Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:11, доклад
В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.
1.Предпосылки реформы…………………………………………………………3
2.Подготовка реформы………………………………………………………….3
3.Основные положения реформы...……………………………………………5
4.Размер наделов……………………………………………………………..…6
4.1.Повинности временнообязанных крестьян…………………………….7
4.2.Освобождение дворовых крестьян………………………………………8
4.3.Выкупные платежи………………………………………………………..8
5.Осуществление крестьянской реформы и её результаты……………….….9
Список литературы……………………………………………………………..13
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ
ВПО «Вятская государственная
Экономический факультет
Кафедра
экономической теории
Доклад
по
Аграрным реформам в
России
«Крестьянская
реформа 1861 года, её содержание и результаты»
Группа: 230
Киров 2011
Оглавление
1.Предпосылки реформы…………………………………………………………3
2.Подготовка
реформы………………………………………………………….
3.Основные
положения реформы...…………………………
4.Размер
наделов……………………………………………………………
4.1.Повинности временнообязанных крестьян…………………………….7
4.2.Освобождение дворовых крестьян………………………………………8
4.3.Выкупные
платежи………………………………………………………..
5.Осуществление крестьянской реформы и её результаты……………….….9
Список
литературы……………………………………………………
Крестьянская
реформа в России
(известная также как отмена крепостного
права) — реформа, проведенная в 1861 году,
упразднившая крепостное право в Российской
империи.
1.Предпосылки
реформы
1.Она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, приходило в упадок. Правительство вынуждено было тратить огромные средства на поддержку помещиков.
2.Крепостничество
мешало индустриальной
3.Крестьяне
открыто протестовали против
крепостного права. В середине
19 века недовольства крестьян
выражалось в разных формах: отказ
от работы на барщине и
4.Политическая
предпосылка отмены
5.Крымская
война показала, что в военном отношении
Россия не может тягаться с развитыми
индустриальными державами.
2.Подготовка
реформы
Подготовка крестьянского вопроса была поручена крупным помещикам-крепостникам (включая министров Ланского, Панина и Муравьева), что во многом предопределило результаты реформы.
3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки.
В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.
Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения.
4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым.
Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы в марте 1859 года при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии (фактически существовала лишь одна комиссия) под председательством Я. И. Ростовцева. Фактически работой Редакционных комиссий руководил Н. А. Милютин. Проект, составленный Редакционными комиссиями к августу 1859 года, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей.
В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. После смерти Ростовцева место председателя Редакционных комиссий занял консерватор и крепостник В. Н. Панин. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте при активном участии Панина были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года.
19 февраля 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов.
Манифест
был обнародован в Москве 5 марта 1861
года, в Прощёное воскресенье в Успенском
соборе Кремля после литургии; тогда же
был обнародован в Петербурге и некоторых
иных городах; в остальных местах - в течение
марта того же года.
3.Основные
положения реформы
1.Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей;
2.Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью;
3.Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей – волость;
4.Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом;
5.За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет;
6.Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
7.Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось;
8.Государство
на льготных условиях предоставило помещикам
финансовые гарантии получения выкупных
платежей (выкупная операция), приняв их
выплату на себя; крестьяне, соответственно,
должны были выплачивать выкупные платежи
государству.
4.Размер
наделов
Согласно
реформе устанавливались
В
результате этого средний размер
крестьянского надела пореформенного
периода составлял 3,3 десятины на душу,
что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных
губерниях помещики отрезали у крестьян
пятую часть их земель. Самые большие потери
понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков,
другими инструментами ущемления прав
крестьян были переселения на неплодородные
земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов,
загонов и других необходимых каждому
крестьянину угодий. Трудности для крестьян
представляла и чересполосица, вынуждавшая
крестьян арендовать у помещиков земли,
которые вдавались клиньями в крестьянские
наделы.
4.1.Повинности
временнообязанных крестьян.
Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.
Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.
Ещё одним пороком оброка была его градированность, когда первая десятина земли оценивалась дороже остальных. Например, в нечернозёмных землях при полном наделе в 4 десятины и оброке в размере 10 рублей за первую десятину крестьянин платил 5 рублей, что составляло 50 % от суммы оброка (за последние две десятины крестьянин уплачивал по 12,5 % от общей суммы оброка). Это вынуждало крестьян покупать земли, а помещикам давало возможность выгодно сбывать неплодородные земли.
Барщину
обязаны были отбывать все мужчины
в возрасте от 18 до 55 лет и все
женщины в возрасте от 17 до 50 лет.
В отличие от прежней барщины,
пореформенная барщина была более ограниченна
и упорядоченна. За полный надел крестьянину
полагалось отработать на барщине не более
40 мужских и 30 женских дней.
4.2.Освобождение
дворовых крестьян
«Положение
об устройстве дворовых людей» предусматривало
освобождение их без земли и усадьбы, однако
в течение 2 лет они оставались в полной
зависимости от помещика. Дворовые слуги
в то время составляли 6,5 % крепостных крестьян.
Таким образом, огромное количество крестьян
оказалось практически без средств к существованию.
4.3.Выкупные
платежи
Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.