Контрольная работа по "Местному самоуправлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:15, контрольная работа

Краткое описание

В структурах власти разграничение полномочий и ответственности между уровнями может осуществляться по-разному. В тоталитарном государстве подбор руководителей всех уровней (даже при формальной выборности, как это было в СССР), наделение их полномочиями и ресурсами осуществляется сверху вниз, а ответственность - снизу вверх. Местная власть в этом случае представляет собой низший уровень государственной власти.

Оглавление

6. Местное самоуправление и его основные отличительные признаки…………………3
16.Особенности организации местного самоуправления в закрытых
административно-территориальных образованиях………………………………..8
26. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления……………11
Список источников……………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

МП.docx

— 126.86 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

6. Местное самоуправление  и его основные отличительные  признаки…………………3

 

16.Особенности  организации местного самоуправления  в закрытых

административно-территориальных  образованиях………………………………..8

 

26. Судебная и  иные правовые формы защиты  местного самоуправления……………11

 

Список источников……………………………………………………………………….17

 

 

6. Местное самоуправление и его основные отличительные признаки.

 

Каждая общественная формация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления.

Управление - это  воздействие, поступающее в систему  извне.

Самоуправление - это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.

Любая сложная  социально-экономическая система  предполагает децентрализацию управленческих функций. Представители каждого уровня управления имеют свои обязанности, ресурсы и полномочия для их выполнения, несут определенную ответственность за принимаемые решения.

В структурах власти разграничение полномочий и ответственности  между уровнями может осуществляться по-разному. В тоталитарном государстве подбор руководителей всех уровней (даже при формальной выборности, как это было в СССР), наделение их полномочиями и ресурсами осуществляется сверху вниз, а ответственность - снизу вверх. Местная власть в этом случае представляет собой низший уровень государственной власти. В демократическом обществе источником власти признается народ, устанавливается ответственность органов власти перед народом и контроль общества над властью, выборы осуществляются на альтернативной основе, разграничение полномочий и ресурсов по уровням управления регулируется законами, а местная власть функционирует на принципах самоуправления. Решающий голос в принятии решений по вопросам жизнедеятельности в границах данной территории принадлежит ее жителям и избираемым ими органам самоуправления.

В РФ как демократическом  государстве признается самоуправление территориальных единиц разных уровней: субъектов Российской Федерации в рамках федеративного государства, местное самоуправление в муниципальных образованиях, территориальное общественное самоуправление в частях муниципального образования. Местное самоуправление в этой системе есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении локальных проблем.

Суть местного самоуправления состоит в признании  права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.

В современном  обществе утвердился взгляд на местное  самоуправление как на одну из необходимых  основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.

Различные взгляды на природу местного самоуправления и соответствующие теории представлены в виде таблицы.

Теории

Основные признаки

1. Общественная 

теория

Строгое разграничение государственных  и общинных дел

1.1. Хозяйственная теория

Приоритет хозяйственной  самостоятельности общины

1.2. Юридическая теория

Приоритет юридической самостоятельности  общины

1.3. Политическая теория

Приоритет принципа отделения  должностных лиц общины от государственной службы

2. Государственная теория

Общинные дела – часть  государственных дел, переданных для  исполнения на места

3. Государственно- 
общественная теория

Выполнение общиной как  местных, так и государственных  дел

   

 

Представителями теории свободной общины, или общественной теории местного самоуправления, считаются Р. Гнейст, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер и др. По их мнению, к трем конституционным властям (законодательной, исполнительной и судебной) необходимо добавить четвертую - общинную. Община должна иметь право на самостоятельное и независимое от центральной власти существование, причем государство не создает общину, а лишь признает ее. Носитель власти в ней - народ. Отсюда следует, что круг общинных дел отличен от государственных, государственное вмешательство в ее внутренние дела недопустимо, должностные лица местного самоуправления не являются государственными чиновниками. Изложенная теория обладает тем недостатком, что на деле местное самоуправление не только признается, но и регулируется государством. Полное невмешательство государства в дела местного самоуправления невозможно.

Разновидность общественной теории самоуправления - хозяйственная. По мнению ее сторонников (Р. Моль, А. Васильчиков), функции самоуправления - строго хозяйственные. Этим оправдывается самостоятельность общины (коммуны) и отсутствие государственного надзора за ее деятельностью. Однако властные функции общины на практике не могут быть только хозяйственными.

Юридическая теория исходит из того, что органы местного самоуправления выполняют часть функций государственного управления, но являются органами не государства, а общины. Все самоуправляющиеся единицы, согласно этой теории, рассматриваются как субъекты государственных прав, предоставленных им в полное обладание. Поэтому необходимо наличие выборных органов местного самоуправления в противоположность органам, назначаемым правительством.

В дореволюционной  России существовала политическая теория самоуправления. Согласно ей, должностные лица местного самоуправления не являются профессиональными чиновниками, так как исполняют свои обязанности не по назначению правительства, а по выбору местного населения. Самоуправление выражается прежде всего в самостоятельности граждан, несущих свою безвозмездную службу и потому свободных в своем волеизъявлении.

Государственная теория (Л. Штейн, Н. Лазаревский, А. Градовский), в противоположность рассмотренным выше, исходит из того, что местное самоуправление - часть государства, и поэтому невозможно точное разграничение общинных и государственных дел. Согласно этой теории, общинные дела - часть государственных дел, переданных для исполнения на местах. Источником общинной власти является государство. Всякое управление есть дело государства, поэтому местное сообщество не обособлено от него, а служит его интересам и целям. Практика организации местной власти в советский период основывалась именно на этой теории.

Следует заметить, что между государственными и  местными делами все же есть принципиальное различие.

Государство имеет  дело с гражданами.

Местное самоуправление имеет дело с жителями.

Действительно, соблюдение гражданских и социальных прав и свобод человека, зафиксированные  в Конституции РФ, - вопрос государственный, тогда как устройство жизни в  конкретном поселении - вопрос местного значения.

Большинство современных  ученых придерживаются позиции двойственной, государственно-общественной природы местного самоуправления. Соответствующая теория предполагает выполнение общиной как местных задач, не требующих вмешательства и контроля со стороны государства, так и определенного круга дел государственного значения. В последнем случае органы местного самоуправления выступают в качестве агентов государства на местном уровне и действуют под его контролем.

Наряду с различием  местных и государственных дел, следует подчеркнуть принципиальное отличие местного самоуправления от самоуправления в общественных организациях. Оно состоит в том, что местное самоуправление носит форму публичной власти. Член самоуправляемой общественной организации, не желающий подчиняться ее уставным положениям и требованиям, может просто выйти или быть исключенным из ее состава. Жителя данного поселения исключить невозможно, поэтому он должен быть принужден к выполнению общих правил и порядков, установленных общиной. Для этого органы местного самоуправления должны иметь властные полномочия, полученные от избравшего их населения.

Общепризнанные  установки и ценности международной  демократии, составляющие теоретическую базу местного самоуправления, получили отражение в Европейской хартии местного самоуправления - документе, принятом Советом Европы 15 октября 1985 года. Вступление России в Совет Европы и ратификация в 1998 году Европейской хартии требуют учета всех ее отправных положений. В ней установлено, что "принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны".

Конституцией  РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

Организация местного самоуправления осуществляется на основе ряда общих принципов. К их числу  относятся:

- самостоятельность населения  в решении вопросов местного  значения;

- организационное обособление  местного самоуправления, его органов  в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач;

- соответствие материальных и  финансовых ресурсов местного  самоуправления его полномочиям;

- ответственность органов и  должностных лиц местного самоуправления  перед населением;

- многообразие организационных  форм осуществления местного  самоуправления;

- соблюдение прав и свобод  человека и гражданина;

- законность в организации и  деятельности местного самоуправления;

- гласность деятельности местного  самоуправления;

- сочетание коллегиальности и  единоначалия в деятельности  местного самоуправления;

- государственные гарантии местного  самоуправления.

Соответственно, к основным признакам местного самоуправления, отличающих его от государственной власти, можно отнести:

- различие в характере власти (местное самоуправление - власть  подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью);

- разграничение сфер компетенции  (ограничение круга дел, предоставленных  местному самоуправлению);

- самостоятельные источники средств  (нельзя говорить о местном  самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и обособленные средства для осуществления своих задач);

- территориально ограниченный  выборный принцип.

Все эти принципы и признаки в тех или иных формулировках  закреплены в Европейской хартии местного самоуправления и в Конституции РФ.

Таким образом, местное  самоуправление - это такой способ децентрализации власти, при котором  ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.1

 

16.Особенности  организации местного самоуправления  в закрытых

административно-территориальных образованиях.

 

Право на осуществление  местного самоуправления - неотъемлемое конституционное право граждан. Однако в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства российским законодательством допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях. Речь идет о закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) и приграничных территориях.

ЗАТО признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в  пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Закрытое административно-территориальное  образование имеет особый правовой статус. Решение о создании или об упразднении ЗАТО принимается Президентом РФ по представлению правительства РФ в случае невозможности обеспечить иным способом безопасное функционирование предприятий и иных объектов. Его границы устанавливаются Указом Президента РФ и могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав. Это вызвано тем, что объекты, находящиеся на территории ЗАТО, представляют как потенциальную угрозу для экологии, так и интерес для спецслужб различных стран. Специальные объекты такого рода традиционно строились по возможности в местах, наиболее отдаленных от любых поселений.

В ЗАТО муниципальные  образования могут создаваться  только в статусе городских округов. Такое требование законодательства обусловлено тем, что ЗАТО образуются по решению Президента Российской Федерации, режим управления и организации обеспечения жителей необходимыми публичными услугами регулируется специальным законом РФ об административно-территориальных образованиях. Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования зависят от режима секретности территории, на которой создано ЗАТО.

Информация о работе Контрольная работа по "Местному самоуправлению"