Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа
Как человек есть един внешнего и внутреннего, так и культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов.
Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.
Виды культуры, отличие и единство. 3 стр.
Характеристика модели культурного человека эпохи Возрождения. 5 стр.
Определение «цивилизованности» мыслителями ХХ века. 7 стр.
Особенности буддистской культуры. 10 стр.
Этапы формирования русской национальной культуры. 13 стр.
Научно-технический прогресс в современной культуре. 16 стр.
Используемая литература 18 стр.
В буддизме выделяют «четыре великие истины»:
Конечный идеал буддизма – нирвана. Это слово на санскрите означает буквально «затухание», «остывание». Но нирвана – это не смерть, а состояние, запредельное и жизни, и смерти. Тот, кто сумеет пройти все стадии восьмеричного пути и достичь нирваны, становиться Буддой – «просветленным». Будды – это боги буддийской религии. Их много. На земле существуют также бодисатвы – святые, почти дошедшие до нирваны, но оставшиеся жить земной жизнью. Они помощники Будд, творящие добро.
Буддизм утверждает равенство всех людей и возможность для любого, к какой бы касте он ни принадлежал, достичь «просветления». Буддизм впервые создал братство людей из разных каст и народностей, духовно объединенных общей системой идей. Достоинство личности в сообществе последователей Будды стало определяться не фактом его наследственной принадлежности к какому-то роду или племени, не его знатностью, богатством или властью, а внутренним актом выбора духовного идеала и стремлением к его осуществлению.
Для буддистов и земные радости, и земные страдания представляются «чувственным обманом», а потому они встречают и то и другое с безразличием. Буддизм требует не аскетизма, а лишь равнодушия к мирским благам и невзгодам. «Срединный путь» буддизма требует во всем избегать крайностей, не предъявлять чересчур жестких требований к людям. На этом основана система буддийского воспитания личности.
В социально – политической области буддийская культура связана с проповедью мира, общественного согласия, равноправия и ненасилия.
Характерные черты буддийской этики: благоразумие, умеренность, сдержанность, мягкость. Главные принципы: предотвращать и пресекать зло, делать и поддерживать добро. Однако идеал буддизма внутреннее противоречие. С одной стороны, провозглашается милосердие ко всем живущим существам, доходящее до самопожертвования ради них. А с другой – утверждается, что спасти людей от их кармы посторонняя помощь не может: каждый должен спасаться собственными силами. Никакое милосердие не может нарушать закон кармы. Поэтому облегчать другим их страдания бессмысленно.
В
сфере духовной культуры буддизм
развил традицию поиска особых психических
сил человека, позволяющих ему
управлять физиологическими процессами
в собственном теле и проникать
мыслью в глубочайшие тайны
Однако
в научном познании мира успехи буддийской
культуры незначительны. Увлечение
внутренним самосовершенствованием, углубления
в себя, мистические умонастроения,
отчужденность и
Этапы формирования русской национальной культуры.
Географическое положение России, страны одновременно и европейской, западной, и азиатской, восточной, наложило особый отпечаток на ее культуру. Специфика русской культуры есть результат ее истории.
Русская культура формировалась иначе, чем западноевропейская, ее развитее было связано с событиями другого исторического ряда: с отражением набегов азиатских кочевников, принятием восточного, византийского, православного христианства, освобождением от монгольских завоевателей, объединением разрозненных русских княжеств в единое государство и распространением его власти все дальше к Востоку.
Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь. Принятие христианства было великим историческим выбором, определившим судьбу русского государства. Этот выбор, во-первых, был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа. Во-вторых, выбор христианства в его православной, греко-византийской форме позволил Руси остаться независимой от власти римского папства. Православие явилось духовной силой, которая скрепляла русские княжества и побуждала русский народ к объединению.
Монгольское нашествие прервало культурный подъем России. Следы его глубоко врезались в память русского народа. Нашествие было суровым историческим уроком, который развил в русском народе чувство патриотизма, недоверчивое отношение к чужеземным государствам, любовь к «царю-батюшке».
Политический
подъем Руси, прерванный монгольским
нашествием, возобновился с возвышением
и развитием Московского
Эта имперская идеология сыграла большую роль в российской истории. Она вдохновляла завоевательные устремления русского царизма. Под ее влиянием все силы тратились на овладение, охрану и освоение громадных территорий и на обеспечение экономического прогресса, а на культурное развитие народа их уже не оставалось.
Православная
церковь сыграла важную роль в
образовании и росте
«Прорубив окно в Европу», Петр I положил начало приобщению России к мировой культуре. Россия пришла в движение. Мощным рывком она всего за одно столетие вышла на передовые позиции в мире.
Однако низам населения страны новая культура оставалась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции.
В XIX и начале XX в. Россия дала миру творческие шедевры в самых различных областях – живописи, литературе, музыке, архитектуре, науке, общественной мысли, философии. Но трагический разрыв между неграмотными народными массами и культурной элитой оставался незаживающей раной российского общества. Октябрьская революция 1917 года была подготовлена не только экономическим, но и культурным расколом между его «верхами» и «низами».
В ходе строительства социализма в СССР произошла культурная революция. Разрыв между культурной жизнью «верхов» и «низов» российского общества был в значительной мере преодолен. Единство российской культуры было восстановлено. В результате Россия за несколько десятилетий стала страной поголовно грамотной, «читающей» страной, удивляющей иностранцев тягой людей к знаниям и высоким престижем образования, науки, искусства в глазах всего общества.
Однако
тоталитарный режим, установленный
партийным руководством СССР,
поставил всю культуру под жесткий партийно-государственный
контроль, подчинил ее своим идеологическим
требованиям и сделал из нее свое служанку.
Советская власть отгородила ее от зарубежья
«железным занавесом». Снова, как в эпоху
Московской Руси, русская культура была
изолирована от «тлетворного» влияния
Запада. Неминуемым следствием изоляции
культуры, как и в прошлом, стало возникновение
и усиление в ней застойных тенденций.
Высшие достижения культуры под грузом
общего снижения социальных показателей
теряли свою «подъемную силу» и лишь подчеркивали
неграмотность и однобокость культурной
жизни страны. Свойственные тоталитаризму
пороки вели культуру в тупик. Чтобы выбраться
из него, она должна была сбросить с себя
политические и идеологические цепи тоталитаризма.
Это произошло в 1990-е г. вместе с крушением
всей советской общественной системы.
Научно-технический прогресс в современной культуре.
В
учебной и специальной
На основе обобщения литературных источников можно дать следующие определения этим понятиям.
Научно-технический прогресс — это непрерывный процесс совершенствования орудий и предметов труда, технологии, организации производства и труда на базе (основе) достижений науки.
НТР — это составная и более существенная по значимости часть НТП. Если НТП может развиваться как на эволюционной, так и революционной основе, то НТР — это скачкообразный процесс.
За
все время существования и
развития человечества происходило
много научно-технических
Современная НТР существенно отличается от предшествующих не только качественными параметрами применяемых новых орудий и предметов труда, технологическими процессами, но и другими особенностями, а именно:
- превращение науки в непосредственно производительную силу общества;
- опережающее развитие науки по сравнению с техникой и технологией;
- более существенная социально-экономическая значимость современной НТР;
- сокращение цикла «наука — производство»;
- расширение границ проникновения современной НТР, ее масштабность и др.
Превращение науки в непосредственную производительную силу общества не означает, что наука превращается в ее четвертый элемент. Это свидетельствует лишь о том, что наука самым существенным образом, и в позитивном плане, влияет на каждый элемент производительных сил общества, тем самым преобразуя и усиливая их.
Результаты
научных исследований в конечном
итоге приводят к совершенствованию
и появлению принципиально
Что
касается такой особенности современной
НТР, как опережающее развитие науки
по сравнению с техникой и технологией,
то в современных условиях это
имеет принципиально важное значение.
У государства и крупных
Ускорение
НТП имеет важнейшее
Исходя из этой значимости, ускорения НТП, необходим и адекватный подход к решению этой проблемы на всех уровнях.
Следует
отметить, что положительное влияние
НТП на решение социальных проблем
осуществляется как непосредственно,
так и непосредственно через
поступательное развитие национальной
экономики и повышение
Информация о работе Этапы формирования русской национальной культуры