Аграрный вопрос в России в конце ХIX - начале XX вв. Столыпинская аграрная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:52, контрольная работа

Краткое описание

Аграрные преобразования были инструментом для создания гражданского общества в стране. На это были направлены и другие важнейшие реформы. Крестьянство намного превосходило по численности все прочие группы населения, поэтому именно работе с ним Столыпин уделял повышенное внимание.

Оглавление

• Введение. 3
1. Аграрный вопрос в России в начале XX века 4 - 5
2. Судьба реформатора. 6 - 7
3. Аграрная реформа П.А. Столыпина. 8
3.1. Причины и цели реформы. 8
3.2. Разрушение общины. 8
3.3. Образование товарного земельного фонда. 9
3.4. Переселение крестьян. 9
4. Результаты реформы. 10 - 11
• Заключение. 12
• Список литературы. 13
• Приложения. 14 - 21

Файлы: 1 файл

Контрольная по Столыпину..doc

— 274.50 Кб (Скачать)


Министерство сельского хозяйства РФ

Алтайский государственный университет

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по истории экономики

Аграрный вопрос в России в конце ХIX - начале XX вв.

Столыпинская аграрная реформа.

 

 

 

 

 

Выполнила студентка I курса заочного отделения

специальность Бухгалтерский учет, анализ и аудит

сокращенная программа

Пермякова Екатерина Сергеевна

тел. 8 960 940 1239

Шифр 101609

Проверил Козлов Виктор Александрович             

 

 

 

 

Барнаул 2011 год
Содержание

       Введение.                                                                                                                     3      

1.       Аграрный вопрос в России в начале XX века                                                           4 - 5

2.       Судьба реформатора.                                                                                                   6 - 7

3.       Аграрная реформа П.А. Столыпина.                                                                               8

3.1. Причины и цели реформы.                                                                                         8

3.2. Разрушение общины.                                                                                                 8

3.3. Образование товарного земельного фонда.                                                              9

3.4. Переселение крестьян.                                                                                               9

4. Результаты реформы.                                                                                                10 - 11

       Заключение.                                                                                                             12

       Список литературы.                                                                                                  13

       Приложения.                                                                                                       14 - 21        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В 2010 году на Алтае прошла международная конференция «Роль аграрных реформ П.А. Столыпина в освоении Сибири и Дальнего Востока», которая была приурочена 100-летию посещения Столыпиным степного Алтая. Многие замыслы, идеи и подходы, предложенные этим человеком, актуальны и сегодня. О Столыпине заговорили в 90-е, когда в новой России начались реформы. Необходимо изучать его наследие.

Ни о ком из деятелей царского режима последнего периода существования не высказывается столько противоречивых мнений, как о Петре Аркадьевиче Столыпине. С некоторых пор о нём стали писать как о человек, который лучше других выразил государственные требования своего времени и попытался воплотить свою программу в жизнь.

Первая из задач, поставленных Столыпиным – установление социального мира в стране. Вторая задача – проведение системных реформ.

Проект реформ Столыпина затрагивал все сферы жизни страны. Можно выделить основные направления преобразовательной политики столыпинского правительства:

       Права и свободы граждан;

       Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти;

       Реформирование судопроизводства;

       Реформа местного управления и самоуправления;

       Аграрная реформа;

       Экономика. Финансы, инфраструктура;

       Социальная политика;

       Образование, наука, культура;

       Военная реформа;

       Противодействие терроризму.

Россия в начале XX века нуждалась в системной модернизации, которая бы придала импульс дальнейшему развитию страны. И аграрная реформа, и реорганизация системы управления, и модернизация экономики – всё это средства. Цель столыпинских реформ заключалась в том, чтобы, сохранив уникальность своей культуры и вековых традиций сохранить страну и не проиграть в мировой конкурентной борьбе.

Аграрные преобразования были инструментом для создания гражданского общества в стране. На это были направлены и другие важнейшие реформы. Крестьянство намного превосходило по численности все прочие группы населения, поэтому именно работе с ним Столыпин уделял повышенное внимание.

Аграрные преобразования рассматриваются в данной работе.

 


1. Аграрный вопрос в России в начале XX века.

 

Аграрный вопрос – комплекс социально-экономических и политических проблем, связанных с перспективами развития аграрного сектора экономики страны, один из самых острых вопросов общественной жизни России. Неразрешенность его в сочетании с другими внутренними и внешними проблемами привели в итоге к революции 1905-1907 гг.. Истоки аграрного вопроса лежали в характере аграрной реформы 1861 г., носившей явно незавершенный характер. Дав личную свободу крестьянам, она не решила проблему крестьянского малоземелья, не устранила отрицательных черт общинного землевладения и круговой поруки. Выкупные платежи тяжким бременем легли на крестьянское сословие. Катастрофически росли недоимки по выплате налогов. Все отчетливее обнаруживалось крестьянское малоземелье, обострившееся в связи с демографическим взрывом в стране: в течение 1870-1890-х гг. крестьянское население поволжских и некоторых черноземных губерний удвоилось, что повлекло за собой дробление наделов. В южных губерниях (Полтавской и Харьковской) проблема малоземелья привела к массовым крестьянским выступлениям в 1902 г.

    Медленно приспосабливалось к новым условиям и поместное дворянство. Большинство мелких и средних собственников стремительно теряло землю, перезакладывая свои владения. Хозяйство велось по старинке, земли просто сдавались в аренду крестьянам под отработки, что не могло принести высоких прибылей. Доходы, полученные помещиками от государства при выходе крестьян из крепостной зависимости, «проедались» и не способствовали развитию помещичьих хозяйств на капиталистических началах. Дворянство засыпало императора Николая II просьбами о государственной поддержке в связи с убыточностью имений и дороговизной кредита.    

    В то же время, в аграрном секторе наблюдались и новые явления. Сельское хозяйство все более принимало торговый, предпринимательский характер. Развивалось производство продукции на продажу, увеличивалось число наемных рабочих, совершенствовалась техника земледелия. Среди помещичьих хозяйств все более начинают доминировать крупные капиталистические имения с площадью в сотни и тысячи десятин, с привлечением наемного труда и большим количеством сельскохозяйственных машин. Такие помещичьи владения являлись основными поставщиками зерна и технических культур.

    Крестьянские хозяйства обладали гораздо меньшей товарностью (производством продукции на продажу). Они являлось поставщиком лишь половины рыночного объема хлеба. Основным производителем товарного хлеба в крестьянской среде являлись зажиточные семьи, составлявшие, по разным данным, от 3 до 15% крестьянского населения. Фактически только им удалось приспособиться к условиям капиталистического производства, арендовать или выкупить у помещиков землю и держать нескольких наемных рабочих. Только зажиточные хозяева специально производили продукцию на рынок, для подавляющей массы крестьян продажа хлеба являлась вынужденной – для оплаты налогов и выкупных платежей. Однако развитие сильных крестьянских хозяйств также упиралось в дефицит наделов.

    Неразвитость аграрного сектора, низкая покупательная способность подавляющего большинства населения страны тормозили развитие всей экономики (узость внутреннего рынка уже к концу XIX века давала о себе знать сбытовыми кризисами).

    Правительство прекрасно осознавало причины аграрного кризиса, и стремилось изыскать пути выхода из него. Еще при императоре Александре III при Министерстве внутренних дел образовали комиссию для рассмотрения «упорядочения крестьянского общественного быта и управления». В числе назревших вопросов комиссия признала переселенческое и паспортное законодательство. Что касается судьбы общины и круговой поруки, в правительстве возникли разногласия по этому вопросу. Сложились три принципиальных позиции:

    1) Официальную точку зрения выражали В.К. Плеве и К.П. Победоносцев, которые считали их «основным и важнейшим средством взыскания всех недоимок». Сторонники сохранения общины видели в этом также средство спасти русское крестьянство от пролетаризации, а Россию – от революции.

    2) Выразителем противоположной точки зрения на общину стали министр финансов Н.Х. Бунге и министр императорского двора и уделов граф И. И. Воронцов-Дашков. Они стояли за введение в России подворного землевладения с установлением земельного минимума и организации переселения крестьян на новые земли.

    3) Вступивший в 1892 г. на пост министра финансов С.Ю. Витте выступал за паспортную реформу и отмену круговой поруки, но за сохранение общины. Впоследствии, на пороге революции, он сменил свою точку зрения, фактически согласившись с Бунге.

    Крестьянские восстания 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях, подъем крестьянских выступлений 1903-04 гг. ускорили работу в этом направлении: в апреле 1902 г. круговая порука была отменена, а с назначением В.К. Плеве министром внутренних дел Николай II передал его ведомству право на разработку крестьянского законодательства. Реформа В.К. Плеве, преследуя иные цели, затрагивала те же направления, что и позднейшая Аграрная реформа П. А. Столыпина:

    - планировалось развернуть деятельность Крестьянского банка по покупке и перепродаже помещичьих земель.

    - наладить переселенческую политику.

    Принципиальное отличие от столыпинских преобразований – в основу реформы были положены принципы сословной обособленности крестьянства, неотчуждаемости надельных земель и сохранения существующих форм крестьянского землевладения. Они представляли собой попытку привести в соответствие выработанное после реформы 1861 г. законодательство с социальной эволюцией деревни. Попытки сохранить основные принципы агарной политики 1880-1890-х гг. придали проекту Плеве глубоко противоречивый характер. Это проявилось и в оценке общинного землевладения. Именно община рассматривалась как институт, способный защитить интересы беднейшего крестьянства. Ставка на наиболее состоятельных членов общины (кулаков) тогда еще не делалась. Но более совершенной формой ведения хозяйства, имевшей большое будущее, был признан хутор. В соответствие с этим проект предусматривал снятие некоторых ограничений, препятствовавших выходу из общины. Однако в реальности это было крайне трудно реализовать.

    Работа комиссии Плеве стала выражением официальной точки зрения на крестьянский вопрос. Можно констатировать, что предполагавшиеся преобразования не отходили от традиционной политики, строившейся на трех принципах: сословный строй, неотчуждаемость наделов, неприкосновенность общины. Эти мероприятия были закреплены царским Манифестом «О неизменности общинного землевладения» в 1903 г. Такая политика не устраивала крестьян, поскольку не решила ни одну из насущных проблем. Перемены в аграрном законодательстве на протяжении 1890-х гг. мало что изменили в положении крестьян. Из общины выделялись единицы. Переселенческое управление, созданное в 1896 г., практически не работало. Неурожаи начала XX века только усилили напряжение, царившее в деревне. Результатом стало нарастание крестьянских выступлений в 1903-1904 гг. Основными проблемами, подлежащими немедленному решению, стали вопрос о существовании крестьянской поземельной общины, ликвидации чересполосицы и крестьянского малоземелья, а также вопрос о социальном положении крестьян.


2. Судьба реформатора.

 

Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911) - государственный деятель, реформатор, премьер-министр России в 1906-1911 гг.

Родился в старинной дворянской семье, отец – генерал, участник русско-турецких войн. В 1881 году Столыпин окончил Виленскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Вскоре после окончания курса учебы зачислен на службу в Министерство внутренних дел, затем перевелся в Министерство государственных имуществ, где получил большой опыт административной работы. Крупный помещик, убежденный монархист, в 1899 году был избран ковенским губернским предводителем дворянства, на этом посту он сумел применить полученные в ходе министерской работы навыки. Замеченный министром внутренних дел В.К. Плеве, Столыпин начинает быстро продвигаться по служебной лестнице.

В 1902 году назначен гродненским губернатором; в 1903 году стал губернатором в Саратове. Уже в это время у Столыпина созрел план кардинальных аграрных преобразований. Общинное землевладение, общинный строй, стремление русского крестьянина «всех уравнять, все привести к одному уровню» он считал безусловно вредным. Из глубокого упадка русской деревни он видел только один выход – в насаждении крепких индивидуальных хозяйств.

Во время крестьянских волнений лета 1905 г., охвативших Саратовскую губернию, проявил энергию, жесткость, личную смелость. Благодаря доле удачи и родственным связям в апреле 1906 года был назначен министром внутренних дел и в июле - одновременно председателем Совета министров. На выдвиженца Плеве обращает внимание сам император Николай II, которому льстило умение Столыпина всегда держать ситуацию под контролем и не бояться жестких мер. Сам Столыпин был готов к своему выдвижению, продемонстрировав на новом посту блестящие способности. Возглавив борьбу с революционным движением, новый премьер сразу стал объектом охоты террористов-эсеров. В августе 1906 года на Столыпина было совершено первое из 11 предпринятых покушений. На министерской даче от взрыва бомбы погибло много посетителей, были ранены сын и дочь Столыпина, но сам он не пострадал. Столыпин с семьей переехал в Зимний дворец, а в России был принят указ о военно-полевых судах, в которых судопроизводство завершалось в пределах 48 часов, а приговор исполнялся в 24 часа. По подсчетам исследователей, с августа 1906 года по апрель 1907 года было вынесено 1102 смертных приговора, а виселицу стали называть "столыпинским галстуком". Впоследствии либеральная пресса часто вспоминала Столыпину именно эту «политику», сравнивая его с палачом, однако эти меры позволили резко сократить число разбойных нападений, террористических актов и «экспроприаций».

Столыпин стал одним из немногих чиновников, регулярно посещавших заседания Государственной Думы. Он старался использовать это учреждение для активной законотворческой работы, проведения в жизнь своих идей, однако очень быстро понял, что такая Дума неработоспособна и в подавляющем большинстве депутаты враждебно настроены к существующему режиму.

Информация о работе Аграрный вопрос в России в конце ХIX - начале XX вв. Столыпинская аграрная реформа