Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:38, контрольная работа
1. Перечислите особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях.
2. Ответьте на вопрос: что такое муниципальный бюджет, какова его структура?
3. Сравнительная таблица
ПКЗ «Муниципальное право России» Вариант 3
Признаки для сравнения |
Англосаксонская система местного самоуправления |
Континентальная (французская) модель местного самоуправления |
Смешанный тип местного самоуправления |
Нормативные основы |
Англосаксонская модель
характеризуется следующими чертами: |
Континентальная (французская)
модель характеризуется следующими
чертами:
1) контролем центральной власти над местным
самоуправлением; |
Смешанная модель построена
на следующих принципах: |
Территориальные единицы |
Англосаксонская муниципальная система сформировалась в странах, принадлежащих к системе общего права – это Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. |
Эта модель была еще недавно широко распространена в странах "мировой системы социализма", а также в ряде развивающихся государств просоциалистического образца. Сейчас в той или иной форме она имеет место лишь в немногих странах, все еще сохранивших социалистическую ориентацию (Китай, Куба, КНДР), а также в некоторых государствах, образованных из бывших республик Советского Союза (например: Беларусь, Узбекистан). |
Смешанная модель (Германия, Австрия, Япония) имеет сходства как с европейской (континентальной), так и с англосаксонской, обладая при этом своими собственными специфическими чертами. |
Виды органов местного самоуправления |
Данная модель не предусматривает наличия на местах каких-либо чиновников, назначаемых из центра для контроля за органами самоуправления, Местные советы в пределах закона, обычая (сложившейся практики), судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции центральных органов. Контроль за органами местного самоуправления является, в основном, косвенным: через финансирование их деятельности; посредством проводимых отраслевыми министерствами инспекционных проверок; путем принятия адаптивных законов (парламент принимает типовые законы, а местные органы вводят их в действие на своей территории с изменениями, обусловленными местными особенностями); в форме судебного контроля. |
В рамках этой модели представительные органы порой создаются только в
административно- |
Единовластие представительных органов снизу доверху, жесткая централизация системы представительных и исполнительных органов, иерархическая соподчиненность всех ее звеньев. Любой совет, начиная с самого низового звена, - сельского, поселкового совета - является органом государственной власти на соответствующей территории (даже если формально и считается органом местного самоуправления). Фактически самоуправленческие начала ограничиваются правом населения выбирать членов (депутатов) представительных органов. Реальной властью при советской модели управления обладает, как правило, партийно-номенклатурная элита разных уровней. |
Порядок формирования исполнительных органов |
Местные представительные органы (советы) в странах, где действует англосаксонская система, избираются непосредственно населением на три-четыре года. Исполнительные коллегиальные органы общей компетенции в рассматриваемой муниципальной системе не создаются. Например, в Великобритании такой деятельностью занимаются отраслевые постоянные комиссии, которые формируются из членов совета и нанимают оплачиваемых служащих. В городах США исполнительную функцию осуществляют мэры, избираемые любо непосредственно населением (система «мэр — совет»), либо советом города, или нанимаемые на несколько лет по контракту из числа менеджеров (система «совет — управляющий»). Нанимаемые мэром и постоянными комиссиями совета муниципальные служащие подлежат утверждению советом. Особенностью англосаксонской муниципальной системы является четкое определение компетенции органов местного самоуправления. Полномочия местных органов определяются по принципу позитивного правового регулирования. Это значит, что представительные органы вправе совершать только те действия, которые непосредственно определяются законом. |
Основным звеном местного самоуправления являются коммуны - муниципальные образования, создаваемые жителями небольших городов и сельских населенных пунктов. Каждая коммуна имеет свой представительный орган - совет и мэра, избираемого из числа депутатов совета и выступающего одновременно в качестве государственного служащего и главы местного самоуправления. Мэр и депутаты муниципального совета, работающие на постоянной основе, образуют муниципалитет. Его деятельность осуществляется под контролем муниципального совета и под административным контролем комиссара Республики. Последний наблюдает
за законностью принимаемых коммун Приведенный в качестве примера французский вариант организации власти на местах является типичным для континентальной модели местного самоуправления. |
Разберем на примере Германии и Японии. В Японии местное управление двухзвенное: высшее звено – префектура, второе звено – города, поселки, деревни. Здесь действует Закон о местном самоуправлении, в котором содержится детальная регламентация его структуры, а также внутренней организации и компетенции местных органов всех уровней, что в определенной степени ограничивает свободу системы местного управления. В Германии выделяют пять уровней территориального управления – федерация, земли, округа, районы и города в ранге районов, общины. Базовые единицы коммунального управления - общины, районы и города. Среди многообразия общин, являющихся низшими звеньями коммунальной системы, различают городские и сельские, однако во всех случаях в качестве представительного органа общины выступает совет. В стране не унифицированы требования к структуре коммунального управления и имеется много местных управляющих органов, обладающих индивидуальными чертами. Выделяют несколько типов муниципальной администрации, которые характеризуются определенными особенностями функциональных связей между выборными и исполнительными органами. |
2. Перечислите особенности
организации местного
Закрытым административно-
Закрытое административно-
В ведении органов местного
самоуправления закрытого административно-
Решения по всем указанным вопросам принимаются Правительством РФ. Изменения границ ЗАТО производится Указом Президента РФ. Отчасти это противоречит конституционному положению о том, что изменения границы муниципального образования допускается только с учетом мнения его населения.
До вступления в силу упомянутого
Закона властные полномочия в закрытых
образованиях осуществляли или руководители
базовых предприятий , или командиры
воинских частей. Сейчас в закрытом
административно-
Органы местного самоуправления
ЗАТО имеют ряд дополнительных полномочий.
В частности, они: - координируют деятельность
предприятий и (или) объектов, подразделений
охраны, милиции, гражданской обороны
и иных служб при угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций; - разрабатывают
схемы оповещения и эвакуации населения
в случаях аварий на предприятиях и (иных)
объектах либо при их угрозе. При возникновении
опасности для жизни и здоровья населения
закрытого административно-
Порядок осуществляемого по
категории специальных
Формирование бюджета
Органами местного самоуправления
ЗАТО могут предоставляться
В ведении органов местного самоуправления ЗАТО находятся все земли, кроме тех, которые заняты предприятиями или иными производственными объектами – они находятся в федеральной собственности.
К числу отдельных территорий, на которых местное самоуправление может осуществляться с особенностями, относятся и приграничные территории. Осуществляемое там местное самоуправление может осуществляться с особенностями, связанные с наделением органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению безопасности приграничных территорий.
Поле принятия Федерального Закона от 28 августа 1995г. Планировалось принять закон, определяющий особенности организации местного самоуправления в приграничной зоне, однако в последствии от такой идеи отказались. В настоящее время эти особенности определены Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993г. В соответствии со ст. 38 данного Закона население приграничных территорий может привлекаться к охране государственной границы Российской Федерации на добровольных началах и, как правило, или в составе добровольных народных дружин, или в качестве внештатных сотрудников Пограничных войск Российской Федерации. Члены народных дружин и внештатные сотрудники привлекаются к охране государственной границы Российской Федерации для выполнения совместно с Пограничными войсками Российской Федерации таких же, как: а) обеспечение контроля соблюдением режима государственной границы Российской Федерации и пограничного режима; б) участие в розыске лиц, пытающихся совершить или совершивших незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации; в) разъяснение гражданам правил режима государственной границы Российской Федерации и пограничного режима. Привлечение членов народных дружин и внештатных сотрудников для решения иных задач по охране государственной границы Российской Федерации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства России от 15 апреля 1995г. « О порядке привлечения граждан к охране Государственной границы ». Народные дружины создаются при структурных подразделениях Пограничных войск Российской Федерации при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В целях повышения эффективности и координации деятельности народов дружин в районе, городе, автономном округе, области, крае, республике решениями органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими структурными подразделениями Пограничных войск Российской Федерации могут создаваться штабы народов дружин из представителей органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, структурных подразделений Пограничных войск Российской Федерации, командиров народных дружин.
Исходя из местных условий иные формы участия граждан в охране государственной границы Российской Федерации определяются совместным решением Пограничных войск Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными выше задачами.
3. Ответьте на вопрос: что такое муниципальный бюджет, какова его структура?
Местный бюджет состоит из доходной и расходной части. В соответствии со ст. Зб ФЗ 154 в доходную часть местных бюджетов зачисляются:
1) местные налоги, сборы, штрафы;
2) отчисления от федеральных налогов, налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе;
3) финансовые средства, переданные
органами государственной
4) поступления от приватизации муниципального имущества;
5) средства от сдачи
6) поступления от местных займов и лотерей;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
8) дотации, субвенции,
9) а также другие средства, образующиеся
в результате деятельности
Среди перечисленных доходных источников местные налоги и сборы относятся к собственным источникам. Действующее в РФ законодательство (Закон РФ от 27.12.91 “Об основах налоговой системы в РФ”) устанавливает перечень этого вида налогов и сборов.
Органы местного самоуправления вправе:
- устанавливать в соотв. с
законом ставки налога на