Этапы формирования русской национальной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Как человек есть един внешнего и внутреннего, так и культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов.
Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.

Оглавление

Виды культуры, отличие и единство. 3 стр.
Характеристика модели культурного человека эпохи Возрождения. 5 стр.
Определение «цивилизованности» мыслителями ХХ века. 7 стр.
Особенности буддистской культуры. 10 стр.
Этапы формирования русской национальной культуры. 13 стр.
Научно-технический прогресс в современной культуре. 16 стр.
Используемая литература 18 стр.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 38.78 Кб (Скачать)

План:

  1. Виды культуры, отличие и единство.                                                          3 стр.
  2. Характеристика модели культурного человека эпохи Возрождения.      5 стр.
  3. Определение «цивилизованности» мыслителями ХХ века.                      7 стр.
  4. Особенности буддистской культуры.                                                         10 стр.
  5. Этапы формирования русской национальной культуры.                         13 стр.
  6. Научно-технический прогресс в современной культуре.                         16 стр.
  7. Используемая литература                                                                            18 стр.         
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Виды  культуры, отличие  и единство.

     Как человек есть един внешнего и внутреннего, так и культура  представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов.

     Внешний, или предметный, вид культуры организован  по принципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира.  Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.

     Внутренний, или личностный, вид культуры организован  по принципу духовного существования. Это означает, что ведущую  роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого  человека, его представления о себе и окружающем его мире. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой.

     Итак,  культура существует в материальной и духовной формах.

     Предметная  форма культуры включает в себя все  предметное богатство, которым культура окружает человека и человечество и  которое постоянно увеличивается  в объеме, закрепляет позиции освоения мира, позволяет зафиксировать способы  и качество умений человека. Предметная форма культуры - первое, с чем  сталкивается человек, вступая в  этот мир, и что формирует его  мировосприятие. Это ценности науки, искусства, религии, преломленные в  повседневной культуре и усеваемые человеком в процессе его воспитания и формирования.

     В силу своей громадности  и значимости, на первый взгляд, именно предметная форма  культуры в силу своей визуальности и ощутимости рассматривается как  первостепенная, но, однако, это не так. Она создается людьми и человеком  и зависит от способностей и умений последних пользоваться ею и включать ее в многообразие практик своей  повседневной профессиональной, коммуникативной  и обыденной жизни.

     Таким образом, вторая форма культуры – личностная и есть та пограничная линия, которая позволяет дать характеристики и личности и предмету.   Пока личность не усвоит и не освоит окружающие ее ценности, то они для нее несостоятельны.  Эта демаркация,  «нечто» находящееся на границах ее познания мира, но  в определенных обстоятельствах находясь рядом оно может никак не влиять на существование личности, и тем более ее взращивание.

     Следовательно, личностная форма культуры - это  возможность человека  видеть, слышать, внимать и пр. окружающие ценности предметного мира, усваивать их взращивая  себя, то есть, создавать или корректировать собственную совокупность способностей, наклонностей, уровней и качеств, в каковым традиционно относят  дарования, таланты, гениальность, бездарность, ленность, волю, уровень стремления к цели и многое другое. Все это  составляет неповторимый социальный портрет  человека и дает его характеристику. Личностная форма культуры создается  под воздействием множества окружающих предметов, влияния социальных установок  и ориентаций, но в неповторимой избирательности, которая позволяет  проявить уникальность и оригинальность человека.

     Таким образом, личностная и предметная форма  культуры постоянно взаимодействуют  друг с другом, дополняют себя и  становятся ступенькой для последующего развития личности, то есть самосозданию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Характеристика  модели культурного  человека эпохи Возрождения.

  Возрождение — это время, когда интенсивно развивается наука и светское мировоззрение начинает в определенной степени теснить мировоззрение  религиозное, или же существенно  изменяет его, подготавливает церковную  реформацию. Но самое главное —  этот период, когда человек начинает по-новому ощущать себя и окружающий его мир, часто совсем по-другому  отвечать на те вопросы, которые его  всегда волновали, или ставить перед  собой иные, сложные вопросы.

  Человек эпохи Возрождения чувствует  себя живущим в особом времени, близком  к понятию золотого века благодаря  своим «золотым дарованиям». Человек  видит себя центром мироздания, устремленного  не вверх, к потустороннему, божественному (как в средние века), а широко открытого разнообразию земного  существования. Люди новой эпохи  с жадным любопытством вглядываются в окружающую их реальность не как  в бледные тени и знаки небесного  мира, а как в полнокровное и  красочное проявление бытия, имеющего собственную ценность и достоинство. Средневековому аскетизму не находится  места в новой духовной атмосфере, наслаждающейся свободой и мощью  человека как земного, природного существа. Из оптимистической убежденности в  могуществе человека, его способности  к совершенствованию возникает  желание и даже необходимость  соотносить поведение отдельного индивида, свое собственное поведение со своеобразным образцом «идеальной личности», рождается  жажда самосовершенствования. Так  формируется в западноевропейской культуре Возрождения очень важное, центральное движение этой культуры, которое получило название «гуманизма».

  Гуманизм  в эпоху Возрождения был особым комплексом нравственно-философских  представлений. Он имел непосредственное отношение к воспитанию, образованию  человека на основе преимущественного  внимания не к прежним, схоластическим знаниям, или знаниям религиозным, «божественным», а к гуманитарным дисциплинам: филологии, истории, морали. Особенно важно, что гуманитарные науки  в это время стали цениться как самые универсальные, что  в процессе формирования духовного облика личности главное значение придавали «словесности», а не какой-либо другой, может быть более «практической», отрасли знания. Как писал замечательный итальянский поэт Возрождения Франческо Петрарка, именно «через слово человеческое лицо становится прекрасным». Престиж гуманистических познаний был в эпоху Возрождения чрезвычайно высок.

  Истинный  гуманизм провозглашает право человека на свободу, счастье, признает благо  человека основой социального устройства, утверждает принципы равенства, справедливости, человечности в отношениях между  людьми и освобождает их от религиозных  пут.

  Гуманисты Возрождения считали, что возможности  человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному  разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце  концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Наслаждение  земным бытием – это непременная  часть культуры Возрождения. Гуманисты  Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или  социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство  собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека»  признавалась сильная, талантливая  и всесторонне развитая личность, человек творец самого себя и своей  судьбы.

  В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее  ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению  идей либерализма и общему повышению  уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступавшие против религии и  не оспаривающие основных положений  христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее  не вмешивающегося в жизнь людей. Итак, в целом в эпоху Возрождения происходит грандиозный переворот в мироощущении людей. Формирование нового взгляда на Человека и Культуру происходило под воздействием социальных и экономических преобразований. Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека.

    Определение «цивилизованности» мыслителями ХХ века.

   Понятие “цивилизация” появилось, как отмечалось, в XVIII веке в русле теории прогресса  и несло на себе отпечаток просветительского  мышления. В это время практически  отсутствовало критическое рассмотрение этого понятия. Цивилизация понималась как прогресс, развитие общества на началах “разума” и “универсализма”, некий идеал. Цивилизация отождествляется  также с цивилизованностью, то есть хорошими манерами и навыками самоконтроля (Вольтер). В эпоху Реставрации  во Франции Ф. Гизо рассматривает  цивилизацию как единство двух элементов  — уровня социального развития и  уровня интеллектуального развития.

   Затем значение термина расширяется и  помимо обладания воспитанностью и  навыками “цивилизованного поведения” он стал употребляться для характеристики стадий развития человечества. Л. Морган, а вслед за ним и Ф. Энгельс  рассматривают цивилизацию как  стадию развития общества, наступившую  после дикости и варварства. В  это время понятие цивилизация  используется также как характеристика европейского капитализма в целом.

   В XIX–XX веках эти подходы к пониманию  цивилизации — линейно-унитарный  и стадиальный — дополнены  локально-историческим. Н. Данилевский  в работе “Россия и Европа” (1869) трактует цивилизацию в качестве обособленного культурно-исторического  типа — основной реальной и самодостаточной  единицы (субъекта) истории. Не существует всемирной универсальной истории, есть лишь история конкретных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый  характер. В концепции немецкого  философа О. Шпенглера, опирающейся  на идеи Данилевского, цивилизация  рассматривается как заключительная стадия развития любой отдельной  культуры, свидетельствующая об отмирании  культурного мира как организма, вырождении и затухании одушевлявшей его культуры, хаосе, не порождающем  более культурной индивидуальности. Цивилизация как противоположность  культуры есть эквивалент мертвой “протяженности”, бездушного интеллекта. Переход от культуры к цивилизации есть переход  от творчества к бесплодию, от развития к окостенению, от героических “деяний” к механической “работе”. Признаки цивилизации — развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, скопление людей в огромных городах, превращение народов в безликие “массы”. Для английского историка и социолога А. Тойнби цивилизация — система, отличающаяся от других типом и значимостью связей между ее элементами, возникающая в результате поиска адекватных ответов на вызовы природы или социума. В подобном ключе развивались представления о цивилизации Н. Бердяева, Х. Ортеги-и-Гассета, других философов XX века.

   Многообразие  определений, концепций и точек  зрения относительно понятия “цивилизация”  — культурологических (М. Вебер, В. Каволис), социологических (Д. Уилкинс, П. Сорокин), этнопсихологических (Л. Гумилев), географических (Л. Мечников) — сводится, в конечном счете, к трем основным группам:

   1. Синоним культуры.

   2. Уровень, ступень, общественного  развития, материальной и духовной  культуры.

   3. Стадия общественного развития, следующая вслед за дикостью  и варварством.

   Вероятно, цивилизация может быть определена как собственно социальная организация  жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства. Накопление, перераспределение и реализацию последнего цивилизация контролирует путем сознательного регулирования  взаимного обмена деятельностью  и информацией внутри социума  и взаимодействия его с окружающей природной и социальной средой. Само зарождение цивилизации означало, что  над естественно возникающими связями  надстраиваются управляемые людьми институты и что, следовательно, механизмы биологической эволюции и “выживаемости видов” вытесняются  социальными отношениями.

   Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах “разума”, “справедливости”, “уважения прав человека”, использования  достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни  человека. В философии второй половины XX века важнейшим системообразующим  элементом понимания сущности цивилизации  рассматриваются ее технологические  характеристики, принципиально отличающийся от культурных характеристик жизни. Научно-технический прогресс, экономическая эффективность и целесообразность выступают как реализация “формальной рациональности” в развитии духа (М. Вебер), подчиняющей себе все стороны общественной жизни. Подлинная сущность цивилизации совпадает с собственно технической цивилизацией, а развитие техники и экономики становятся субстанциональной основой и универсальным критерием цивилизованности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности буддистской культуры.

  Учение  Будды появилось в VI в. До н.э. в историко- культурном контексте древнеиндийской цивилизации. Традиционные религиозно-мифологические воззрения того времени называются брахманизмом. Согласно этим воззрениям, в основе мировоззрения лежит единая мировая душа – Атман или Брахма. Она есть источник индивидуальных человеческих душ. После смерти души людей переселяются в другие тела. По закону кармы – посмертного воздаяния за поступки при жизни – душа может возродиться в человеке из более высокой касты или же из более низкой и даже в животном. Душа переселяется из тела в тело, пока после всех перевоплощений не достигнет нирваны – состояния высшего совершенства и блаженства, которое обретается в результате воссоединения её с Атманом.

Информация о работе Этапы формирования русской национальной культуры