Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 16:45, реферат
Объектом исследования в данной работе выступает жилищно-коммунальное хозяйство в целом как отрасль российской экономики, включающая в себя совокупность: субъектов ЖКХ, осуществляющих деятельность в данной отрасли; объектов жилищно-коммунального комплекса, в отношении которых осуществляется эта деятельность; государство в лице его органов власти, осуществляющих регулирование и управление в пределах своей компетенции; а также граждан и юридических лиц как потребителей жилищно-коммунальных услуг.
- тарифное регулирование
Одной из мер, направленных на привлечение средств потенциальных инвесторов в сферу ЖКХ, является принятие Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"28. Концессионные соглашения являются инструментом привлечения долгосрочных частных инвестиций в создание и реконструкцию объектов, находящихся в муниципальной или государственной собственности. К таким объектам относятся системы водоснабжения и водоотведения, тепловые сети, системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, и другие системы коммунальной инфраструктуры.
Также значительную роль играет активность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в проведении разъяснительной работы среди населения по поводу выбора и реализации способов управления многоквартирными домами в соответствии с Жилищным кодексом РФ, оказании организационно-методической помощи гражданам, проявляющим активность в этом вопросе. В противном случае управление многоквартирными домами, а значит и бремя расходов на их содержание и ремонт (в том числе капитальный) остается на плечах муниципальных обслуживающих организаций, а значит, и бюджетов.
В качестве иллюстрации можно привести следующий пример: 30 ноября 2010 г. Фонд содействия реформированию ЖКХ принял решение о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда отдельным субъектам РФ. Основанием послужило нарушение п.2 части 1 статьи 14 Федерального закона 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ», в соответствии с которым с 01.01.2010 г. в муниципальных образованиях, участвующих в программах Фонда, не менее 80 % домов должны управляться организациями, имеющими в уставном капитале не более 25 % участия субъекта РФ или муниципалитета. Оказалось, что в городе Ахтубинске доля таких домов составляет 68,8 %, в ЗАТО «Знаменск»-4,52 %. В случае неустранения этих нарушений в течение четырех месяцев средства, полученные ранее регионом из Фонда, отзываются в полном объеме, а это 1 734 млн.руб29.
Возникшая ситуация говорит об определенных упущениях в управленческой деятельности органов местного самоуправления, которая должна быть направлена в том числе на продвижение информационной кампании по разъяснению населению преимуществ выбора способа управления домами, создания товариществ собственников жилья или частных управляющих компаний для управления жилищным фондом. Должны оказываться организационно-методическая поддержка социально активным гражданам, становящимся инициаторами создания таких некоммерческих организаций, и другие необходимые меры содействия инициативам населения, активизироваться процессы обратной связи.
Анализ положений о структурных подразделениях администраций субъектов Федерации, выполняющих функции ЖКХ, показал, что, так же как и на федеральном уровне, практически у всех субъектов Федерации в компетенционных актах отсутствуют цели, недостаточно полно и четко определены задачи и функции органов управления, наблюдается подмена этих терминов, имеют место значительные расхождения в формулировках как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. На практике органы местного самоуправления принимают решения об увеличении ставок и тарифов оплаты за ЖКУ. При этом никаких преобразований и мероприятий в сфере ЖКХ с целью снижения себестоимости ЖКУ и выявления необоснованных затрат в ЖКХ и, как следствие этого, снижения тарифов не проводят. Вышеперечисленные проблемы приводят только к росту тарифов и ставок, тем самым вызывают негативное отношение со стороны населения.
В связи с проводящейся административной реформой отмечается, что проблема поиска организационно-правовых форм органов исполнительной власти субъектов Федерации не нашла пока адекватного разрешения ни в законодательстве (как федеральном, так и на уровне субъектов Федерации), ни в научной литературе.
Все еще остается актуальной проблема выбора модели органа ЖКХ отраслевой компетенции - самостоятельный орган управления или "орган в органе". В настоящее время единообразного решения на региональном уровне эта проблема тоже пока не нашла. В ряде субъектов Федерации отраслевое управление ЖКХ осуществляет отдел в структуре комитета, главного управления, управления, департамента, что является аналогией управления ЖКХ на федеральном уровне. Практика показывает, что реформы ЖКХ проходят заметно успешнее в тех регионах, где в администрации субъектов Федерации работают самостоятельные органы власти, координирующие политику управления в сфере ЖКХ.
Собственные полномочия местного самоуправления для решения вопросов местного значения в сфере ЖКХ устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»30. Вместе с тем правовым закреплением полномочий местного самоуправления в сфере ЖКХ служат иные федеральные и региональные законы, отраслевые законодательные акты, в том числе и кодифицированного характера (ЖК РФ), уставы муниципальных образований.
Анализ текущего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными и региональными законами, отраслевыми нормативными актами, уставами муниципальных образований, в реальной действительности значительно шире, чем это предусмотрено в ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Система управления ЖКХ на уровне муниципального образования представляется как трехзвенная система, включающая в себя: собственников жилищного фонда и других объектов недвижимости; организации по управлению муниципальным жилищным фондом; подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Очевидно, что общий объем полномочий исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления должен обеспечивать их нормальное функционирование и поэтому нуждается в расширении. В целях обеспечения реального объема полномочий органов местного самоуправления необходима законодательная инициатива в решении проблемы расширения перечня вопросов местного значения и полномочий по собственной инициативе субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с соблюдением определенных условий31.
Реформирование жилищно-коммунальной сферы сегодня во многом сдерживается нерациональной системой управления отраслью и образовавшимся огромным дефицитом финансовых средств. Эти два фактора взаимосвязаны и являются определяющими в процессе, перевода ЖКХ в режим безубыточного функционирования и обеспечения необходимых стандартов качества жилищно-коммунальных услуг, как того требует государственная идеология его реформы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
В ходе жилищной реформы изменился государственный подход к сфере жилищной политики, системе управления ЖКХ, ее правовой регламентации. Реформа ввела частную собственность на жилище, сформировала рынок жилья, возложила бремя содержания жилья на собственников, чем затронула интересы каждой семьи. Обеспечивая дальнейшее проведение реформы, следует иметь в виду высокую значимость ЖКХ как сферы жизнеобеспечения населения страны, необходимость снятия социальной напряженности и обеспечение доступности коммунальных услуг, обязательное достижение конечной цели - повышение качества жизни людей.
Вместе с тем стоит отметить, что за годы проведения реформы жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации достигнуты определенные успехи:
- большинство отраслей жилищно-
- в сфере оказания жилищно-
- в целом завершена передача
ведомственного жилищного
- увеличился вклад населения в оплату жилищно-коммунальных услуг
Несмотря на достигнутые успехи во многих подотраслях жилищно-коммунального комплекса, необходимо постоянно наращивать усилия по ускорению реконструкции и модернизации всей отрасли, так как износ жилищного фонда, объектов коммунальной инфраструктуры также нарастает с каждым годом. Как сказал Президент РФ Д.А. Медведев, выступая 23.11.2010 г. на заседания президиума Государственного совета "Проблемы развития современной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса": «Согласно статистике сегодня более 4,5 миллиона граждан России проживают в ветхом или аварийном жилье, причём очевидно, что эта цифра занижена. Износ объектов жилищно-коммунального хозяйства в стране составляет более 60 процентов. «Если ничего не делать, то через 5-7 лет наступит катастрофа».
Для того чтобы избежать этой катастрофы, необходимо участие всех субъектов отношений в сфере ЖКХ: государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления, бизнеса, и населения в процессах реформирования и модернизации отрасли. Нужно активно внедрять новые формы хозяйствования и управления, позволяющие добиваться высокого качества производимого продукта (жилищных и коммунальных услуг) при низких затратах, создавать условия для привлечения новых инвестиций и новых технологий в процессы функционирования ЖКХ.
Для этого требуется подготовить и обучить новое поколение высокопрофессиональных менеджеров, обученных новым методам и способам управления, способных вырабатывать и внедрять в жизнь инновационные решения и технологии управления. Это позволит со временем вывести отрасль жилищно-коммунального хозяйства России из разряда самых отсталых и убыточных на уровень успешно развивающихся секторов экономики, привлекательных для вложения инвестиций и применения инновационных решений, как это происходит в самых экономически развитых странах мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые источники:
Литература
1 Конституция РФ/Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.//Российская газета, 1993.-№237 от 25.12.1993 г.
2 Конституция РФ/Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.//Российская газета, 1993.-№237 от 25.12.1993 г.
3 "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ.//(принят ГД ФС РФ 22.12.2004)"Российская газета", N 1, 12.01.2005.
4 Конституция РФ/Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.//Российская газета, 1993.-№237 от 25.12.1993 г.
5 Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 N 75"О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".// "Российская газета", N 37, 22.02.2006.
6 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. //№51-ФЗ"Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
7 "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ.//(принят ГД ФС РФ 22.12.2004)"Российская газета", N 1, 12.01.2005.
8 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ.// "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.