Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:23, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - определить позитивные и негативные закономерности судебных преобразований, проводимых в России в XVIII-XX вв.
Цель и предмет изучения определили необходимость постановки и решения следующих задач:
• выявить предпосылки проведения реформ, их основные цели, особенности реформированной судебной системы;
• выявить особенности судебного процесса;
• выявить степень реализации замысла реформаторов в результате преобразований системы судоустройства и судопроизводства России, проведенных в период правления Петра I и Екатерины II;
• охарактеризовать кризисное состояние судебной системы и несостоятельность правосудия России в первой половине XIX в.;
• раскрыть положительные и отрицательные последствия судебной реформы 1864 г.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Реформы судебной системы России в XVIII веке……………………………5
1.1 Судебная реформа Петра I…………………………………………………....5
1.2 Судебная система в период 1725-1801 годы……………………………….11
2. Судебная система в XIX веке………………………………………………...16
2.1 Судебные реформы 1860-1870-х гг………………………………………...16
2.2 Итоги судебной реформы 1864 года………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Реформы судебной системы
1.1 Судебная реформа Петра I…………………………………………………....5
1.2 Судебная система в период 1725-1801 годы……………………………….11
2. Судебная система в XIX веке………………………………………………...16
2.1 Судебные реформы 1860-1870-х гг……………………………………….
2.2 Итоги судебной реформы 1864 года………………………………………..22
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Темой данной контрольной работы являются судебные реформы и судопроизводство в России XVII-XIX веков. Изучение истории становления судебной системы России, воссоздание картины ее исторической эволюции способствуют более глубокому осознанию ее сущности. Всестороннее исследование особенностей разработки и реализации отечественных судебных реформ, анализ их результатов, выявление закономерностей в достижении не только позитивных, но и негативных итогов преобразований могут быть полезны для совершенствования российского правосудия в XXIв. Изучая российское право, можно отчетливо проследить вектор его развития, обусловленный политическими задачами, которые решали правители русского государства. От обвинительного процесса, фрагментарно закрепленного в Русской Правде с последующими дополнениями Ярославичей и Владимира Мономаха, судопроизводство дрейфует к процессу инквизиционному, в котором частные начала подменяются публичными, а символические способы обнаружения истины (вроде крестного целования и ордалий, т.е. испытания водой, железом или «божьего суда») уступают место пыточным; участники процесса все менее остаются его субъектами и все более оказываются подвергаемыми пристрастным допросам объектами исследования, ведущегося «служилыми людьми». Таким образом, проблема выявления позитивных и негативных закономерностей судебных преобразований в России в XVIII-XX вв. является актуальной как в научно-теоретическом, так и в практическом плане. Объектом изучения в данной контрольной работе являются судебные реформы России XVIII-XIX вв. Предметом изучения работы выступают позитивные и негативные результаты судебных преобразований в России XVIII-XIX вв. Цель данной контрольной работы - определить позитивные и негативные закономерности судебных преобразований, проводимых в России в XVIII-XX вв.
Цель и предмет изучения определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Хронологические рамки работы охватывают XVIII-XIX вв. - период с начала проведения первых серьезных преобразований в судебной системе. Первоначальной тема работы звучала, как: «Судопроизводство в России в XVIII веке», однако, автором данной контрольной работы было принято решение видоизменить ее по следующим основаниям. Во-первых, кроме проведенных реформ судебной системы во время правления Петра I, будет важным отметить и изменения судебной системы России в XIX веке, вплоть до правления Александра II. Во-вторых, продолжающиеся по сей день реформы судебной системы зародились именно XVIII веке, и будет интересно проследить тенденцию и основные изменения того времени.
1. Реформы судебной системы России в XVIII веке
1.1 Судебная реформа Петра I
Судебная реформа явилась необходимой
частью реформы центральных и местных
органов государственного аппарата. Реформирование
государственного аппарата в целом не могло не включить и реформирование
судебной власти. Сутью проводимой судебной
реформы было разделение судебных и административных
функций, что было необходимо для защиты
купцов, промышленников - нового, только
формирующегося класса буржуазии от произвола
чиновничества. Судебная реформа началась
в 1719г., после учреждения Юстиц-коллегий,
надворных судов в губерниях и нижних
судов в провинциях. Судебная система, вводившаяся Петром
I, была большей частью скопирована с западной
системы судов. Функции верховного суда
получили Сенат и Юстиц-коллегия. Им подчинялись
нижестоящие суды: в провинциях - хофгерихты
или надворные апелляционные суды в крупных
городах, и провинциальные коллегиальные
нижние суды. Провинциальные суды вели
гражданские и уголовные дела всех категорий
крестьян кроме монастырских, а также
горожан, не включенных в посад. Судебные
дела горожан включенных в посад с 1721 года
вел магистрат. В остальных случаях действовал
так называемый единоличный суд (дела
единолично решал земской или городовой
судья). Однако в 1722 г. нижние суды были
заменены, провинциальными судами, возглавляемыми
воеводой. Президентами надворных судов
были губернаторы и вице-губернаторы.
Дела переходили из нижнего суда в надворный
в порядке апелляции, если суд решал дело
пристрастно, по распоряжению высшей инстанции
или по решению судьи. Если приговор касался
смертной казни, дело передавалось также
в утверждение надворного суда.1 Высшая судебная власть оставалась в
руках монарха, он, оставаясь верховным
судьей, решал самые важные государственные
дела. По его инициативе возникли «канцелярии
розыскных дел», которые помогали ему
осуществлять судебные функции. Генерал-
1.2 Судебная система в период 1725-1801 годы
Период в истории дореформенной России
начиная с эпохи Екатерины I и до 1861 года
характеризуется постоянными изменениями
в системе правосудия. В рассматриваемый
период претерпевают изменения как и судебная система страны
в целом, так и высший орган судебной власти
- Сенат. Сменявшие друг друга правители
изменили не только политическую роль
этого органа, но и его структуру. Правительство Елизаветы Петровны в
1741 году восстановило компетенцию Сената,
а так же ввело вновь институт прокуратуры,
были назначены генерал-прокурор, обер-прокурор,
прокуроры в коллегии канцелярии и конторы,
как центральные так и местные. Был, кроме
того, указом императрицы от 5 декабря
1744 года установлен новый порядок обжалования
судебных решений. Теперь решение суда
можно было обжаловать исключительно
в вышестоящую инстанцию, и без рассмотрения
во второй инстанции жалобы к рассмотрению
не принимались. Такие меры были призваны
разгрузить Сенат от потока жалоб. Высшим
судебным органом по-прежнему оставался
монарх. Лично императрице приносились
жалобы на решения Сената и кроме этого,
императрица принимала к своему суду значительное
количество наследственных дел. В законодательстве
о наследовании отсутствовала четкая
регламентация, в связи с чем суды пребывали
в затруднении при рассмотрении дел о
наследстве. Императрица при разрешении
спорных ситуаций не всегда руководствовалась
нормой права, но и государственной пользой.
2. Судебная система в XIX веке
2.1 Судебные реформы 1860-1870-х гг.
Первый намек на судебную реформу прозвучал 19 марта 1856 года, в манифесте об окончании Крымской войны: Александр II провозгласил: «Да правда и милость царствуют в судах». В 1858 году на улучшение деятельности судебной системы было ассигновано более 800 тысяч золотых рублей; эти деньги, выражаясь современным языком, были освоены, но никаких кардинальных изменений не произошло. Этот урок стоит запомнить: система пожирает ресурсы, не меняясь, если реформаторы не осуществляют преобразований технологий ее работы и структурных изменений. Практическим шагам судебной реформы предшествовали длительные дискуссии. В октябре 1861 года была создана комиссия для подготовки документов о судоустройстве и судопроизводстве, куда вошли виднейшие юристы того времени; в ее работе определяющую роль играл исполняющий должность статс-секретаря Государственного совета С.И. Зарудный. Александр II утвердил подготовленные комиссией «Основные положения преобразования судебной части в России» 29 сентября 1862 года и после некоторых колебаний распорядился опубликовать их; проекты комиссии рассылались на отзыв также в западноевропейские университеты. На базе «Основных положений» были созданы Учреждение судебных установлений (в нашем понимании - закон о судебной системе), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Устав уголовного судопроизводства и Устав гражданского судопроизводства. При этом сохранялось действие николаевского Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель - привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. «Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Судебный устав 1864 года вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Еще более значительной гарантией независимости судов стал принцип несменяемости судей, закрепленный статьей 243 учреждения судебных установлений. Согласно этой статье, председатели и члены окружных судов и судебных палат не могли быть уволены или переведены с одной должности на другую без их согласия, кроме как по приговору суда. Все постоянные, профессиональные члены окружного суда и судебной палаты, так называемые коронные судьи, назначались императором по представлению министра юстиции. Для назначения на должность члена окружного суда необходимо было иметь высшее юридическое образование и стаж работы в суде или прокуратуре не менее трех лет (в звании присяжного поверенного - 10 лет). Для более высоких должностей стаж увеличивался. Судебными уставами 1864 года создавалась оригинальная и эффективная система правосудия. Она имела две ветви, две подсистемы, которые объединял высший судебный орган - Сенат: суды с избираемыми судьями - мировые судьи и съезды мировых судей - и суды с назначаемыми судьями - окружные суды и судебные палаты. Каждый уезд с входившим в него городом, а в ряде случаев и отдельно крупный город составляли мировой округ, делившийся на несколько участков. Каждый из них имел одного участкового, мирового судью и одного почетного. Мировые судьи - участковые и почетные - избирались на три года местными органами городского и земского самоуправления (уездными земскими собраниями и городскими думами) из числа лиц, проживавших в данной местности и имевших определенный возрастной, образовательный, служебный и имущественный ценз (имущественный ценз определялся недвижимой собственностью не менее чем в 15 тысяч рублей или равнялся двойному земскому земельному цензу. 3 Каждый окружной суд учреждался для рассмотрения гражданских и уголовных дел, выходивших за рамки подсудности мирового судьи. Второй инстанцией в системе общих судов являлась судебная палата. В ней в апелляционном порядке рассматривались дела по жалобам на приговор и решения окружных судов, вынесенные без присяжных заседателей. Кроме того, к ее подсудности были отнесены дела об особо опасных преступлениях - государственных и должностных. Эти дела должны были рассматриваться коронным судом с сословными представителями, по одному от каждого сословия: губернский (или уездный) предводитель дворянства, городской голова и волостной старшина. Окружные суды состояли из одного или нескольких отделений по уголовным и гражданским делам. Они разбирали большинство дел, причем все гражданские и значительная часть уголовных разбирались коронными судьями. Сенат в процессе судебной реформы также претерпел изменения. Он превратился в единственный в стране кассационный суд. Основное отличие кассационного порядка обжалования судебных решений и приговоров от апелляционного порядка обжалования в России состояло в том, что поводом для кассации являлись процессуальные правонарушения. Кроме того, существовали суды особой подсудности: военные, волостные, коммерческие и другие, создание которых предусматривалось иными законодательными актами. Для рассмотрения дел о преступлениях, за которые могло быть назначено наказание в виде лишения прав состояния, как особенных, связанных с принадлежностью к привилегированным сословиям, так и всех прав (имущественных, брачно-семейных и т.д.), привлекались присяжные заседатели. Как правило, лишение прав состояния сопровождалось другими наказаниями: каторжными работами, ссылкой, тюрьмой - и назначало за тяжкие преступления. 4 Таким образом, суд присяжных являлся не самостоятельным учреждением, а особым присутствием окружного суда. К его подсудности не были отнесены дела о государственных преступлениях, а также значительная часть должностных преступлений и некоторые другие. Уезды и города были разделены на участки мировых судей. Территория, подведомственная окружным судам, охватывала несколько уездов, округа судебных палат - несколько губерний. Окружные суды были судами первой инстанции общих судов, судебные палаты - судами второй инстанции. В начале ХХ века в империи было 106 окружных судов и 14 судебных палат. «Отцы» судебной реформы объясняли такую судебно-территориальную структуру сочетанием мировой и общей юстиции, а также недостатком квалифицированных юристов для создания общих судов в каждом уезде. Но сегодня мы видим преимущества такой организации правосудия в большей изоляции судебных и административных органов. При такой структуре все уездное начальство не только по табели о рангах, но и по реальному статусу, было лишено возможности оказывать на судей какое-либо влияние. Соответственно, и судьи второй инстанции избавлялись от давления на них со стороны губернской бюрократии. Новая судебная система по сравнению с прежней отличалась определенной стройностью. Для разбора мелких уголовных, гражданских дел учреждался институт выборных мировых судей. Мировой судья единолично рассматривал дела по обвинению в преступлениях, за совершение которых могло быть определено одно из следующих наказаний: замечание, выговор, денежное взыскание на сумму не свыше 300 рублей, арест на срок не свыше трех месяцев, заключение в тюрьму на срок до одного года. Мировые судьи (участковые и почетные) данного округа собирались на уездные съезды мировых судей или мировой съезд судей, который был окончательной апелляционной инстанцией. Дальнейшее рассмотрение дел мировых судей проводилось лишь в кассационном порядке в Сенате. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие - в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.5 Большое значение для независимости суда и упрочения принципа законности в уголовном и гражданском процессах дореволюционной России имело создание адвокатуры и реорганизация прокуратуры. Адвокатура, созданная судебной реформой, сразу заявила о себе решительно и смело. В адвокатуру потянулись видные юристы-профессора, прокуроры, обер-прокуроры Сената и лучшие юристы, состоявшие при коммерческих судах. Адвокатура по судебным уставам была двух категорий. Адвокатами высшей категории являлись присяжные поверенные, которые объединялись в корпорации по округам по округам судебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет, который ведал приемом новых членов и надзором за деятельностью отдельных адвокатов. Вторую, низшую категорию адвокатуры составляли частные поверенные. Они занимались малозначительными делами и могли выступать в тех судах, при которых состояли. Большое значение для утверждения новых демократических принципов судопроизводства имела и реорганизация прокуратуры. После судебной реформы прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем защитник невинности», то теперь главной его задачей становился надзора дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Новая прокуратура создавалась при судах. В соответствии с судебными уставами учреждались должности прокурора судебной палаты и его товарищей. Организация прокуратуры строилась на принципах строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе. Прокурорский надзор осуществлялся под высшим руководством министра юстиции как генерал-прокурор. Обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов действовали под руководством прокуроров судебных палат. Число товарищей прокурора и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного округа. Безусловно, прокуроры находились в гораздо большей зависимости от правительства и в силу их прямого подчинения министру юстиции, и потому, что на них не распространялся принцип несменяемости. Первое поколение работников прокуратуры немногим уступало своим коллегам-противникам - адвокатам и в соблюдении норм судебной этики, и в стремлении установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого во что бы то ни стало. Прокуратура ни в первые годы своего существования, ни впоследствии не была подвержена коррупции.6
2.2 Итоги судебной реформы 1864 года
Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему сословному суду. Для политических процессов создавались особые суды, в ходе заседания которых часто нарушался принцип гласности. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества - для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т.д. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям. Судебная реформа 1864 года - либерально-буржуазное преобразование царским правительством всей судебной системы и порядка гражданского и уголовного процессов в России. Реформа внесла значительные изменения в судоустройство крепостнической России, отличавшееся узкосословной системой, прямой зависимостью суда от администрации, многообразием и многочисленностью судебных инстанций, инквизиционным характером процесса, основанного на теории формальных доказательств.7 Реформа отразила классовые интересы русской буржуазии, которая в целях упрочения своих позиций нуждалась в объявлении формального равенства всех перед судом, в утверждении начал буржуазной законности. Это проявилось во введении суда присяжных, адвокатуры, реорганизации прокуратуры, в новой организации судебного процесса и судебных учреждений. Однако, по мнению историков-современников, судебная реформа не дала тех результатов, которые от неё ждали. Введенные суды присяжных рассматривали сравнительно небольшое число дел; реальной независимости судей не существовало. Следует также иметь в виду, что проведение судебной реформы продолжалось до конца XIX века. Первые общие суды открылись только в 1866 году, они распространили свою деятельность лишь на десять из губерний центральной России. На остальной же территории страны продолжали действовать прежние суды, руководствовавшиеся и несколько иным процессуальным законодательством. Институт мировых судей при всей ограниченности демократизма в нем не удовлетворял высшее чиновничество и в 1889 году был упразднен везде, кроме Москвы, Петербурга и Одессы. Мировые судьи были заменены назначаемыми лицами. Действительный характер, направление и содержание деятельности суда обуславливалось тем, что суд был органом буржуазного государства. Это определяло как классовый состав судей, так и их буржуазное мировоззрение и правосудие. Фактически в эпоху Александра II происходил рост полицейского и судебного произвола. Например, следствие по делу 193 народников (процесс 193-х по делу хождения в народ) тянулось почти 5 лет (с 1873 по 1878), и в течение следствия они подвергались избиениям (чего, например, при Николае I не было ни по делу декабристов, ни по делу петрашевцев). Как указывали историки, власти держали арестованных целыми годами в тюрьме без суда и следствия и подвергали их издевательствам перед создаваемыми огромными судебными процессами (за процессом 193-х народников последовал процесс 50-ти рабочих). А после процесса 193-х, не удовлетворившись вынесенным по суду приговором, Александр II в административном порядке ужесточил судебный приговор - вопреки всем ранее провозглашенным принципам судебной реформы.