Роль органов местного самоуправления в формировании интереса к культурному наследию

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление уровня восприятия культуры в молодежной среде. Для анализа мы выбрали Саратовский профессионально-педагогический колледж имени Ю.А.Гагарина. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать знания студентов – по истории колледжа имени Ю.А.Гагарин;
- сравнить знания студентов начальных и выпускных курсов о связи первого космонавта планеты с городом Саратовом и Саратовским краем;
- исследовать уровень знаний студентов о своей Малой Родине и своей семье;
- выяснить источники информации о истории заселения Саратовского региона история заселения Саратовского региона.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Опыт по формированию интереса к культурному наследию у молодежи
на территориях муниципальных образований 6
1.1 Культурное наследие и молодежь 6
1.2 Практика формирования интереса у молодежи к культурному наследию
(опыт муниципальных образований России) 8
2 Анализ опыта Октябрьского района МО «Город Саратов» по
формированию культурной политики, направленной на воспитания
интереса к культуре у молодежи 14
2.1 Работа администрации Октябрьского района по формированию
интереса у молодежи к культурному наследию 14
2.2 Рекомендации по совершенствованию работы 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А Источники знаний (Диаграмма 1) 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Незнание студентов (Рисунок 1) 31
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Распоряжение от 28 апреля 2011 года № 375-р «О
подготовке и проведении празднования Дня победы» 32

Файлы: 1 файл

4 курс Иванникова курсовая.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

Хочется предложить администрации Октябрьского района в отделе «Работа с молодежью», чтоб был отдельный специалист по культуре. А так же цели и задачи для специалиста автор предлогает:

- развитие культуры, как одного из ключевых факторов стратегии развития администрации Октябрьского района, повышение качества населения;

- повышение роли культуры в формировании благоприятного социального климата;

- формирование и развитие единого социокультурного пространства для молодежи;

- формирование культурной среды как духовного развития и самореализации личности, реализация культурных потребностей населения.

- сохранение и эффективное использование культурного наследия администрации Октябрьского района;

- развитие музейного дела;

- развитие системы информационно-библиотечного обслуживания;

- сохранение и восстановление традиционной народной культуры;

- развитие народного творчества и совершенствование культурно - досуговой деятельности;

- сохранение, совершенствование и развитие системы детского музыкально-художественного образования;

- выявление и поддержка молодых дарований;

- повышение кадрового потенциала;

- разработка и внедрение информационных ресурсов;

- развитие культурного обмена;

- деятельность по развитию культурного туризма.

- создание условий для духовно-нравственного, патриотического и гражданско-правового воспитания молодежи;

- создание условий для развития детского и молодежного общественного движения;

- содействие занятости молодежи;

- развитие молодежного творчества, создание условий для интеллектуального и физического развития молодежи;

- социальная адаптация и социальная поддержка молодежи;

- развитие системы информационного обеспечения молодежи и молодежной политики.

 

2.2 Рекомендации по совершенствованию работы.

 

Студенческая среда – это одна из наиболее интенсивных зон межэтнических контактов. В крупные города приезжает учиться молодежь практически из всех регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Именно в ВУЗах встречаются представители самых разнообразных этнических групп, и вступают в контакт различные системы мировосприятия и миропонимания. Именно в результате этих контактов у многих студентов закрепляются стереотипы межэтнического восприятия и поведения, которые они пронесут через всю жизнь.

В целом студенческий возраст (18-22 лет) является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочнения и закрепления[1]. В период обучения в ВУЗе этническое самосознание молодого человека расширяет систему его представлений о мире и укрепляет его место в нем. Студенческий возраст представляет собой кризисный переход между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные, сложные процессы: обретение взрослой идентичности и нового отношения к миру.

В целом в повседневной жизни этничность подавляющего большинства студентов не актуализирована и этническая самоидентификация не занимает ведущих позиций. Несмотря на это, студенты проявляют довольно живой интерес к различным этническим вопросам. В то же время следует отметить существующие элементы предвзятости и негативизма в национальных отношениях. Хотя многие студенты имеют среди своих друзей и близких представителей других национальностей, достаточно значительное количество определяют свое отношение к человеку, исходя из его этнической принадлежности.

Мощнейшим мобилизационным фактором для большинства студентов является оскорбление по национальному признаку или негативная оценка народа, к которому принадлежит человек. Именно это чаще всего оставляет глубокий след в памяти человека и заставляет предпринимать какие-либо действия. Ещё одним мощным фактором этнической мобилизации является сопричастность или сопереживание какому-либо общему успеху или достижению.

Всё это повышает ответственность университетского образования за будущее России, за то, по какому пути она пойдёт, как будут развиваться процессы межэтнического взаимодействия. Но, к сожалению, сегодня в этом направлении не ведется активной работы. И современная система образования не гарантирует формирования позитивных межэтнических установок. А оформившееся в студенческой среде негативное восприятие той или иной этнической группы или исключительность своей национальной группы опасны вдвойне. Ведь носителем негативных установок в межэтническом взаимодействии может стать будущая интеллектуальная элита, которая будет определять российскую жизнь в XXI веке.

Одним из основных направлений в решении проблем воспитания культуры межэтнического общения может стать увеличение роли этнопсихологии в образовательных программах. Именно эта дисциплина способна ярко продемонстрировать и объяснить специфику отличий, лежащих в области межнациональных различий. Показ неповторимой сущности самых разнообразных культур и демонстрация того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, могут во многом способствовать повышению межэтнической терпимости (толерантности). При этом особое внимание необходимо уделять не только теоретической подготовке, но и практическим контактам между представителями различных культур, как на межгосударственном уровне, так и внутри страны, где межэтнические различия оказываются зачастую даже более яркими.

При работе со студентами необходимо помнить, что многие из них –  будущие преподаватели, которые должны будут передать полученные знания и сформированные установки последующим поколениям. А современные исследования показывают, что можно говорить о наличии социальных и психологических факторов, в той или иной степени нарушающих адекватность поведения детей в группах, в которых работают учителя с неадекватными формами выражения этнического самосознания. Дети, обучающиеся у учителей с адекватной позитивной формой выражения этнического самосознания, лучше адаптированы в микросоциуме, их поведение характеризуется больше гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими. Тогда как дети, обучающиеся у учителей, с гиперболизованной и литотизированной формами этнического самосознания отличаются затрудненной социально-психологической адаптацией в среде.[1]

Кроме того, необходимо отметить, что большая часть различных этнофобий имеет корни в негативной оценке своей этнической группы. Именно отсутствие позитивной оценки своего этноса и переживания национального комплекса неполноценности приводят к тому, что срабатывает психологическая защита, и люди обрушиваются на другие народы, обвиняя их во всех смертных грехах. Таким образом, формирование позитивной оценки своей этнической группы является одной из основных составляющих комплекса мер, направленных на формирование здоровой межэтнической обстановки.

В целом, именно в студенческой среде должна формироваться и распространяться межнациональная политика. Именно здесь должна формироваться общая система ценностей и установок, обеспечивающая единство многонационального российского общества. Это бы во многом облегчило взаимное приспособление народов России друг к другу и стало реальной альтернативой попыткам обретения суверенитета на национальной основе. Сегодняшнее студенчество как будущая интеллектуальная элита страны может стать активным проводником идеи мультикультурности, гарантируя тем самым стабильное развитие общества.

Особая роль в этом процессе принадлежит системе образования. Система образования призвана скорректировать негативные проявления разного рода, создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества.

В условиях многонационального региона одной из задач системы образования, является целенаправленное формирование норм и эталонов, отражающих специфику социально - исторического опыта жизни народов, проживающих в крае, привитие навыков межнационального общения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, развитие интереса к историко-культурному наследию народов, проживающих в Северокавказском регионе. Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры - важное требование нашего времени. И на первый план выходит проблема толерантности в межэтнических и социальных отношениях. Толерантность должна стать культурной нормой поведения в обществе. Эту работу необходимо начинать уже в начальной школе.

Развитие толерантности в образовании должно происходить путем диалога сотрудничества обучающей и обучаемой сторон, гуманизации процесса образования.

Необходимо обогатить содержание учебных курсов и программ гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин поликультурной тематикой, а так же совершенствовать методы преподавания всех видов дисциплин.

Воспитанию толерантности может способствовать внедрение в образование элементов поликультурности. Главным в решении этой проблемы можно считать, прежде всего:

1)     всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, как непременное условие интеграции в иные культуры;

2)     обучение студентов правам человека и миролюбию;

3)     формирование представлений о многообразии культур в России и мире;

4)     воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

5)     создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

6)     формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

7)     воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Компонентами поликультурного образовательного пространства выступают: ценностно-содержательный; личностно-ориентированный; операционно-деятельностный; регионально-интеграционный. Они отражают комплекс отношений:

– к личности как высшей ценности в педагогическом взаимодействии, как субъекту жизни, способной к культурному самоопределению и самоизменению;

– к педагогу как посреднику между человеком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой личности в индивидуальном самоопределении в мире отношений, ценностей и деятельности;

– к образованию, его содержанию как культурному процессу, в основе которого стоят личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество;

– к учебному заведению как к целостному, поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные ценности, осуществляется интеркультурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры.

На основе инвариантных общечеловеческих ценностей должны быть сформированы и поддержаны национальные и межнациональные ценности, парадигмы конвергенции и интеграции духовных ценностей, базовая культура личности, ее соответствие реалиям меняющегося мира.

В открытом поликультурном образовательном пространстве реализуется процесс, основная цель которого – создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. В соответствии с этим в практику работы целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие индивидуально-личностному подходу в социальном становлении, адаптации человека в интеркультурную образовательную среду посредством различных видов деятельности: 1) активизирующей процессы самопознания, саморазвития, способствующей развитию механизмов рефлексии; 2) направленной на выявление субъектов образования их важнейших потребностей и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить личностно-значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации); 3) направленной на поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности консультативного, информационного и практического характера.

В поликультурных образовательных учреждениях должны пройти апробацию более гибкие, мягкие педагогические системы и операции обучения и развития, способствующие адаптации личности к культуре посредством образования. Особенными характеристиками педагогических технологий в ходе учебно-воспитательных операций поликультурного образования выступают: сотрудничество, диалог, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку, защиту индивидуального развития человека, предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в ее культурной идентификации.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Особое место в обществе занимают резко обострившиеся проблемы восприятия молодежью культурного наследия. Их актуальность, с одной стороны, связана с резким падением культурного уровня, утратой национальной культурной самоидентификации все более значительной части подрастающих поколений россиян, особенно в условиях больших городов.

Восприятие молодежью культурного наследия имеет для России высокую историческую и социальную значимость. Этот процесс решающим образом влияет на общественно-государственное развитие России, национальный менталитет и, в конечном итоге, на то, какое место займет наша страна и наш народ в мировом сообществе.

Именно на молодежи сегодня лежит историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей, за цивилизованную культурную интеграцию России в мировое со общество, В то же время именно молодежь сегодня является наиболее обделенной в культурном отношении частью российского общества, понесшей наибольшие культурные утраты.

Развитие отрасли культуры во многом зависит от определения приоритетных направлений и предпочтений горожан. Поэтому вопросы формирования благоприятной культурной среды для духовного воспитания личности, изучения потребительского спроса населения в области культуры, обеспечения качественного удовлетворения потребностей горожан в услугах культуры требуют пристального внимания и проработки. Органы местного самоуправления должны обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; право на доступ к культурным ценностям.

Показателями падения социальных нравов и культурного уровня населения, в частности, являются снижение культуры молодежи, бездуховность, космополитизм, социально-политическая инфантильность, крайний индивидуализм и эгоцентризм, социальная и финансовая поляризация, утрата государственного мышления, чувства патриотизма, воинствующий национализм и русофобия, замена подлинных культурных, духовных ценностей мнимыми.[1]

Информация о работе Роль органов местного самоуправления в формировании интереса к культурному наследию