимой избирательности, которая позволяет проявить уникальность и оригинальность человека.
Таким
образом, личностная и предметная форма
культуры постоянно взаимодействуют
друг с другом, дополняют себя и
становятся ступенькой для последующего
развития личности, то есть самосозданию.
Характеристика модели культурного человека эпохи Возрождения.
Возрождение — это время, когда интенсивно развивается наука и светское мировоззрение начинает в определенной степени теснить мировоззрение религиозное, или же существенно изменяет его, подготавливает церковную реформацию. Но самое главное — этот период, когда человек начинает по-новому ощущать себя и окружающий его мир, часто совсем по-другому отвечать на те вопросы, которые его всегда волновали, или ставить перед собой иные, сложные вопросы.
Человек
эпохи Возрождения чувствует
себя живущим в особом времени, близком
к понятию золотого века благодаря
своим «золотым дарованиям». Человек
видит себя центром мироздания, устремленного
не вверх, к потустороннему, божественному
(как в средние века), а широко
открытого разнообразию земного
существования. Люди новой эпохи
с жадным любопытством вглядываются
в окружающую их реальность не как
в бледные тени и знаки небесного
мира, а как в полнокровное и
красочное проявление бытия, имеющего
собственную ценность и достоинство.
Средневековому аскетизму не находится
места в новой духовной атмосфере,
наслаждающейся свободой и мощью
человека как земного, природного существа.
Из оптимистической убежденности в
могуществе человека, его способности
к совершенствованию возникает
желание и даже необходимость
соотносить поведение отдельного индивида,
свое собственное поведение со своеобразным
образцом «идеальной личности», рождается
жажда самосовершенствования. Так
формируется в
Гуманизм в эпоху Возрождения был особым комплексом нравственно-философских представлений. Он имел непосредственное отношение к воспитанию, образованию человека на основе преимущественного внимания не к прежним, схоластическим знаниям, или знаниям религиозным, «божественным», а к гуманитарным дисциплинам: филологии, истории, морали. Особенно важно, что гуманитарные науки в это время стали цениться как самые универсальные, что в процессе формирования духовного облика личности главное значение придавали «словесности», а не какой-либо другой, может быть более «практической», отрасли знания. Как писал замечательный итальянский поэт Возрождения Франческо Петрарка, именно «через слово человеческое лицо становится прекрасным». Престиж гуманистических познаний был в эпоху Возрождения чрезвычайно высок.
Истинный
гуманизм провозглашает право человека
на свободу, счастье, признает благо
человека основой социального
Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Наслаждение земным бытием – это непременная часть культуры Возрождения. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек творец самого себя и своей судьбы.
В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступавшие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Итак, в целом в эпоху Возрождения происходит грандиозный переворот в мироощущении людей. Формирование нового взгляда на Человека и Культуру происходило под воздействием социальных и экономических преобразований. Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека.
Определение «цивилизованности» мыслителями ХХ века.
Понятие
“цивилизация” появилось, как отмечалось,
в XVIII веке в русле теории прогресса
и несло на себе отпечаток просветительского
мышления. В это время практически
отсутствовало критическое
Затем
значение термина расширяется и
помимо обладания воспитанностью и
навыками “цивилизованного поведения”
он стал употребляться для
В
XIX–XX веках эти подходы к пониманию
цивилизации — линейно-
Многообразие определений, концепций и точек зрения относительно понятия “цивилизация” — культурологических (М. Вебер, В. Каволис), социологических (Д. Уилкинс, П. Сорокин), этнопсихологических (Л. Гумилев), географических (Л. Мечников) — сводится, в конечном счете, к трем основным группам:
1. Синоним культуры.
2.
Уровень, ступень,
3. Стадия общественного развития, следующая вслед за дикостью и варварством.
Вероятно,
цивилизация может быть определена
как собственно социальная организация
жизни, характеризующаяся всеобщей
связью индивидов на основе воспроизводства,
обеспечивающего ее бытие и развитие
общественного богатства. Накопление,
перераспределение и реализацию
последнего цивилизация контролирует
путем сознательного
Современная
цивилизация выступает как
Особенности буддистской культуры.
Учение Будды появилось в VI в. До н.э. в историко- культурном контексте древнеиндийской цивилизации. Традиционные религиозно-мифологические воззрения того времени называются брахманизмом. Согласно этим воззрениям, в основе мировоззрения лежит единая мировая душа – Атман или Брахма. Она есть источник индивидуальных человеческих душ. После смерти души людей переселяются в другие тела. По закону кармы – посмертного воздаяния за поступки при жизни – душа может возродиться в человеке из более высокой касты или же из более низкой и даже в животном. Душа переселяется из тела в тело, пока после всех перевоплощений не достигнет нирваны – состояния высшего совершенства и блаженства, которое обретается в результате воссоединения её с Атманом.
Информация о работе Этапы формирования русской национальной культуры