Реформа ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 08:54, реферат

Краткое описание

Реформа ЖКХ проводится правительством России. Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.
Предпосылки. За годы экономических реформ в среднем по России физический износ котельных составляет 55 %, коммунальных сетей водопровода — 65 %, канализации и тепловых сетей — 63 %, электрических сетей — 58 %, водопроводных насосных станций — 65 %, канализационных насосных станций — 57 %, очистных сооружений водопровода — 54 % и канализации — 56 %.

Файлы: 1 файл

Reforma_ZhKKh.docx

— 27.97 Кб (Скачать)

Реформа ЖКХ проводится правительством России. Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.

Предпосылки. За годы экономических реформ в среднем по России физический износ котельных составляет 55 %, коммунальных сетей водопровода — 65 %, канализации и тепловых сетей — 63 %, электрических сетей — 58 %, водопроводных насосных станций — 65 %, канализационных насосных станций — 57 %, очистных сооружений водопровода — 54 % и канализации — 56 %.

Неэффективное использование  отраслью бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильем, государственная и муниципальная  монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокий  процент износа жилого фонда послужили  причинами запуска в России реформы  ЖКХ.

Стоимость реформы оценивают  в 3 триллиона рублей.

Направления реализации реформы. Организаторы реформы выделяют основные направления ее реализации:

  • Перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения.
  • Привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий.
  • Модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.
  • Формирование института эффективного собственника.
  • Капитальный ремонт многоквартирных домов.
  • Переселение граждан из аварийного жилья.
  • Внедрение энергоэффективных технологий в отрасли.
  • Сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоев населения.

Основным проводником  реформы стала созданная по решению  Правительства РФ 21 июля 2007 г. государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно Жилищному Кодексу  с 1 марта 2005 г. и Постановлению Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» многоквартирный дом - это коллективная собственность собственников помещений в нем. Таким образом, владельцы квартир владеют еще и домом в целом, несут ответственность за его состоянием и обязаны своевременно обеспечивать проведение капитального ремонта. Для этого Жилищный кодекс наделил собственников широким спектром прав. Однако в ходе приватизации дома передавались гражданам в ветхом виде. На ремонт требуются значительные средства, которых у собственников нет. Кроме того, у собственников нет навыков управления домом.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства занимается предоставлением регионам средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение аварийного жилья на особых условиях, выполнение которых влечет собой формирование института собственника, обновление жилого фонда, привлечение в отрасль частного бизнеса и в конечном итоге реализует реформу жилищно-коммунального хозяйства.

В процессе внедрения в  систему ЖКХ России рыночных механизмов производится постепенный переход  на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, что в среднем по Российской Федерации влечет увеличение расходов населения примерно на 20—25 %. При этом для защиты малоимущих граждан сохраняется система социальной защиты в виде компенсационных выплат.

В рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы должны быть запущены региональные программы стимулирования развития жилищного строительства.

Чтобы выполнить поставленную президентом РФ задачу и увеличить  к 2020 году объем вводимого жилья  с 60 до 142 млн квадратных метров, был составлен плановый показатель ежегодного объема ввода жилья для каждого субъекта РФ. Как сообщил Константин Королевский, нормативы введены, чтобы можно было призвать руководителя субъекта к ответу за то, что сделано для увеличения в регионе строительства жилья. Однако в утвержденных минрегионом методических рекомендациях к этим региональным программам ничего не говорится о том, каким образом каждый регион сможет достигнуть заданного показателя и, главное, за счет каких ресурсов.

Из документа становится понятно, что к каждому региону  будет особый подход, станут учитываться  как дефицит объемов жилищного  строительства, так и различия в  спросе на жилье в сегменте экономкласса. В целом результаты полугодия работы в строительной отрасли, на первый взгляд, вселяют оптимизм. По стране введено 21,6 млн кв. м жилья, что составляет 99,9% от уровня 2009 года. Хотя, по утверждению экспертов Российского союза строителей, многие из запланированных объектов до сих пор не введены, часть строек по-прежнему заморожена. 82 тысячи строительных организаций либо объявили себя банкротами, либо изменили правовой статус.

В минрегионе уверены: чтобы региональные программы стимулирования жилищного строительства действительно заработали, к ним должны подключиться и Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, и Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, а также Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Удастся ли добиться эффекта, объединив возможности этих трех институтов, пока непонятно. К примеру, уже сейчас появляются нарекания к доступности программ АИЖК. С одной стороны, казалось бы, рынок ипотеки растет. Так, на 1 июля, по данным Российского союза строителей, выдано 58,9 млрд рублей ипотечных кредитов, что на 24 млрд рублей больше, чем в прошлом году. Однако, по мнению председателя правления Самарской гильдии строителей Любови Аристовой, ипотечные проекты не реализуются в массовом порядке. "Все дело в том, что банки накручивают свои проценты, - считает Аристова. - АИЖК получает от государства дешевые, беззалоговые деньги под 6% годовых, банки же накручивают до 13%. Нужно ограничить маржу для кредитных учреждений".

Для строительных компаний, желающих реализовывать проекты  на землях Фонда РЖС, планируется  установить дополнительные требования. В законопроекте, который уже одобрен ключевыми министерствами, идет речь о наличии у застройщиков определенного опыта работы, а также свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (СРО). Сами застройщики неоднозначно отнеслись к предлагаемым нормам: одни посчитали их благом для отрасли, другие обратили внимание на их несоответствие сложившимся на рынке реалиям.

В закон «О содействии развитию жилищного строительства» предлагается включить новые статьи, устанавливающие требования к участникам аукционов по продаже, аренде или передаче в безвозмездное срочное пользование земельных участков Фонда РЖС для строительства жилья эконом-класса. Законопроект, в частности, предусматривает наличие у застройщика аукциона не менее чем трехлетнего опыта работы. При этом совокупный объем введенных им объектов должен составлять не менее среднего годового объема ввода объектов, предусмотренного документацией об аукционе. Кроме того, участник аукциона должен иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Первый заместитель генерального директора группы компаний «Жилищный  капитал» Павел Черкасов уверен в  том, что «изменения, которые предлагаются законопроектом, направлены как на упорядочивание рынка, так и на усиление контроля над застройщиками». Вместе с тем г-н Черкасов обратил  внимание на то, что, с одной стороны, застройщикам нужны четкие правила  игры, с другой — необходимо избегать излишней зарегулированности рынка. «Учитывая порядок отбора игроков рынка недвижимости, имеющих право реализовывать свои проекты на землях РЖС, аукционы фактически превратятся в закрытые тендеры с ограниченным числом участников», — полагает руководитель аналитического центра корпорации «Инком» Дмитрий Таганов.

В свою очередь советник президента ФСК «Лидер» Григорий Алтухов посетовал на то, что контрольные  меры, прописанные в законопроекте, ограничиваются лишь пунктами договоров  аренды, которые заключаются с  застройщиком и не касаются качества самого строительства. «Специфика строительной отрасли такова, что застройщиком зачастую является специально созданное  юридическое лицо, на балансе которого находится земельный участок, —  продолжил г-н Алтухов. — Таким  образом, многие солидные компании могут  не удовлетворять требованиям нового законопроекта». Не соответствует реалиям  рынка, на его взгляд, и требование о наличии у участника аукциона выданного СРО свидетельства о допуске к работам. «По сути, застройщик — это некое юрлицо, которое в свою очередь уже привлекает профессиональные организации, состоящие в СРО: проектировщиков, подрядчиков, техзаказчиков и так далее», — заключил эксперт.


Провал жилищной реформы в России.

В 2005 году Россия приняла  новый Жилищный кодекс. Шесть лет  спустя можно оценить то, что принесла реформа россиянам.

Тарифы

Газета «АиФ» составила  таблицу роста тарифов в РФ за последние годы. Выяснилось, что  инфляция за пять лет в целом составила 115% (суммировались показатели за каждый год), а, например, горячая вода с 2001 года подорожала на 800%!

По данным Росстата, с 2000 г. тарифы на коммунальные услуги в среднем по России выросли в... 13,6 раза!

В рамках жилищной реформы  в России не осталось никаких тормозов для роста монопольных тарифов. А между тем ещё в апреле 2005 г. тогдашний министр регионального развития РФ Владимир Яковлев сделал сенсационное заявление: «Услуги ЖКХ полностью окупаются нынешними тарифами в большинстве регионов страны». Министр даже назвал точные цифры: «Полная окупаемость услуг ЖКХ (на 100%) отмечается в 56 регионах. На 90-100% - в 21 регионе».

Проще говоря, уже в 2005 году практически все население РФ оплачивало коммуналку целиком и  полностью. А россиянам и в 2011-м  по-прежнему рассказывают, что переход  на 100-процентный уровень оплаты –  дело недалекого будущего.

Коммунальное  гетто

Обещали: жилищная реформа не приведет к ухудшению  материального положения россиян…

Что получили? Малообеспеченные граждане вынуждены расставаться со своими большими и удобными квартирами и искать то жильё, которое придётся им по карману. Перспектива «коммунальных  гетто» в современной России –  это уже не фантастика.

По данным ВЦИОМ за 2009 год, более 40% россиян тратят на оплату коммунальных услуг от 25 до 50% общих  доходов семьи, каждый седьмой отдает за квартиру от половины до трех четвертей  заработка.

Прямое следствие «реформы» - резкое увеличение количества неплательщиков. Сварщик из Ульяновска, который должен платить почти 5000 рублей за двухкомнатную «хрущёвку» при зарплате 12000 рублей при неработающей жене с ребёнком, бюджетница-медсестра с двумя детьми из подмосковной Балашихи, которая должна отдать 3500 рублей из 8000 зарплаты, пенсионер из подмосковного Реутова, который должен платить 4500 из пенсии в 6000 рублей - все они не вписались в рынок и находятся в группе риска потери жилья.

В одной только благополучной, с точки зрения заработка, Москве - 70 тысяч злостных неплательщиков, по другим данным - их больше 150 тысяч. В  масштабах страны - от 10 до 25 миллионов. Точной цифры никто не знает. Либо же её просто боятся публиковать. Законодательная  база, созданная за последние несколько  лет, и полномочия, делегированные судебным приставам, - всё это было сделано  не просто так. За коммунальные долги  в России уже отбирают жилье. Россияне сегодня должны за «коммуналку» более 200 миллиардов рублей. И прощать эти  долги власть не собирается.

Обещанные субсидии

Обещали: малообеспеченные россияне будут защищены с помощью государственных субсидий…

Что получили? При всей тяжести  коммунального бремени доля граждан, получающих субсидии от государства, составляет всего 6,9% от общего числа жителей  российских многоэтажек. Таковы данные департамента ЖКХ Минрегиона.

По закону, принятому в  рамках реформы ЖКХ РФ, субсидия положена, если квартирные платежи  «съедают» 22% семейного бюджета. По оценкам экспертов, в жилищных субсидиях  нуждаются 30% россиян. Однако государство  помогает только каждому четвертому. Более того, из-за кризиса дотации  на коммунальные платежи малоимущим во многих регионах сокращены.

Хитрые нормативы

Обещали: реформа обеспечит прозрачность в начислении тарифов…

Что получили? Фантазии коммунальных чиновников по-прежнему ввергают простых  россиян в состояние шока. В  Саратове, например, утвержденные нормативы  потребления воды в 5 раз выше реального  расхода. Однако водоканалу и этого  показалось мало - потребителям насчитали  еще и долги за… перерасход воды! Общая сумма доплат составила 330 миллионов рублей, с каждой квартиры предлагалось взыскать от 500 до 1500 рублей в месяц.

В Москве тоже интересный водный норматив: он равен одиннадцати кубометрам на человека в месяц (6,935 куб.м - холодная вода, 4,366 куб.м - горячая). Представьте себе 55 200-литровых бочек, которые ежемесячно обрушивает на себя каждый член семьи. Нереально? Конечно. В отчете контрольно-счетной палаты Москвы сказано: нормативы потребления воды и тепла завышены по меньшей мере в два раза.

Кроме того, большинство  навязанных людям «управляющих компаний»  химичит с количеством жильцов. В Ульяновске, например, вписывают  в платежки даже собак и берут  с них за воду как с полноценных  квартиросъемщиков. Семья Елены  Московцевой три месяца доказывала, что приписанный им третий потребитель услуг - всего лишь овчарка по кличке Степан. Перерасчет за собаку так и не сделали.

Благодаря Жилищному кодексу  РФ жулики от ЖКХ нашли немало лазеек в законодательстве, чтобы безнаказанно потрошить карманы владельцев жилья.

Нет денег на ремонт

Обещали: решить проблему модернизации изношенной коммунальной инфраструктуры и инженерных сетей, капитально отремонтировать  дома…

Что получили? Частные хозяева  выжимают последние соки не только из сограждан: изношенная инфраструктура тоже пошла в ход. ЖКХ - почти идеальная  система для выжимания из неё  шальных денег и фантастической прибыли для её владельцев. Все  остальные проблемы ЖКХ глубоко  вторичны и, соответственно, накапливаются, подходя к критическому уровню. Износ  тепловых и электрических сетей  в городах России превышает 50%, энергогенерирующих мощностей – от 30 до 90%. Капитальный ремонт жилых зданий практически не проводится.

800 триллионов рублей –  именно столько необходимо на  восстановление и модернизацию  коммунальной инфраструктуры страны, по словам президента России  Дмитрия Медведева. Но такие  суммы в бюджеты не заложены. Коммуналка тихо умирает.

 «Качество» услуг

Обещали: благодаря жилищной реформе коммунальная отрасль станет эффективной, а качество услуг возрастет.

Что получили? Качество услуг  ЖКХ катастрофически падает, перебои  со светом и теплом, ржавая вода в  кране и забитые мусоропроводы  стали совершенно обычным явлением. Показательно, что половина Подмосковья  встретила новый 2011 год без света, в темноте.

В регионах России происходит увеличение сроков эксплуатации жилых  домов до проведения капитального ремонта  с 18 до 25 лет. Самый наглядный показатель неэффективности российской коммуналки - процент изношенности ее фондов. Росстат  оценивает износ жилья в 19,9%, инженерных сетей - в 42,5%. Однако независимые эксперты полагают, что в действительности фонды изношены на 70%, в отдельных  регионах - на все девяносто, в ближайшие  годы будет еще хуже.

По-прежнему большая часть  денег ЖКХ вылетает в трубу. А  её неэффективность оплачивается за счет потребителя. По мнению доктора  экономических наук Никиты Кричевского, резервов в отрасли более чем  достаточно. Во всяком случае тарифы на коммунальные услуги не должны расти, наоборот, их можно безболезненно снизить в два раза. 

Воровство и коррупция

Обещали: новые экономические отношения  должны навести порядок в коммунальной сфере, сделать её прозрачной и контролируемой…

Что получили? Сегодня в  ЖКХ России процветают воровство  и коррупция, такой вывод сделали  не журналисты, а Генеральная прокуратура  РФ. Только за прошлый год по фактам хищений и нецелевого расходования средств возбуждено 149 уголовных  дел, в суды направлена 21 000 исков о возврате незаконно взысканных платежей. Ситуация усугубилась с появлением на рынке многочисленных «детей коммунальной реформы» - управляющих компаний (УК) и ОСМД (в России их называют ТСЖ – товарищество совладельцев жилья). По мнению правоохранителей, с тех пор, как они стали посредниками между потребителями и поставщиками услуг, все чаще отмечаются многопроцентные завышения тарифов и гигантские недополучения средств поставщиками. По данным Минрегиона, только за одно полугодие собираемость платежей упала до 82% - жильцы за квартиру рассчитались, а деньги до коммуналки не дошли, задержавшись в карманах посредников. В Сергиевом Посаде (Московская область) небольшая управляющая компания задолжала водоканалу и теплосетям более 300 млн. рублей. Теперь целая бригада прокуроров ищет, где эти деньги.



Информация о работе Реформа ЖКХ