Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 04:42, лекция
Устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства является составляющей социальной безопасности граждан и стабильности в стране. Жилищно-коммунальные услуги имеют для населения особое значение и являются жизненно необходимыми. От их качества и стабильности зависит не только комфортность, но и безопасность проживания граждан в своем жилище.
Ранее проводимая реформа была направлена в основном на реорганизацию структур управления жилищно-коммунальным комплексом, изменение форм собственности, содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, организацию управления многоквартирными домами, развитие рыночных отношений. Эти же направления реформы преимущественно сохраняются и в настоящее время. Однако приоритетом сегодняшнего дня должны быть модернизация основных фондов, внедрение ресурсо-энергосберегающих технологий.
Мы считаем, что изложенный в Концепции комплекс мер по реформированию ЖКХ следует дополнить и скорректировать. Для разработки федеральной целевой программы по реформированию ЖКХ необходимо широкое подключение структур гражданского общества.
Дальнейшее ослабление государственной поддержки отрасли, тем более в условиях мирового финансового кризиса, может привести к ограничению и ухудшению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, невыполнению планов национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России", потере устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения.
Жилищно-коммунальное хозяйство наряду с жилищным строительством должно рассматриваться как мощный источник внутреннего спроса, охватывающего различные секторы отечественной экономики. Жилищно-коммунальный комплекс может стать основой для организации общественных работ. Рабочие места могут быть предоставлены непосредственно в местах проживания работников без дорогостоящего перемещения рабочей силы в другие регионы. В отрасли существует огромный внутренний спрос на оборудование, машины и механизмы для коммунальной энергетики и теплоснабжения, систем водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, а также на индивидуальные приборы учета тепла и воды и многое другое. Все это может загрузить заказами другие отрасли.
Дефицит финансовых средств - главная проблема ЖКХ. В настоящее время кредиторская и дебиторская задолженности организаций находятся в пределах 350 млрд руб. каждая. Сформировалась они в основном из-за неисполнения государством своих обязательств как в настоящее время, так и в предыдущие годы. В этом же причина массового банкротства предприятий ЖКХ. Представляется необходимым в кратчайшие сроки произвести взаимозачеты и реструктуризацию задолженностей. В этом видится главное предназначение Федерального закона "О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ".
По данным Росстата, фактическая потребность в срочной замене тепловых сетей составляет 45,1 тыс. км (21% от их общей протяженности), водопроводных сетей -176,5 тыс. км (33% от их общей протяженности), канализационных сетей - 52,5 тыс. км (30,4% от всей их протяженности). По нашим расчетам, для проведения этих работ, а также строительства и модернизации котельных, насосных станций, центральных тепловых пунктов, гидротехнических сооружений в оптимальных ценах текущего года требуется около 2 трлн руб.
По мнению ряда экспертов, в т. ч. депутата Государственной Думы Г.П. Хованской, фактические обязательства государства по капитальному ремонту жилфонда и переселению граждан из аварийного жилья составляют около 3 трлн руб.
Таким образом, для первого и наиболее важного этапа модернизации основных фондов, который во многом определит стратегию, потребуется около 5 трлн руб. государственных инвестиций.
По нашему мнению, для начала реальной модернизации и реформирования жилищно-коммунальной сферы, обеспечения надежности и устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения необходимо изыскать эти средства и осуществить одновременное и достаточное их вложение в отрасль. Таким образом, обновленные в течение двух-трех лет объекты ЖКХ затем можно будет передать (некоторые продать по рыночным ценам) эффективному собственнику. Ежегодные затраты составят 1,5-2 трлн руб.
Напомним, что данная идея была заложена еще в Законе "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Однако частично к ее реализации приблизились только в 2008 г. после принятия Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Столь запоздалая реализация этой идеи стала одной из причин "пробуксовки" и бесконечного реформирования ЖКХ.
Нужно принять основополагающие для отрасли федеральные законы "О жилищной политике Российской Федерации", "О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ", "Об услугах и тарифах в жилищно-коммунальной сфере"; внести ряд изменений и дополнений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для упрощения процедур по получению средств на капитальный ремонт домов и переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, создания условий для развития малоэтажного жилищного строительства. Требуется внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ для дополнительного и достаточного финансового обеспечения мероприятий по модернизации муниципальной коммунальной инфраструктуры и предоставления субсидий малоимущим гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Важно обеспечить оперативное предоставление субсидий региональным бюджетам на закупку автомобилей, коммунальной техники и техники для перевозки грузов на ближайший период; утвердить нормативные правовые акты по совершенствованию тарифной политики в ЖКХ на период мирового финансового кризиса; осуществить комплекс мер по энерго-, ресурсосбережению (включая новые изоляционные материалы, пластиковые окна, внедрение индивидуальных приборов учета).
Для реальной защиты малообеспеченных слоев населения от повышения тарифов на ЖКУ путем введения системы адресных субсидий нужно снизить уровень стандарта максимально допустимой доли граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22 до 10-15%, ориентируясь на структуру потребительской корзины малообеспеченных семей в каждом регионе, а также упростить процедуру их получения.
Необходимо
восстановить отраслевую систему подготовки
и переквалификации кадров, предусмотрев
соответствующее бюджетное
В целях смягчения социальных последствий при изменении форм собственности предприятиями и их последующей реструктуризации следует предусмотреть формирование конкретных территориальных и локальных программ по обеспечению трудоустройства высвобождаемых работников, их переквалификации и обучению новым смежным профессиям. В таких программах целесообразно предусмотреть для работников, высвобождаемых в связи с несостоятельностью предприятий (банкротством), а также их ликвидацией, реорганизацией, преимущественное право трудоустройства (резервирование не менее 70% рабочих мест на вновь образуемых организациях и предприятиях). Решение об акционировании и банкротстве предприятий ЖКХ областной и муниципальной собственности должно приниматься с учетом мнения всех заинтересованных сторон, включая профсоюз, представляющий работников.
Важно осуществить действенные меры по повышению роли социального партнерства: развитию общественно-государственного и частно-государственного партнерства, а также партнерства в сфере трудовых отношений.