Этапы формирования русской национальной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Как человек есть един внешнего и внутреннего, так и культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов.
Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.

Оглавление

Виды культуры, отличие и единство. 3 стр.
Характеристика модели культурного человека эпохи Возрождения. 5 стр.
Определение «цивилизованности» мыслителями ХХ века. 7 стр.
Особенности буддистской культуры. 10 стр.
Этапы формирования русской национальной культуры. 13 стр.
Научно-технический прогресс в современной культуре. 16 стр.
Используемая литература 18 стр.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 38.78 Кб (Скачать)

  В буддизме выделяют «четыре великие  истины»:

  1. «Святая истина о страданиях»: жизнь наполнена страданиями. Их доставляет нам привязанность к земному бытию (рождение, старость, болезнь, соединение с немилым, разлука с милым, недостижение желаемого).
  2. «Святая истина об источнике страданий»: причиной страданий являются наши желания – жажда бытия, наслаждения и могущества.
  3. «Святая истина о прекращении страданий»: чтобы избавиться от страданий, надо освободиться от желаний.
  4. «Святая истина о пути к прекращению страданий»: им является «восьмеричный путь самосовершенствования», который предполагает овладение искусством праведно понимать, праведно решать, праведно говорить, праведно действовать, вести праведный образ жизни, праведно нацеливать волю на борьбу с соблазнами, праведно направлять внимание на духовное совершенство, праведно самоуглубляться.

  Конечный  идеал буддизма – нирвана. Это  слово на санскрите означает буквально «затухание», «остывание». Но нирвана – это не смерть, а состояние, запредельное и жизни, и смерти. Тот, кто сумеет пройти все стадии восьмеричного пути и достичь нирваны, становиться Буддой – «просветленным». Будды – это боги буддийской религии. Их много. На земле существуют также бодисатвы – святые, почти дошедшие до нирваны, но оставшиеся жить земной жизнью. Они помощники Будд, творящие добро.

  Буддизм утверждает равенство всех людей  и возможность для любого, к  какой бы касте он ни принадлежал, достичь «просветления». Буддизм  впервые создал братство людей из разных каст и народностей, духовно  объединенных общей системой идей. Достоинство личности в сообществе  последователей Будды стало определяться не фактом его наследственной принадлежности к какому-то роду или племени, не его знатностью, богатством или властью, а внутренним актом выбора духовного идеала и стремлением к его осуществлению.

  Для буддистов и земные радости, и  земные страдания представляются «чувственным обманом», а потому они встречают  и то и другое с безразличием. Буддизм требует не аскетизма, а  лишь равнодушия к мирским благам и невзгодам. «Срединный путь» буддизма требует во всем избегать крайностей, не предъявлять чересчур жестких требований к людям. На этом основана система буддийского воспитания личности.

  В социально – политической области  буддийская культура связана с проповедью мира, общественного согласия, равноправия  и ненасилия.

  Характерные черты буддийской этики: благоразумие, умеренность, сдержанность, мягкость. Главные принципы: предотвращать  и пресекать зло, делать и поддерживать добро. Однако идеал буддизма внутреннее противоречие. С одной стороны, провозглашается  милосердие ко всем живущим существам, доходящее до самопожертвования  ради них. А с другой – утверждается, что спасти людей от их кармы посторонняя  помощь не может: каждый должен спасаться  собственными силами. Никакое милосердие не может нарушать закон кармы. Поэтому  облегчать другим их страдания бессмысленно.

  В сфере духовной культуры буддизм  развил традицию поиска особых психических  сил человека, позволяющих ему  управлять физиологическими процессами в собственном теле и проникать  мыслью в глубочайшие тайны мировоззрения. Эта традиция привела к накоплению огромного опыта духовного самосовершенствования, к разработке специальных средств и приемов медитации – «погружения в себя». Буддийское искусство наиболее выразительно воплотилось в архитектуре и скульптуре. В буддистских храмах можно увидеть сотни статуй, изображающих Будду в различных позах, каждая из которых имеет символический смысл.

  Однако  в научном познании мира успехи буддийской культуры незначительны. Увлечение  внутренним самосовершенствованием, углубления в себя, мистические умонастроения, отчужденность и пренебрежительное  отношение к чувственному миру затрудняет развитие и точных наук, и исторических исследований.     

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Этапы формирования русской национальной культуры.

      Географическое  положение России, страны одновременно и европейской, западной, и азиатской, восточной, наложило особый отпечаток  на ее культуру. Специфика русской  культуры есть результат ее истории.

      Русская культура формировалась иначе, чем  западноевропейская, ее развитее было связано с событиями другого  исторического ряда: с отражением набегов азиатских кочевников, принятием  восточного, византийского, православного христианства, освобождением от монгольских завоевателей, объединением разрозненных русских княжеств в единое государство и распространением его власти все дальше  к Востоку.

      Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь. Принятие христианства было великим  историческим выбором, определившим судьбу русского государства. Этот выбор, во-первых, был шагом к Западу, к цивилизации  европейского типа. Во-вторых, выбор  христианства в его православной, греко-византийской форме позволил Руси остаться независимой от власти римского папства. Православие явилось  духовной силой, которая скрепляла  русские княжества и побуждала  русский народ к объединению.

      Монгольское нашествие прервало культурный подъем России. Следы его глубоко врезались в память русского народа. Нашествие было суровым историческим уроком, который развил в русском народе чувство патриотизма, недоверчивое отношение к чужеземным государствам, любовь к «царю-батюшке».

      Политический  подъем Руси, прерванный монгольским  нашествием, возобновился с возвышением  и развитием Московского княжества. Возникло и легло в основу национально-государственной идеологии представление о том, что Москва – это «третий Рим» (после Рима и Константинополя) и ей суждено стать силой, объединяющей вокруг себя православный мир.

      Эта имперская идеология сыграла  большую роль в российской истории. Она вдохновляла завоевательные устремления русского царизма. Под  ее влиянием все силы тратились на овладение, охрану и освоение громадных  территорий и на обеспечение  экономического прогресса, а на культурное развитие народа их уже не оставалось.

      Православная  церковь сыграла важную роль в  образовании и росте российского  государства, оказавшегося после крушения Византийской империи со всех сторон окруженным странами с иной верой. Но вместе с тем православие становиться  изолирующим фактором, обособляющим русский народ от других народов  Европы и Азии. Его противостояние католицизму препятствует культурным контактам с Западной Европой  и усвоению ее достижений. Следствием этого стала растущая культурная отсталость России. К концу XVII века низкий уровень народного просвещения, науки, техники, экономики, организации государственного управления привел страну в состояние застоя. Россия оказалась на развилке двух исторических путей – восточного и западного. Петр I сделал выбор и «повернул» Россию на западный путь.

      «Прорубив окно в Европу», Петр I положил начало приобщению России к мировой культуре. Россия пришла в движение. Мощным рывком она всего за одно столетие вышла на передовые позиции в мире.

      Однако  низам населения страны новая  культура оставалась чуждой. Народ  продолжал жить старыми верованиями  и обычаями, просвещение его не коснулось. Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции.

      В XIX и начале XX в. Россия дала миру творческие шедевры в самых различных областях – живописи, литературе, музыке, архитектуре, науке, общественной мысли, философии.  Но трагический разрыв между неграмотными народными массами и культурной элитой оставался незаживающей раной российского общества. Октябрьская революция 1917 года была подготовлена не только экономическим, но и культурным расколом между его «верхами» и «низами».

      В ходе строительства социализма в  СССР произошла культурная революция. Разрыв между культурной жизнью «верхов» и «низов» российского общества был в значительной мере преодолен. Единство российской культуры было восстановлено. В результате Россия за несколько десятилетий стала страной поголовно грамотной, «читающей» страной, удивляющей иностранцев тягой людей к знаниям и высоким престижем образования, науки, искусства в глазах всего общества.

      Однако  тоталитарный режим, установленный  партийным руководством СССР,   поставил всю культуру под жесткий партийно-государственный контроль, подчинил ее своим идеологическим требованиям и сделал из нее свое служанку. Советская власть отгородила ее от зарубежья «железным занавесом». Снова, как в эпоху Московской Руси, русская культура была изолирована от «тлетворного» влияния Запада. Неминуемым следствием изоляции культуры, как и в прошлом, стало возникновение и усиление в ней застойных тенденций. Высшие достижения культуры под грузом общего снижения социальных показателей теряли свою «подъемную силу» и лишь подчеркивали неграмотность и однобокость культурной жизни страны. Свойственные тоталитаризму пороки вели культуру в тупик. Чтобы выбраться из него, она должна была сбросить с себя политические и идеологические цепи тоталитаризма. Это произошло в 1990-е г. вместе с крушением всей советской общественной системы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Научно-технический  прогресс в современной  культуре.

     В учебной и специальной литературе нет однозначного толкования сущности научно-технического прогресса (НТП) и  научно-технической революции (НТР).

     На  основе обобщения литературных источников можно дать следующие определения  этим понятиям.

     Научно-технический  прогресс — это непрерывный процесс  совершенствования орудий и предметов  труда, технологии, организации производства и труда на базе (основе) достижений науки.

     НТР — это составная и более  существенная по значимости часть НТП. Если НТП может развиваться как  на эволюционной, так и революционной  основе, то НТР — это скачкообразный процесс.

     За  все время существования и  развития человечества происходило  много научно-технических революций, и этапы этого развития называются по эволюции применяемых орудий труда: каменный век, бронзовый, железный век. Многие ученые и специалисты говорят  о том, что на смену железному  веку, в котором мы сейчас живем, придет век легких металлов. Наш  век чаще всего называют веком  атома, кибернетики, ЭВМ и т.п.

     Современная НТР существенно отличается от предшествующих не только качественными параметрами  применяемых новых орудий и предметов  труда, технологическими процессами, но и другими особенностями, а именно:

     - превращение науки в непосредственно производительную силу общества;

     - опережающее развитие науки по сравнению с техникой и технологией;

     - более существенная социально-экономическая значимость современной НТР;

     - сокращение цикла «наука — производство»;

     - расширение границ проникновения современной НТР, ее масштабность и др.

     Превращение науки в непосредственную производительную силу общества не означает, что наука  превращается в ее четвертый элемент. Это свидетельствует лишь о том, что наука самым существенным образом, и в позитивном плане, влияет на каждый элемент производительных сил общества, тем самым преобразуя и усиливая их.

     Результаты  научных исследований в конечном итоге приводят к совершенствованию  и появлению принципиально новых  орудий и предметов труда, к повышению  уровня знаний и квалификации рабочей  силы, что в свою очередь служит основой для преобразования и  возрастания производительных сил  общества, а в конечном итоге —  для развития экономики.

     Что касается такой особенности современной  НТР, как опережающее развитие науки  по сравнению с техникой и технологией, то в современных условиях это  имеет принципиально важное значение. У государства и крупных хозяйствующих  субъектов появляется возможность  прогнозировать и планировать создание такой техники и технологии, а  также предметов труда, которые  в наибольшей степени обеспечат  реализацию стратегических замыслов в  области развития экономики и  решения социальных проблем.

     Ускорение НТП имеет важнейшее экономическое  и социальное значение для любого государства мира. Пожалуй, нет такого более мощного и сильного фактора, который бы так существенно влиял  на все экономические и социальные процессы, каким является ускорение  НТП.

     Исходя  из этой значимости, ускорения НТП, необходим и адекватный подход к решению этой проблемы на всех уровнях.

     Следует отметить, что положительное влияние  НТП на решение социальных проблем  осуществляется как непосредственно, так и непосредственно через  поступательное развитие национальной экономики и повышение эффективности  производства. То есть только эффективно функционирующая экономика создает  материальную основу и позволяет  решать социальные проблемы общества.

Информация о работе Этапы формирования русской национальной культуры