Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 04:42, лекция
Устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства является составляющей социальной безопасности граждан и стабильности в стране. Жилищно-коммунальные услуги имеют для населения особое значение и являются жизненно необходимыми. От их качества и стабильности зависит не только комфортность, но и безопасность проживания граждан в своем жилище.
Новая концепция реформы ЖКХ
Устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства является составляющей социальной безопасности граждан и стабильности в стране. Жилищно-коммунальные услуги имеют для населения особое значение и являются жизненно необходимыми. От их качества и стабильности зависит не только комфортность, но и безопасность проживания граждан в своем жилище.
В связи с этим особое значение приобретает распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 № 102-р, которым утверждена Концепция федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы" (далее - Концепция).
В данной Концепции определены основные цели и приоритетные направления реформирования ЖКХ:
Важно напомнить, что перечисленные цели, направления, а также задачи, подходы, механизмы, мероприятия, обозначенные в Концепции, уже декларировались в ранее принятых разнообразных государственных документах, начиная с 4 июля 1991 г., когда вступил в силу Федеральный закон № 1541 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Данный Закон установил основные принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, определил правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Закон, который называли "первым рыночным" и "наиболее прогрессивным", радикально изменил общественные отношения в жилищной и коммунальной сфере. На его основе в последующем принимались многочисленные постановления и указы, нормативные правовые акты, концепции, программы, мероприятия по развитию ЖКХ, выделялись финансовые средства из различных источников, создавались новые управленческие структуры, велась определенная практическая работа.
Как оказалось, курс, о котором говорят разработчики новой Концепции, не такой уж и новый. Подобные идеи уже встречались в Указе Президента РФ от 28.04.1997 № 425 "О реформе ЖКХ в Российской Федерации" и Указе от 27.05.1997 № 528 "О дополнительных мерах по реформированию ЖКХ в Российской Федерации"; в Федеральной целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 897; а также в ряде других решений и постановлений Правительства РФ, Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти.
Только в 2007 г. произошло как минимум три события государственного масштаба, которые ознаменовали собой начало новейшего курса на реформирование жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, а именно:
Однако за довольно продолжительный период (около 20 лет) реформирования ЖКХ на рыночных основах существенных преобразований в отрасли не произошло. Об этом свидетельствуют предельный износ основных фондов, отсталые технологии, многомиллиардные долги, банкротство большинства предприятий, возрастающая аварийность, которая рассматривается уже как угроза национальной безопасности.
Прошедший осенне-зимний период со всей очевидностью выявил слабость системы: более 4000 аварий произошло в системах жизнеобеспечения населения со сроком ликвидации последствий 6-8 ч, около 100 аварий -со сроком ликвидации последствий более 36 ч. По предварительным подсчетам более миллиона наших соотечественников прошлой зимой в течение продолжительного времени были лишены либо тепла, либо воды, либо электроэнергии, либо газа.
Может
быть, избранный курс не лишен недостатков,
и требуется его коррекция? Возможно,
перед принятием новой
Бесспорно,
наивысшим достижением в деле
государственной поддержки
Нельзя согласиться с тем, что вся программа будет посвящена исключительно собственникам многоквартирных домов. А как же остальные потребители жилищно-коммунальных услуг, в т. ч. жители небольших поселений, вся социальная инфраструктура (школы, больницы и т. п.), производственная сфера, особенно в малых городах?
Кроме того, в рассматриваемой Концепции не учтены вопросы технического регулирования, сертификации, лицензирования в жилищно-коммунальной сфере, а без их решения обеспечить качество и безопасность на жилищно-коммунальных объектах невозможно. Нет в ЖКХ и достаточных юридических условий для деятельности саморегулируемых организаций (СРО). В Концепции об этом даже не упоминается, и, по нашему мнению, здесь кроется много возможностей для злоупотреблений. Требуется принять неотложные меры по упорядочению лицензирования, сертификации и деятельности СРО в жилищно-коммунальной сфере.
Уже очень много говорилось о ТСЖ, приватизации объектов ЖКХ, монетизации льгот, названных в Концепции приоритетными. Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения многократно публично высказывался против приватизации систем жизнеобеспечения, которые, как и во всем мире, должны находиться преимущественно в муниципальной собственности. Приватизация в том виде, в каком она проходит сейчас, не будет способствовать социальной безопасности и стабильности в отрасли.
Принципы приватизации объектов ЖКХ в современных условиях следует пересмотреть. Международный опыт свидетельствует о возвращении ранее приватизированных систем жизнеобеспечения населения обратно в так называемую публичную собственность. Сегодня необходимо обеспечить социально ответственный подход к реформированию отрасли, сбалансированность интересов всех сторон трудовых отношений.
Более десяти лет обсуждаются вопросы деятельности ТСЖ, монетизация льгот. Но для практического их осуществления за весь период реформы не созданы элементарные условия: недостаточную разъяснительную работу ведут власти и СМИ, не сформирована соответствующая мотивация граждан, несовершенна нормативная правовая база, не подготовлены кадры для ТСЖ и управляющих организаций. А главным препятствием является противодействие местных и региональных органов власти в выделении ТСЖ законных земельных участков для дворовых территорий.
Что касается навязывания монетизации льгот, то, кроме уже избитых причин (неточности и несвоевременности расчетов, организационно-технической сложности и пр.), следует отметить общую точку зрения ветеранов. Они считают, что для них важнее не сами деньги, а добытое в боях право на льготу, признание их заслуг обществом.
Информация о мерах поддержки малоимущих граждан очень слабо доводится до их сведения органами социального обеспечения и почти не освещается в СМИ. Граждане либо не знают о таких возможностях, либо не могут ими воспользоваться. Данная социальная поддержка усложнена сбором многочисленных документов, учетом жилой площади только по социальным нормам, расчетами совокупного семейного дохода по особым формулам и др. Получение таких субсидий зачастую оказывается недоступным для нуждающихся граждан. В условиях мирового финансового кризиса это серьезнейшее упущение власти, которое требует принятия незамедлительных мер.
Отдельного
внимания заслуживает
Главной и острейшей проблемой развития ЖКХ является финансовое обеспечение. Меры по разработке комплексных программ развития территорий, внедрение современных информационных технологий, особые условия кредитования через заранее определенные банки, предусмотренные Концепцией, представляются недостаточно проработанными, а в некоторых случаях и опасными. Велика вероятность того, что многие предприятия (большинство из которых сегодня банкроты), получив "длинные деньги", не смогут рассчитаться по долгам. Ведь очевидно, что возврат кредита будет осуществляться через тариф, т. е. за счет потребителя - прежде всего, населения. А готово ли население нести такие расходы? В стране 18 млн граждан живут за чертой бедности, минимальный размер оплаты труда составляет 4330 руб., невысока и средняя пенсия.
Главный недостаток Концепции в отсутствии сколько-нибудь убедительных аргументов и определенных механизмов, которые гарантировали бы возвратность средств, порядок залога имущества или реализацию других мер. По нашему мнению, не следует ожидать массового инвестирования со стороны частного бизнеса (по Концепции его вложения составят 75%) - в условиях малых городов и поселений это практически невозможно. Поверхностными и упрощенными представляются подходы к формированию и реализации инвестиционных программ.
Что касается внедрения новейших информационных технологий, то очевидным недостатком Концепции является непроработанность создания федеральной интегрированной информационной системы эффективной реализации предполагаемого комплекса мер. Возникает вопрос: почему нельзя использовать ранее наработанные информационные системы в ЖКХ, на которые уже израсходованы значительные финансовые средства?
Также трудно согласиться с предлагаемыми сроками реформирования ЖКХ и целевыми индикаторами и показателями, позволяющими оценить ход реализации будущей программы. Полагаем, что слишком много времени (два года) отводится разработке программ комплексного развития территорий, созданию информационных систем, формированию законодательной, нормативной правовой базы.
Планы осуществления реформы ЖКХ (2010-2020 гг.) не проработаны и необоснованно растянуты. Еще одного десятилетия реформирования ЖКХ население может не выдержать, возможно усиление социального напряжения. Следует вдвое сократить сроки и пересмотреть приоритеты, а главным источником финансирования должны быть государство, субъекты РФ, местное самоуправление, частный бизнес и только в последнюю очередь - население. Премьер-министр В.В. Путин на заседании Правительства РФ 10 марта 2010 г. отметил, что в деле модернизации и реформирования отрасли целесообразно и далее использовать принципы финансовой поддержки, осуществляемые в настоящее время через Фонд реформирования ЖКХ. Такой подход представляется наиболее оптимальным.
По нашему мнению, результатом реформы ЖКХ должно стать обеспечение всего населения страны качественными, надежными и доступными жилищно-коммунальными услугами. Приоритетными задачами должны быть: