Реформы ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является анализ состояния жилищно-коммунальной сферы Чекмагушевского района РБ и разработка целей по развитию отрасли.
Задачи: 1) рассмотреть структуру и экономическое состояние отрасли; 2) рассмотреть основные направления реформирования ЖКХ в России и отдельно Республике Башкортостан; 3) анализировать показатели работы предприятий ЖКХ в Чекмагушевском районе; 4) выявить проблемы в сфере ЖКХ; 5) рассмотреть основные мероприятия по развитию ЖКХ в районе.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Состояние жилищно-коммунальной сферы в России
1.1 Структура и экономическое состояние отрасли 5
1.2 Реформа ЖКХ в России 10
1.3 Реформирование ЖКХ в Республике Башкортостан 12
ГЛАВА 2. Анализ состояния жилищно-коммунальной сферы Чекмагушевского района РБ
2.1 Анализ показателей работы ЖКХ в Чекмагушевском районе 14
2.2 Проблемы сферы ЖКХ в районе 20
ГЛАВА 3. Основные мероприятия по развитию ЖКХ в Чекмагушевском районе РБ
3.1 Пути повышения эффективной деятельности в сфере ЖКХ района 23
3.2 Создание Консультационно-правового центра 26
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Экономика соц сферы (гот).doc

— 170.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение                                                                                                                 3

ГЛАВА 1. Состояние жилищно-коммунальной сферы в России

1.1 Структура и экономическое состояние отрасли                                          5

1.2   Реформа ЖКХ в России                                                                               10

1.3 Реформирование ЖКХ в Республике Башкортостан                                  12

ГЛАВА 2. Анализ состояния жилищно-коммунальной сферы Чекмагушевского района РБ

2.1 Анализ показателей работы ЖКХ в Чекмагушевском районе                  14

2.2 Проблемы сферы ЖКХ в районе                                                                  20

ГЛАВА  3. Основные мероприятия по  развитию ЖКХ в Чекмагушевском районе РБ                                                                                                    

3.1 Пути повышения эффективной деятельности в сфере ЖКХ района       23

3.2 Создание Консультационно-правового центра                                          26

Заключение                                                                                                         28

Список используемой литературы                                                                 29                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

        Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) до непосредственных потребителей.

      В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям; возложенные на нее задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения. В связи с этим реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) становится одной из самых острых экономических и социальных проблем современной России. Причина в том, что она продолжается уже более десяти лет и пока, по мнению подавляющей части населения, не принесла сколько-нибудь существенных результатов, кроме непрерывного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Поэтому реформа ЖКХ и связанные с ней процессы являются постоянным источником социального напряжения в обществе. В ходе реализации реформы очень четко проявилось противоречие между целями реформы и социальными последствиями, которые она вызывает. Фактическое состояние бытовой инфраструктуры катастрофически ухудшается, система жизнеобеспечения населения разрушается, и становится все более очевидным, что решить эту макроэкономическую проблему за счет только перехода на стопроцентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг весьма проблематично.

      Таким образом, актуальность темы определяется настоятельностью решения научной проблемы сбалансированности процесса реформирования ЖКХ и повышения качества жизни населения при переходе на новые принципы функционирования жилищно-коммунального хозяйства.     

      Целью курсового проекта является анализ состояния жилищно-коммунальной сферы Чекмагушевского района РБ и разработка целей по развитию отрасли.       

      Задачи: 1) рассмотреть структуру и экономическое состояние отрасли; 2) рассмотреть основные направления реформирования ЖКХ в России и отдельно Республике Башкортостан; 3) анализировать показатели работы предприятий ЖКХ в Чекмагушевском районе; 4) выявить проблемы в сфере ЖКХ; 5) рассмотреть основные мероприятия по  развитию ЖКХ в районе.

         Объектом исследования выступает жилищно-коммунальное хозяйство района.

      Предмет исследования: социально-экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения социальных гарантий и повышения качества жизни населения при переводе жилищно-коммунальной сферы в безубыточный режим функционирования

Курсовой проект  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Данные, используемые в работе, взяты из нормативных документов, статей, монографий, работ ученых и Интернет-ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Состояние жилищно-коммунальной сферы в России

 

1.1 Структура и экономическое состояние отрасли

 

       Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющей условия жизнедеятельности человека, комфортности его жилища, его инженерное благоустройство, качество и надёжность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат городской среды.

      В составе жилищно-коммунального хозяйства выделяются следующие подотрасли:

· Жилищное хозяйство и ремонтно-эксплутационное производство.

· Водоснабжение и водоотведение.

·Коммунальная энергетика (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение).

· Городской транспорт (троллейбус, трамвай, автобус).

·Информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерного обеспечения и связи).

· Внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство.

· Санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов).

· Зелёное хозяйство (озеленение городов, цветоводство).

· Гостиничное хозяйство.

· Бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание).

· Уличное освещение.

      Отрасли городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг тесно связанны с региональной экономикой и рассматриваются как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых, социально-культурных, коммунальных потребностей населения.[10, c.76]

     В городское хозяйство входят предприятия, выполняющие как производственные, так и непроизводственные функции, включая транспорт, бытовое обслуживание, связь, торговлю, общественное питание и другие отрасли.

       К особенностям жилищно-коммунального хозяйства можно отнести:

· Сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг.

· Особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей.

· Сочетание коммерческих (ориентированных на получение прибыли) и некоммерческих организаций.

· Отрасль представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг).

· Многообразие организационно-правового статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности.

· Сочетание крупного (производство электроэнергии, водоканал) и малого бизнеса.

· Рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе населения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления.

· Особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля.

· Необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг, независимо от платёжеспособности населения.

· Многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации).

 

      Повышение требований к жилищно-коммунальному хозяйству его развитие и совершенствование выступают как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения жилищных условий и развития культуры населения.

     Россия является одной из высокоурбанизированных стран мира, она имеет 73% городского населения, однако, продолжительность жизни её населения существенно ниже, чем в других, особенно высокоразвитых странах. Одной из существенных причин такого положения является экологическая обстановка городов.

     Влияние качества живой среды на здоровье горожан - основополагающий фактор, ибо они проводят там доминирующую часть жизни. В силу высокой социальной значимости и жизнеобеспечивающих функций, ЖКХ можно отнести к области государственного контроля за безопасность продукции, то есть государство должно гарантировать потребителям определённый уровень качества жилищно-коммунальных услуг и их безопасность.

     Для жилищно-коммунальных услуг характерны:

а) принадлежность к группе жизнеобеспечения;

б) социальная значимость;

в) низкая заменяемость другими услугами.

       Существенной особенностью отрасли является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий - поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг.

      В настоящее время ценовой контроль, осуществляемый по ряду услуг органами государственной власти, а по ряду услуг органами местного самоуправления, должен противостоять возможности предприятий-монополистов использовать монопольное положение для неоправданного роста цен. Однако, отсутствие методических материалов по проблемам

ценообразования в сфере естественных локальных монополий, а также системы типовых договоров, отражающих интересы как поставщика услуги, так и ее потребителя, делает этот контроль недостаточно эффективным.

       Монопольное положение предприятий отрасли приводит к недостаточно эффективному использованию имеющихся финансовых и материальных ресурсов, отсутствию оперативного реагирования на требования потребителей путем принятия адекватных экономических мер и управленческих решений, слабой восприимчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства к требованиям научно-технического прогресса, отсутствию личной заинтересованности работников в соблюдении показателей качества, надежности и экологической безопасности работ (услуг).

       За последние годы значительно изменилась ситуация с собственностью на объекты жилищного и коммунального хозяйства. Она характеризуется тремя главными тенденциями:

- массовой приватизацией жилищного фонда;

- передачей объектов жилищно-коммунального хозяйства из государственной собственности в муниципальную собственность;

- акционированием части объектов жилищно-коммунального хозяйства, в основном объектов электро- и теплоснабжения, входящих в единую систему энергообеспечения страны.[13, c.95]

      Этот процесс заложил предпосылки для развития конкуренции и демонополизации в отрасли, но к настоящему времени не дал существенных позитивных результатов.

      В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования современных систем жизнеобеспечения территорий большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и в первую очередь, связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями). При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами городов и районов (исключения в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2 Реформа ЖКХ в России

 

     Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразовании не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере. Началом реформы жилищно-коммунального хозяйства можно считать принятие закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г., который наметил переход отрасли на самоокупаемость. В результате преобразований 1992-2000 гг. существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности на все объекты жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации. Приватизация муниципального и государственного жилья значительно увеличила долю частного жилья, и к 2000 г. она составила более 63 % по сравнению с 33 % в 1996 г., включая ЖСК и ЖК.

     Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренная Указом Президента РФ от 28.04.97 г. № 425 дала новый мощный импульс для продолжения реформы. В соответствии с Концепцией реформирования ЖКХ для исполнения субъектами и муниципальными образованиями РФ были введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаемые ежегодно по экономическим регионам России, а в регионах была проделана работа по подготовке региональных и муниципальных программ реформирования.

Информация о работе Реформы ЖКХ