Контрольная работа по "Местному самоуправлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:15, контрольная работа

Краткое описание

В структурах власти разграничение полномочий и ответственности между уровнями может осуществляться по-разному. В тоталитарном государстве подбор руководителей всех уровней (даже при формальной выборности, как это было в СССР), наделение их полномочиями и ресурсами осуществляется сверху вниз, а ответственность - снизу вверх. Местная власть в этом случае представляет собой низший уровень государственной власти.

Оглавление

6. Местное самоуправление и его основные отличительные признаки…………………3
16.Особенности организации местного самоуправления в закрытых
административно-территориальных образованиях………………………………..8
26. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления……………11
Список источников……………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

МП.docx

— 126.86 Кб (Скачать)

Раньше властные полномочия в закрытых образованиях осуществляли или руководители базовых предприятий, или командиры воинских частей. Сейчас в закрытом административно-территориальном образовании осуществляется местное самоуправление. В настоящее время в Российской Федерации создано 43 закрытых административно-территориальных образования.

В связи с вышеназванными особенностями на органы местного самоуправления ЗАТО, как правило, возлагаются дополнительные полномочия:

- координация  деятельности предприятий и (или)  объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- разработка  схемы оповещения и эвакуации  населения в случаях аварий  на предприятиях и (иных) объектах  либо при их угрозе - при возникновении опасности для жизни и здоровья населения ЗАТО в результате аварии на предприятиях глава местной администрации совместно с руководителями предприятия осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством РФ, принимает решения об эвакуации населения;

- участие совместно  с руководителями предприятий  и (или) объектов, по роду деятельности  которых созданы ЗАТО, и органами  федеральной службы безопасности  в порядке, устанавливаемом Правительством  РФ, в определении пропускного  режима в ЗАТО, за исключением  режимных территорий предприятий  и объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых или запретных зон;

- по согласованию  с органами ФСБ имеют право  давать разрешение на въезд  граждан в ЗАТО и выезд из  него, за исключением режимных  территорий предприятий и объектов;

- осуществление  контроля за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим  состоянием территорий ЗАТО, за  исключением режимных территорий  предприятий или объектов, находящихся  в границах внутренних контролируемых  или запретных зон, которые  подлежат ведению уполномоченных  на то государственных контрольных  и надзорных органов, но органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

- внесение предложений  в соответствующие органы государственного  и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения ЗАТО от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;

- заказ на  строительство и ремонт жилья,  объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого  участия юридических лиц, расположенных  на его территории.

Порядок осуществляемого  по категории специальных расходов централизованного материально-технического обеспечения программ социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования, а также централизованного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами устанавливается Правительством РФ.

Формирование  бюджета ЗАТО также имеет определенные особенности. В бюджет ЗАТО зачисляются все налоги, сборы и другие поступления с его территории. Дефицит бюджета покрывается дотациями и субвенциями из федерального бюджета. Эти статьи расходов федерального бюджета являются защищенными, т.е. указанные суммы не подлежат уменьшению.

Органами местного самоуправления ЗАТО могут предоставляться  дополнительные льготы по налогам и сборам организациям, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО. Право на получение указанных льгот имеют организации, имеющие не менее 90% основных средств и осуществляющие не менее 70 % своей деятельности на территориях соответствующих ЗАТО.

В ЗАТО может  быть установлен особый режим использования  земель.

Решение об участии  в приватизации имущества физических и юридических лиц может приниматься  органами местного самоуправления ЗАТО по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО.

К числу отдельных  территорий, на которых местное самоуправление может осуществляться с особенностями, относятся и приграничные территории. Осуществляемое там местное самоуправление может осуществляться с особенностями,  связанные с наделением органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению безопасности приграничных территорий.2

 

26. Судебная  и иные правовые формы защиты  местного самоуправления.

 

Местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций.

Необходимым условием полного и  эффективного осуществления задач  и функций местного самоуправления в Российской Федерации является обеспечение реализации и защиты прав местного самоуправления, создание гарантий подлинной независимости и самостоятельности местного самоуправления. Система гарантий местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту.3

Рис. 1. Структура местного самоуправления в Российской Федерации

 

Гарантии местного самоуправления определены Конституцией РФ, Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом РФ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, о собраниях и сходах граждан, о формировании муниципальной собственности и т.д. Гарантии местного самоуправления также закреплены в уставах соответствующих муниципальных образований и иных нормативно-правовых актах органов местного самоуправления. 4

Особую роль в  системе правовых гарантий, обеспечивающих защиту местного самоуправления, играет право на судебную защиту. Это право  закреплено в Европейской Хартии местного самоуправления -  «Органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления». Эта  важнейшая гарантия международного права закреплена Конституцией РФ, согласно которой местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявить в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, также общественных объединений.

Конституция РФ, федеральные законодательные акты, законодательные и иные правовые акты субъектов РФ, гарантируя местное  самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных на защиту нарушенных прав местного самоуправления, и на предупреждение подобных нарушений.

В Гражданском кодексе РФ дается перечень способов защиты прав: защита прав может осуществляться путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Конституционное право местного самоуправления на судебную защиту заключается в том, что в правовом государстве суд выступает в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры о нарушенном праве. Судебная власть в России призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним из элементов которого является местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое государством.

Значительное  место среди судебных решений  занимают решения Конституционного Суда РФ. Востребованность Конституционного Суда РФ проявляется как в значительном количестве обращений в Конституционный Суд РФ по вопросам местного самоуправления - они составляют почти треть от всех, касающихся организации публичной власти, включая наряду с муниципальной также законодательную, исполнительную и судебную, - так и в существенном, новаторском, развивающемся и достаточно кардинальном характере правовых позиций, сформулированных в решениях Конституционного Суда РФ.

Однако необходимо разъяснить некоторые условия обращения:

1. Обращение органов  или должностных лиц местного  самоуправления в Конституционный Суд РФ возможно только при наличии предшествующего решения суда, причем стороной в этом деле должен быть обязательно этот орган (это лицо).

2. Право этого  органа обращаться в суды от  имени муниципального образования должно быть указано в уставе муниципального образования.

3. Предметом оспаривания  в Конституционном Суде РФ  органом местного самоуправления от имени муниципального образования может быть акт, нарушающий права муниципального образования.

На практике чаще всего обращаются не в Конституционный  Суд РФ, а в суды общей юрисдикции или в арбитражные суды. Причем правом на судебную защиту пользуются все более активно как органы местного самоуправления, в том числе  их ассоциации и союзы, так и граждане, а также общественные объединения, представляющие жителей муниципальных образований. Большинство споров касаются вопросов организации деятельности местного самоуправления (назначение выборов, референдумов, регистрация уставов муниципальных образований, назначение должностных лиц, формирование структуры органов местного самоуправления и т. П.), а также установления местных налогов и сборов, формирования и исполнения местных бюджетов.5

Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Данные решения обязательны для исполнения всеми, расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” устанавливает, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. При этом предусматривается ответственность в соответствии с законодательством, которая наступает за неисполнение/ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления.6

Важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам. Эти обращения, в которых органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления поднимают вопросы защиты прав местного самоуправления, необходимости учета интересов муниципальных образований при решении социально-экономических и иных вопросов, подлежат обязательному рассмотрению. Органы и должностные лица местного самоуправления должны получить мотивированный ответ на свои обращения.7

Органы местного самоуправления обращаются по вопросам своей деятельности также к предприятиям, учреждениям и организациям, которые обязаны рассматривать эти обращения. В целях большего учета интересов муниципальных образований при законодательном регулировании субъектами РФ разнообразных вопросов регионального и местного значения Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

Правовая защита местного самоуправления гарантируется  деятельностью соответствующих государственных органов, которые в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества. Надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, права населения на местное самоуправление осуществляет прокуратура РФ. Значительная часть правовых актов по вопросам местного самоуправления принимается органами государственной власти субъектов РФ, в которых могут содержаться положения, ущемляющие или ограничивающие права местного самоуправления. Помимо органов прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов органами государственной власти субъектов РФ, важную функцию в этой сфере выполняет Министерство юстиции РФ. На Министерство юстиции РФ возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ (и по вопросам местного самоуправления). В случае несоответствия правового акта Конституции РФ или федеральному закону Министерство юстиции РФ представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Информация о работе Контрольная работа по "Местному самоуправлению"