Роль органов местного самоуправления в формировании интереса к культурному наследию

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление уровня восприятия культуры в молодежной среде. Для анализа мы выбрали Саратовский профессионально-педагогический колледж имени Ю.А.Гагарина. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать знания студентов – по истории колледжа имени Ю.А.Гагарин;
- сравнить знания студентов начальных и выпускных курсов о связи первого космонавта планеты с городом Саратовом и Саратовским краем;
- исследовать уровень знаний студентов о своей Малой Родине и своей семье;
- выяснить источники информации о истории заселения Саратовского региона история заселения Саратовского региона.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Опыт по формированию интереса к культурному наследию у молодежи
на территориях муниципальных образований 6
1.1 Культурное наследие и молодежь 6
1.2 Практика формирования интереса у молодежи к культурному наследию
(опыт муниципальных образований России) 8
2 Анализ опыта Октябрьского района МО «Город Саратов» по
формированию культурной политики, направленной на воспитания
интереса к культуре у молодежи 14
2.1 Работа администрации Октябрьского района по формированию
интереса у молодежи к культурному наследию 14
2.2 Рекомендации по совершенствованию работы 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А Источники знаний (Диаграмма 1) 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Незнание студентов (Рисунок 1) 31
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Распоряжение от 28 апреля 2011 года № 375-р «О
подготовке и проведении празднования Дня победы» 32

Файлы: 1 файл

4 курс Иванникова курсовая.doc

— 1.16 Мб (Скачать)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательной учреждение

среднего профессионального образования

«Саратовский государственный профессионально-педагогический

колледж имени Ю.А. Гагарина»

(ФГОУ СПО «СГППК имени Ю.А. Гагарина»)

 

080504.52 Государственное и муниципальное управление

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Роль органов местного самоуправления в формировании интереса к культурному наследию

              Студентки гр.ГМУ-41

В.Д.Иванникова______________

(подпись)

Руководитель:

И.В.Панкратова_____________

(подпись)

 

 

 

Работа защищена с оценкой

__«____________»_______

_____ _________2011г.

 

 

 

 

 

 

2011


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                                        3

1 Опыт по формированию интереса к культурному наследию у молодежи

на территориях муниципальных образований                                                                                                   6

1.1 Культурное наследие и молодежь                                                                                                                6

1.2 Практика формирования интереса у молодежи к культурному наследию

(опыт муниципальных образований России)                                                                                                  8

2 Анализ опыта Октябрьского района МО «Город Саратов» по

формированию культурной политики, направленной на воспитания

интереса к культуре у молодежи                                                                                                                       14

2.1 Работа администрации Октябрьского района по формированию

интереса у молодежи к культурному наследию                                                                                           14

2.2 Рекомендации по совершенствованию работы                                                                             18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                                                25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                                             29

ПРИЛОЖЕНИЕ А Источники знаний (Диаграмма 1)                                                                             30

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Незнание студентов (Рисунок 1)                                                                             31

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Распоряжение от 28 апреля 2011 года № 375-р «О

подготовке и проведении празднования Дня победы»                                                              32

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая культурная судьба России, во многом зависят от духовного состояния, социальной и гражданской позиции каждого россиянина, его отношения к историко-культурным традициям своей страны, своего народа, а также от освоения богатств отечественной и мировой культуры нашей молодежью, новыми поколениями россиян.

Отсутствие целостной государственной молодежной культурной политики и финансово обеспеченной культурно-воспитательной национальной программы при полномасштабном разрушении существовавших до начала 90-х гг. институтов воспитания и организации молодежи может привести в ближайшее время к катастрофе[1].

В результате проведения рыночных реформ, развала национальной экономики, индустрии и на этом фоне тотальной экспансии из-за рубежа массовой культуры, псевдокультуры мы наблюдаем, как в общественном сознании, в первую очередь, в молодежной среде происходят резкие изменения ценностных ориентации, доминант.

Кризис проявился, прежде всего, в снижении уровня духовности подрастающих поколений, поскольку традиционные культурные ценности в значительной степени утрачены, а новые еще не сложились, да и не могут сложиться в столь короткий исторический отрезок времени.

В условиях коммерциализации творчества новое искусство стало искать дорогу к зрителю через образы больного, извращенного или порочного сознания, характер творчества стал приобретать все более антигуманную, антисоциальную направленность, негативно, разлагающе влияя на все общество, а в особенности на духовно неокрепшee подрастающее поколение.

В свою очередь сохранение и создание новых культурных ценностей и, главное, формирование внутренней культуры нового человека связано как с направленностью, характером деятельности субъектов творчества, так и с отношением общества к традиционным и инновационным культурным ценностям.

В сложившейся социокультурной ситуации, полярности мнений и духовного раскола среди творческой и научной интеллигенции чрезвычайно важно заполнить образовавшийся вакуум такими знаниями, идеями, теориями, научными дисциплинами и практическими программами, которые, обладая статусом научной объективности, социально-культурной значимости и духовной ценности, помогут не только переосмыслить происходящие процессы, но и организуют, систематизируют восстановление утраченного культурного пласта, культурных ориентиров, новое мировоззрение, позволят системно формулировать и успешно решать задачи культурного строительства.[1]

Необходимо глубокое историческое, философское, социологическое осмысление процессов, происходящих в сфере культуры в условиях продвижения России к демократическому обществу, к правовому, социальному государству, а также состояния, роли, места в этих процессах молодежной культуры.

Актуальность темы объясняется просветительской ролью Российской культуры. Одной из основных задач культуры становится передача культурных традиций России молодежи, привлечение ее интереса к истории России и к истории своей малой родины.

Целью данного исследования является выявление уровня восприятия  культуры в молодежной среде. Для анализа мы выбрали Саратовский профессионально-педагогический колледж имени Ю.А.Гагарина. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать знания студентов – по истории колледжа имени  Ю.А.Гагарин;

- сравнить знания студентов начальных и выпускных курсов о связи первого космонавта планеты с городом Саратовом и Саратовским краем;

- исследовать уровень знаний студентов о своей Малой Родине и своей семье;

-  выяснить источники информации о истории заселения Саратовского региона история заселения Саратовского региона.

Методами курсовой работы стали: изучение литературы, анализ знаний студентов.

Объектом исследования является восприятие молодежью культурного наследия России.

Предмет исследования в данной работе – уровень восприятия молодежью культурного наследия.

В первую очередь была изучена и проанализирована нормативно-методическая и законодательная база. Особое внимание уделялось Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации)". Кроме того, значимыми в исследовании данной темы стали труды следующих авторов: Лисовский В.Т.[1], Гуревич П. С. [2], Гацкова Е. И.[3].

В работе были использованы данные, которые были собраны при анализе проведенных опросов среди студентов начальных и выпускных курсов.

 


1 Опыт по формированию интереса к культурному наследию у молодежи на территориях муниципальных образований

 

1.1 Культурное наследие и молодежь

 

Выражаясь языком словарей – культурное наследие – это духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Но, и на авторский взгляд, это понятие также ценно и для молодого поколения. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Соответственно, ныне живущему поколению необходимо принимать меры по сохранению и поддержанию целостности культурных памятников в нашем регионе, ради будущих поколений.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования. Памятники природы, истории и культуры Саратовской области составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

Для сохранности на современном уровне разрабатываются региональные стратегии политики в области сохранения памятников истории и культуры, специалисты называют следующие приоритетные направления охраны культурного наследия от негативных последствий проявления факторов риска, в том числе – экологического риска:

– согласование всех видов работ на землях историко-культурного назначения;

– разработка и утверждение проектов охранных зон;

– контроль за ведением нового строительства;

– страхование памятников;

– вывод экологически вредных производств с территорий памятников и с земель историко-культурного назначения;

– противоаварийные работы, консервация памятников;

Саратовское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда население города и области осознает необходимость сохранения своего национального достояния. Ведь любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.

Культура прошлого должна подаваться как нечто живое, интересное и важно для современного молодого человека. В частности, и краеведение должно и может подняться от чисто изыскательской практики к живому и яркому просветительству. Иначе незачем тревожить "тени забытых предков".

Необходимо выработать действенные механизмы повышения культурного уровня преподавателей и воспитателей от детских садов до университетов, настоящих и будущих родителей, вообще взрослого населения. Эта естественная идея, многократно скомпрометированная в "народных университетах культуры", "университетах здоровья", "университетах марксизма-ленинизма" и т.п., все же остается ключевой и ждет достойного воплощения. Иначе у нашего общества нет будущего.

Молодежь – это социально-демографическая группа в возрастных границах от 14 до 30 лет. Ее доля в общем населении составляет около 20%, что является весьма значительным количественным показателем, чтобы оставлять ее в стороне от рассмотрения. Итак, молодежь – неотъемлемая часть любого общества, независимо от его сущностных характеристик. В чем специфика молодежи как социокультурного явления?

Отношение молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры. Примерно такая же картина наблюдается в отношении к музеям и выставкам. Но нельзя в этом винить только молодежь. Ее предпочтения в сфере художественной культуры обусловлены социальными процессами, происходящими в обществе, отражают социальный и психологический облик своего времени, нормы, потребности, идеалы целого социального организма.

Развитие отрасли культуры во многом зависит от определения приоритетных направлений и предпочтений горожан. Поэтому вопросы формирования благоприятной культурной среды для духовного воспитания личности, изучения потребительского спроса населения в области культуры, обеспечения качественного удовлетворения потребностей горожан в услугах культуры требуют пристального внимания и проработки. Органы местного самоуправления должны обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; право на доступ к культурным ценностям.

Успешное выполнение мероприятий программы позволит сформировать культурную среду, способствующую духовной консолидации социума, что является значимой позицией в решении важнейшей социальной задачи - повышение качества жизни горожан.

 

Информация о работе Роль органов местного самоуправления в формировании интереса к культурному наследию